После книги Паустовского вспомнились иллюстрации Г.Епишина к Галине Демыкиной. Сохраню в журнал свой старый пост для сообщества.
Оригинал взят у
donna_benta в
Помечтаем о море!Книги Галины Демыкиной в детстве не читала, но ее поэтическая проза о тайной, внутренней жизни ребенка сегодня как будто возвращает к самым ранним чувствам и переживаниям. Кажется, те ощущения навсегда утрачены, но благодаря хорошему писателю вдруг появилась возможность пережить их заново.
Маленькие повести «Цветные стеклышки» и «Мой капитан» объединяет общая тема - детская мечта о море. Вместе они составляют своеобразную «морскую дилогию».
Иллюстрации к этим повестям рисовали очень хорошие художники - Г.Епишин, М.Успенская, П.Асеев.
Мне художники всегда казались «лучшими читателями», к их прочтению прозы Демыкиной хочется присмотреться, сравнить и понять, наконец, что привносит каждый из них в наше понимание смыслов , заложенных в текст писательницей .
Поэзия или проза?
Геннадий Епишин хорошо улавливает поэтическое начало в прозе Галины Демыкиной, ее разноцветное, эмоциональное слово. Благодаря ему мы в самом деле начинаем видеть мир сквозь «цветные стеклышки».
Посмотрите!
Из всех чувств и эмоций, обуревающих маленькую Нюрашу, художник особо выделяет ее детские страхи, такие цветные, как все в ее маленьком мире.
Страхи тесно переплелись с мечтой о море. Мечта подарена девочке отцом, сливается с любовью к родному человеку (и, по сути является одной из граней этой любви, ведь вызвана желанием избежать разлуки). Даже себя Нюраша оценивает отцовским взглядом: «Нюраша знает, почему отец не берет ее с собой. Потому что она маленькая и капризничает. И всего боится. А она не всего боится. И скоро будет совсем храбрая…»
А ключом ко всей повести для Геннадия Епишина стал поэтический образ «мальчика с косой».
« - Ты что, дочка, высматриваешь? - спросил отец. - Птицу, что ли? Так не привез я ее. Эта чайка живет на косе, у мальчика Казиса…
- На какой косе? - удивилась Нюра. - Разве у мальчиков бывают косы?...»
Как трогательно выглядит бумажный кораблик, в котором стоит «мальчик с косой», мальчик из мечты о море!
Правда, в сборнике «Цветные стеклышки» иллюстрация расположена крайне неудачно. Она открывает повесть и вроде бы должна внести дополнительный метафорический смысл в ее прочтение. Но вступает в явное противоречие с текстом, ведь в первых строчках мы знакомимся с … кошкой и ее хозяйкой Нюрой:
«Садись поближе,
Нагнись поглубже,
Погляди получше,
Вот так.
А теперь отгадай, как зовут эту кошку…»
И подобное противоречие вряд ли понятно ребенку с его конкретным мышлением.
П.Асеев читает повесть «Цветные стеклышки» как прозу, медленно следует вслед за текстом, за мельчайшими сюжетными подробностями. И у художника больше возможностей для этого, потому что повесть с его иллюстрациями в 1972-м году вышла отдельным изданием.
Начинается книга с портрета Нюры.
И дальше мы следуем за девочкой на прогулку в лес: «Сперва Нюра ничего не находила. Потом нашла очень много: увидала листок, подняла его, а под ним - гриб. Сорвала гриб, а под ним - еще один, маленький. Сорвала маленький, а под ним - улитка. Нюра подумала: если улитку согнать, там, может, еще кто-нибудь прячется…»
С удивлением видим чайку над родными пашнями - как привет от отца и далекого моря.
Слушаем рассказ отца о храбром мальчике Казисе.
Идем вместе с мамой на дальнее поле, где снова в небе мелькает белая чайка.
И страх в этой большой жизни оказался совсем маленьким.
Ведь важнее отправить привет мальчику Казису - ленту в клеточку.
И какой теплый и реальный образ Казиса рисует П.Асеев:
А на иллюстрациях Г.Епишина у Казиса «не из мечты» по сути нет лица:
Игра в «цветные стеклышки» - самый важный момент сюжета. Нюраша сквозь стекло видит вместо поля голубое море, у Казиса море золотится как поле. И эта игра и мечта у П.Асеева мягко «обнимает» текст - парные рисунки открывают и закрывают книгу.
