Помечтаем о море!

Nov 04, 2013 12:42

После книги Паустовского вспомнились иллюстрации Г.Епишина к Галине Демыкиной. Сохраню в журнал свой старый пост для сообщества.

Оригинал взят у donna_benta в Помечтаем о море!
Книги Галины Демыкиной в детстве не читала, но ее поэтическая проза о тайной, внутренней жизни ребенка сегодня как будто возвращает к самым ранним чувствам и переживаниям. Кажется, те ощущения навсегда утрачены, но благодаря хорошему писателю вдруг появилась возможность пережить их заново.




Маленькие повести «Цветные стеклышки» и «Мой капитан» объединяет общая тема - детская мечта о море. Вместе они составляют своеобразную «морскую дилогию».
Иллюстрации к этим повестям рисовали очень хорошие художники - Г.Епишин, М.Успенская, П.Асеев.
Мне художники всегда казались «лучшими читателями», к их прочтению прозы Демыкиной хочется присмотреться, сравнить и понять, наконец, что привносит каждый из них в наше понимание смыслов , заложенных в текст писательницей .

Поэзия или проза?

Геннадий Епишин хорошо улавливает поэтическое начало в прозе Галины Демыкиной, ее разноцветное, эмоциональное слово. Благодаря ему мы в самом деле начинаем видеть мир сквозь «цветные стеклышки».
Посмотрите!







Из всех чувств и эмоций, обуревающих маленькую Нюрашу, художник особо выделяет  ее детские страхи, такие цветные, как все в ее маленьком мире.




Страхи тесно переплелись с мечтой о море. Мечта подарена девочке отцом, сливается с любовью к родному человеку (и, по сути является одной из граней этой любви, ведь вызвана желанием избежать разлуки). Даже себя Нюраша оценивает отцовским взглядом: «Нюраша знает, почему отец не берет ее с собой. Потому что она маленькая и капризничает. И всего боится. А она не всего боится. И скоро будет совсем храбрая…»




А ключом ко всей повести для Геннадия Епишина стал поэтический образ «мальчика с косой».




« - Ты что, дочка, высматриваешь? - спросил отец. - Птицу, что ли? Так не привез я ее. Эта чайка живет на косе, у мальчика Казиса…
- На какой косе? - удивилась Нюра. - Разве у мальчиков бывают косы?...»




Как трогательно выглядит бумажный кораблик, в котором стоит «мальчик с косой», мальчик из мечты о море!
Правда, в сборнике «Цветные стеклышки» иллюстрация расположена крайне неудачно. Она открывает повесть и вроде бы должна внести дополнительный метафорический смысл в ее прочтение. Но вступает в явное противоречие с текстом, ведь в первых строчках мы знакомимся с … кошкой и ее хозяйкой Нюрой:

«Садись поближе,
Нагнись поглубже,
Погляди получше,
Вот так.
А теперь отгадай, как зовут эту кошку…»

И подобное противоречие вряд ли понятно ребенку с его конкретным мышлением.

П.Асеев читает повесть «Цветные стеклышки» как прозу, медленно следует вслед за текстом, за мельчайшими сюжетными подробностями. И у художника больше возможностей для этого, потому что повесть с его иллюстрациями в 1972-м году вышла отдельным изданием.




Начинается книга с портрета Нюры.




И дальше мы следуем за девочкой на прогулку в лес: «Сперва Нюра ничего не находила. Потом нашла очень много: увидала листок, подняла его, а под ним - гриб. Сорвала гриб, а под ним - еще один, маленький. Сорвала маленький, а под ним - улитка. Нюра подумала: если улитку согнать, там, может, еще кто-нибудь прячется…»




С удивлением видим чайку над родными пашнями - как привет от отца и далекого моря.




Слушаем рассказ отца о храбром мальчике Казисе.












Идем вместе с мамой на дальнее поле, где снова в небе мелькает белая чайка.







И страх в этой большой жизни оказался совсем маленьким.




Ведь важнее отправить привет мальчику Казису - ленту в клеточку.







И какой теплый и реальный образ Казиса рисует П.Асеев:







А на иллюстрациях Г.Епишина у Казиса «не из мечты» по сути нет лица:







Игра в «цветные стеклышки» - самый важный момент сюжета. Нюраша сквозь стекло видит вместо поля голубое море, у Казиса море золотится как поле. И эта игра и мечта у П.Асеева мягко «обнимает» текст - парные рисунки открывают и закрывают книгу.




