ВМФ после войны

Nov 30, 2016 21:09

Попалось на глаза творение Больных о постройке крупных артиллерийских кораблей в послевоенный период. Что скажешь - человек оправдал свою фамилию, подробно расписал насколько дурацкой была идея строить такие корабли после 1945 года, мол американцы не строили, англичане не строили, а советские дурачки начали массово клепать крейсера и эсминцы. Еще больше его возмутил факт постройки дизельных субмарин. Спорить неохота, лучше просто описать что происходило с флотом за 8 послевоенных лет.

1945 год - СССР лежит в руинах, материальные и людские потери просто колоссальные, начинаются проблемы с союзниками по антигитлеровской коалиции, при чем из-за дремучей русофобии президента США Гарри Трумэна грозящие перерасти в войну.

США и его союзники государства морские, в СССР самое длинная береговая полоса в мире. В составе только ВМФ США одних авианосцев 125 единиц, 10 современных линкоров, 2 линейных крейсера. Правда часть этих сил сократили, так авианосцев осталось всего три десятка а линейных кораблей 8, но вместе с силами НАТО этого бы хватило что бы воевать на море со всем оставшимся миром.

У нас же с ужасом поняли что ВМФ СССР нет. Есть несколько десятков устаревших и предельно изношенных кораблей, Черноморское судостроение разрушено в оккупацию, Балтийское(Ленинград) сильно ослаблено от потери специалистов и бомбежек, на Севере центр судостроения только начали создавать перед войной, аналогично и на Дальнем Востоке.

Флот понес ужасающие потери в кадрах и корабельном составе, реально воевать могли 6 легких крейсеров, 3 лидера, два десятка эсминцев, и несколько субмарин проекта "К" и "С". Все эти корабли морально устарели к 1945 году.

Можно было конечно начать рассуждать о западных партнерах, прогнутся под кабалу Запада, и рассказать народу о вставании с колен и бомбе заложенной Николаем 2, но то поколение было другим. Флот было решено возрождать, а задача разделена на две части - подготовка кадров и постройка кораблей.

Для начала достроили заложенные до войны крейсера проекта 68 и эсминцы проекта 30, пять и десять штук соответственно. Эти корабли устаревших проектов и стали своего рода партами для послевоенного флота. Моряки получили новые корабли, вполне пригодные для обучения специалистов и береговой обороны при поддержке ВВС.

К концу сороковых судостроительные мощности были полностью восстановлены, но начинать постройку тяжелых кораблей не имея ни легких сил ни опыта Сталин не разрешил. Его фразу о запрете постройки авианосцев часто ставят в вину, но..в разоренной стране, в добавок не имеющей опыта такого строительства такая попытка обернулась бы огромными расходами с неясным результатом. Аналогичная судьба постигла и проекты линкоров - такого рода разработки были закрыты.

В качестве тактики в возможной войне было выбрано единственное разумное решение - береговая оборона силами крейсеров и эсминцев, и действия субмарин на коммуникациях противника. Опять же, на послевоенную программу судостроения обрушен шквал критики - планировалось построить три линейных крейсера, 25 легких крейсеров, 70 эсминцев и три сотни субмарин. Посмотрим на эти корабли подробнее:

1. Линейные крейсера проекта 82 стали самыми критикуемыми кораблями советских ВМФ. Сама идея постройки крупных артиллерийских кораблей в 1951 году кажется многим откровенно дурацкой. Правда никто не хочет ответить на простой вопрос - а какие надо было строить? Противокорабельные ракеты только проектировались, то что было эффективным отнюдь не выглядело, корабельные реакторы существовали только на чертежных досках, а война могла начаться в любой момент. При наличии дилеммы что лучше - устаревшие корабли или ничего лучше выбирать первое. Кстати первые нормальные ПКР появятся только через десять лет, а последние артиллерийские крейсера США спишут аж в 70е годы...Их линкоры доживут до 21 века, но желающих смеяться с тупых пиндосов по этому поводу нет, а вот со Сталина и Кузнецова почему то смеются.

