Поэзию Олега Григорьева я для себя открыла, купив еще в середине 90-х годов сборник "Прямо по башке" с иллюстрациями Валерия Дмитрюка (М.: Мартин, 1997). Эта книга впервые ввела в круг детского чтения очень большой пласт стихов поэта, которого отнюдь нельзя назвать чисто "детским". По сути дела, сделал Григорьева доступным для читателей младшего возраста именно замечательный художник В.Дмитрюк.
Как он этого достиг? Очень крупно, ярко подал в иллюстрациях ГЕРОЯ стихотворений - двоечника, озорника, чудака и фантазера: немного поэта, немного художника, немного философа.
Название сборника - слова из стихотворения "Цветочки": "Упал цветок в большом горшке, попал мне прямо по башке. На голове цветочки прижились, как на кочке".
Сколько в этом сборнике отттенков! Если драка, то в ее описании и поэт, и художник поднимаются до "эпики":
Лирика - сверхэкспрессивна и пристальна... В стихотворение попадает каждый жук и кузнечик...
Диапазон чувств, ощущений - широчайший: от микромира - к звездам, от веселья и азарта - к слезам.
Не знаю, может быть, во мне до сих пор остается что-то детское, но для меня очень важно, чтобы художник не прочитал стихотворение "Про птичку" в традициях "черного юмора", а обязательно потвердил своим рисунком, что сама злополучная кошка, съевшая бедную птичку, вполне жива и здорова. И в этом больше убедила даже не иллюстрация В.Дмитрюка, а рисунок В.Гусева из старенького сборника "Чудаки" (Л.: Дет. лит., 1971).
Книжку "Чудаки" рассматривала совсем недавно. Обычно художник Вадим Гусев очень интересно "конструирует" свои книжки, это же издание выглядит достаточно просто и сдержанно.
Со страниц вдруг повеяло Петербургом-Ленинградом, его "изнаночной", а не парадной стороной, закапало дождиком...
И всего в нескольких картинках Гусев интересно "поиграл с буквами", что является такой незабываемой особенностью его стиля.
Не знаю, полюбила бы стихи Олега Григорьева, начав знакомство с ним с книги Н.Воронцова "Озорные стихи". К сожалению, не знала, что сборник уже выходил под названием "Хулиганские стихи", и если бы "Рипол" сохранил это название, мои читательские ожидания и впечатления, думаю, были бы другими. Очень ждала выхода книги, казалось, что манера Николая Воронцова так подходит к самым веселым и забавным стихам Григорьева...
Знаю, что в Живом Журнале много поклонников творчества Николая Воронцова. Сама впервые увидела его книгу "Занимательный Мюнхаузен" в 90-е годы, когда ездила в командировку в Екатеринбург, и долго горела нетерпением обязательно приобрести это издание для библиотеки (что, к счастью, удалось осуществить). В этом году хорошее впечатление осталось от книги "Царь Пузан" издательства "Детгиз". Поэтому совсем не ожидала "читательского разочарования".
"Озорные стихи" заставили задуматься о "пределах допустимого" в иллюстрациях к детской книге. Если бы у меня был маленький ребенок, не дала бы ему книгу с такой картинкой:
Не хотелось бы, чтобы в сознании детей закреплялся шаржированный образ Пушкина с отросшим животиком и ушанкой на голове. И хотя совсем взрослая, никогда не смогла бы слушать анекдоты о Герасиме и Муму:
И совсем, по-моему, не имеет отношения к Григорьеву вот эта иллюстрация с подвешенным вверх ногами Дедом Морозом:
Я прошу прощения у художника, если была в чем-то резка, но по роду своей работы должна думать о том круге чтения для детей, который включал бы их в культуру, а не разрушал даже те хрупкие представления о ней, которые только начинают формироваться в этом возрасте.