Как много смыслов в маленькой повести! Маленькая добрая мечта, подаренная отцом, помогает понять, какой разной бывает твоя Родина, где есть желтые поля и голубые моря, помогает обрести дружбу, которой не помеха расстояния.
Мне нравится, как П.Асеев «досочиняет» книгу, и вслед за ним мы верим, что встреча Нюраши и Казиса обязательно состоится. На той самой волшебной косе.




Кто главный герой?

Когда я открываю повесть «Мой капитан» сначала с иллюстрациями Г. Епишина, а затем М.Успенской, возникает чувство, как будто вижу две разных повести.
Г.Епишин снова стремится к обобщению, выделяет главное. Встреча малыша Пети с мальчиком Валерием, который прикован к постели и зовет себя «капитаном, потерпевшим кораблекрушение» - ключевая в повести. И художник очень поэтично рисует образ старшего друга - стойкого «капитана».










Иллюстрации выглядят такими уютными, дачными.




"Мой капитан" с иллюстрациями М.Успенской вышел в свет в 1971 году.




Черно-белые иллюстрации в ней более сдержанные, суровые. И как интересно решен переход от окружающего нас многоцветия к отсутствию цвета.




Цвет только вокруг, на внутренних сторонах обложки.И мечта о море тоже цветная («море рядом»).




Быт в рисунках Успенской скорее не дачный, а провинциально-сельский.







Главный герой «ее повести» - сам Петя, в то сложное время его безмерного одиночества, когда мама на месяц покинула малыша, и он оказался в новом для себя месте (Ведь все мы хорошо помним, что значило когда-то для нас  остаться без мамы).
Да еще хозяйка дома Нина Игоревна то и дело скажет о мальчике «доброе слово»:
«Неудачный ребенок. Вялый. И неряха. Уши грязные, ногти черные. Я бы хотела, чтобы он вам понравился»;
«Удивительно трудный ребенок. Непонятный. Закрытая книга!»
Как подробно описаны у Галины Демыкиной первые дни на новом месте!
Знакомство с Мужем-и-Повелителем и его подарок - бумажные человечки.







Но «неудачный ребенок» не знает, как с ними играть, и прячет в свой чемодан.




И при этом жалеет Мужа-и-Повелителя, будто тот меньше Пети. «Вот подарил ему своих человечков, в которых играл все детство. А Пете они не понравились».
В знакомстве с Седьмой Водой на Киселе по имени дядя Борис Г.Епишин выделяет момент, когда взрослый человек старается развеселить мальчика, играет с ним и подбрасывает вверх.




М.Успенская внимательнее к подтексту, к внутренней жизни ребенка. В гостях у Бориса его больше всего интересует ящик с пульками, откуда он берет тайком одну из них.




Но в конце встречи, после игр и тихой песни, которой Борис «будто рассказал ему о себе что-то такое важное, и они стали как свои» (Петя даже подошел и потерся носом о бархатный рукав), мальчик «вынул руку из кармана и протянул … на ладони горячую пульку».




Мне очень греет душу сцена, как взрослый человек Борис несет Петю в гости - на плечах.




А в гостях у больного мальчика Валеры и его мамы происходит еще одна сцена, непомерная для нежной души одинокого мальчика. Ведь Нина Игоревна на дорогу велит «не глазеть» на больного и «нас всех не срамить». И Петя не стал глазеть, а «сразу повернулся к рыбкам» (Здесь стоит прочесть текст).







Мне еще теплее от того, что после побега из гостей Борис снова подхватывает малыша на свои мужские руки, как будто защищая его.
И на следующий день душа мальчика оживает. Чего стоит эпизод, как он увидел под лопухом КОГО-ТО, кто глядел на него круглыми черными глазами. Свою находку-птенца сразу захотелось показать, и встреча с Валерием произошла совершенно естественно и весело.




Насупленность и готовность к страху и слезам не сразу покидают Петю.






Но он уже увлечен игрой.




И как хорош уютный день рождения в вечернем саду! Здесь хочется вернуться к иллюстрации Г.Епишина.




Правда, после хорошего снова вспоминается мама:




Короткая летняя жизнь течет как смена тени и света.




Вот снова тревожно на душе: Валерию становится хуже, растет чувство беды.










И как трогателен этот жест Пети вслед уезжающей машине с больным мальчиком!




Теперь он готов не только принимать заботу. Ведь Валерий оставил его капитаном за себя.

Успенская, Асеев, рассматриваю иллюстрации, Епишин, сообщество "Музей детской книги", Демыкина

Previous post Next post
Up