Второе возражение против них - без авиационного прикрытия их быстро бы потопили. Так никто и не собирался бросать эти корабли в открытый океан. Их строили для боев в зоне действия береговой авиации, где благодаря скорости(34 узла)и мощному вооружению "Сталинграды" могли разбить в пух и прах любого западного оппонента, кроме линкоров, но от них проект 82 уходил легко и непринужденно.

2. Крейсера проекта 68бис - эпохальные корабли советских ВМФ, построенные в первой половине 50х они служили до начала 90х годов, благодаря размерам и энергетике модернизировались в ракетные, крейсера ПВО и управления...Кто то хочет сказать что они лишние? То что их не использовали на всю катушку и не модернизировали все не вина Сталина умершего в 1953 году. Это целиком "заслуга" Хрущева, который по неграмотности решил что с появлением АПЛ и ракет надводные корабли не нужны.

3. Эсминцы проекта 30бис - критики упирают на очень слабое зенитное вооружение, но, опять же, корабли готовились действовать под зонтиком береговой авиации, в отличии от ВМФ США, обеспечивать ПВО соединения задача не стояла, при атаке же авиагруппы "Эссекса" эсминцам не помогут никакие зенитки, ситуация изменилась только с появлением зенитных ракет, но в 1949 году все это было на уровне мечтаний и эскизов. Первый полноценный корабельный ЗРК появится только в 1957 году, но благодаря габаритам, для малых кораблей он годится не будет. Сами эсминцы дослужили до 80х, передавались союзникам СССР, благодаря мощному вооружению предназначались для поддержки высадок морпехов...Единственный недостаток проекта - сравнительно небольшие размеры, что не позволяло провести полноценную модернизацию в начале 60х, но везде силен не будешь, для бедного СССР конца сороковых думать на 20 лет вперед не всегда выходило, полыхнуть могло и завтра.

4. Дизельные подводные лодки проектов 611 и 613 - соответственно океанские и средние лодки. Созданы на основе немецкого проекта 21 серии и собственных наработок. Корабли получились простые(на флоте 613 проект сравнивали с автоматом Калашникова) и эффективные. Многие прошли модернизации и стали первыми советскими носителями ПКР и баллистических ракет. В строю до 80х годов, проекты на их основе составляли основу дизельного подводного флота до конца 90х.

А теперь укажите здесь ошибки "тупых совков"? Наоборот, в середине 60х вдруг выяснилось что флоту не хватает тяжелых артиллерийских кораблей, оказалось что артиллерия нужна для поддержки морских десантов, боевых служб по сопровождению авианосцев(кто не в курсе - наши корабли в течении двадцати лет сопровождали авианосцы Юс Неви на дистанции залпа, с четким приказом - открыть огонь при массированном взлете, вот где бы пригодились "Сталинграды" порезанные Хрущевым) и демонстрации флага.

За десять лет Сталину и Кузнецову удалось восстановить судостроение, воссоздать флот и воспитать новое поколение профессиональных моряков, более того - сделан огромный шаг к флоту нового поколения, который и выйдет в океан:

- в 1949 году начато создание корабельного ядерного реактора
- в 1952 году проектирование первой советской атомарины
- в 1950 году начато проектирование баллистической ракеты Р-11, модификация которой станет первой корабельной баллистической ракетой
- в 1947 году!!! начато проектирование первой противокорабельной ракеты КС-1
- 1953 год - начато проектирование советского авианосца, этот раз все всерьез, проект похерил Никита Хрущев..

Как видим о новых технологиях никто не забывал, и будь вместо Хрущева кто то адекватнее, и океанский флот СССР стал бы более сбалансированным и появился бы на несколько лет раньше.

Но можно дальше материть Сталина, в угоду политическому моменту и пестовать чувство неполноценности своего народа, а можно признать что послевоенный рывок от набора устаревших кораблей до второго флота в мире не имеет аналогов в истории, и заслуга это советского народа и его руководства.

Сталин, ВМФ СССР

Previous post Next post
Up