Как много смыслов в маленькой повести! Маленькая добрая мечта, подаренная отцом, помогает понять, какой разной бывает твоя Родина, где есть желтые поля и голубые моря, помогает обрести дружбу, которой не помеха расстояния.
Мне нравится, как П.Асеев «досочиняет» книгу, и вслед за ним мы верим, что встреча Нюраши и Казиса обязательно состоится. На той самой волшебной косе.
Кто главный герой?
Когда я открываю повесть «Мой капитан» сначала с иллюстрациями Г. Епишина, а затем М.Успенской, возникает чувство, как будто вижу две разных повести.
Г.Епишин снова стремится к обобщению, выделяет главное. Встреча малыша Пети с мальчиком Валерием, который прикован к постели и зовет себя «капитаном, потерпевшим кораблекрушение» - ключевая в повести. И художник очень поэтично рисует образ старшего друга - стойкого «капитана».
Иллюстрации выглядят такими уютными, дачными.
"Мой капитан" с иллюстрациями М.Успенской вышел в свет в 1971 году.
Черно-белые иллюстрации в ней более сдержанные, суровые. И как интересно решен переход от окружающего нас многоцветия к отсутствию цвета.
Цвет только вокруг, на внутренних сторонах обложки.И мечта о море тоже цветная («море рядом»).
Быт в рисунках Успенской скорее не дачный, а провинциально-сельский.
Главный герой «ее повести» - сам Петя, в то сложное время его безмерного одиночества, когда мама на месяц покинула малыша, и он оказался в новом для себя месте (Ведь все мы хорошо помним, что значило когда-то для нас остаться без мамы).
Да еще хозяйка дома Нина Игоревна то и дело скажет о мальчике «доброе слово»:
«Неудачный ребенок. Вялый. И неряха. Уши грязные, ногти черные. Я бы хотела, чтобы он вам понравился»;
«Удивительно трудный ребенок. Непонятный. Закрытая книга!»
Как подробно описаны у Галины Демыкиной первые дни на новом месте!
Знакомство с Мужем-и-Повелителем и его подарок - бумажные человечки.
Но «неудачный ребенок» не знает, как с ними играть, и прячет в свой чемодан.
И при этом жалеет Мужа-и-Повелителя, будто тот меньше Пети. «Вот подарил ему своих человечков, в которых играл все детство. А Пете они не понравились».
В знакомстве с Седьмой Водой на Киселе по имени дядя Борис Г.Епишин выделяет момент, когда взрослый человек старается развеселить мальчика, играет с ним и подбрасывает вверх.
М.Успенская внимательнее к подтексту, к внутренней жизни ребенка. В гостях у Бориса его больше всего интересует ящик с пульками, откуда он берет тайком одну из них.
Но в конце встречи, после игр и тихой песни, которой Борис «будто рассказал ему о себе что-то такое важное, и они стали как свои» (Петя даже подошел и потерся носом о бархатный рукав), мальчик «вынул руку из кармана и протянул … на ладони горячую пульку».
Мне очень греет душу сцена, как взрослый человек Борис несет Петю в гости - на плечах.
А в гостях у больного мальчика Валеры и его мамы происходит еще одна сцена, непомерная для нежной души одинокого мальчика. Ведь Нина Игоревна на дорогу велит «не глазеть» на больного и «нас всех не срамить». И Петя не стал глазеть, а «сразу повернулся к рыбкам» (Здесь стоит прочесть текст).
Мне еще теплее от того, что после побега из гостей Борис снова подхватывает малыша на свои мужские руки, как будто защищая его.
И на следующий день душа мальчика оживает. Чего стоит эпизод, как он увидел под лопухом КОГО-ТО, кто глядел на него круглыми черными глазами. Свою находку-птенца сразу захотелось показать, и встреча с Валерием произошла совершенно естественно и весело.
Насупленность и готовность к страху и слезам не сразу покидают Петю.
Но он уже увлечен игрой.
И как хорош уютный день рождения в вечернем саду! Здесь хочется вернуться к иллюстрации Г.Епишина.
Правда, после хорошего снова вспоминается мама:
Короткая летняя жизнь течет как смена тени и света.
Вот снова тревожно на душе: Валерию становится хуже, растет чувство беды.
И как трогателен этот жест Пети вслед уезжающей машине с больным мальчиком!
Теперь он готов не только принимать заботу. Ведь Валерий оставил его капитаном за себя.