Дон Кихот
Национальная опера Украины, 24 апреля 2014г.
Я уже признавалась, что балет Дон Кихот в принципе не особо чувствую и не сильно ценю (хотя, если считать со вчерашним просмотром, я и видела то его живьем только два раза). Во-первых, мне совсем не кажется органичным сплав глубоко трагичной и философской по сути линии "рыцаря печального образа" и шального вставного дивертисмента. Во-вторых - ну это же бутерброд, а не балет! Напихать туда можно все - от танцев пьяных ирландских моряков до па-де-труа трезвых киевских сантехников - под сочной горчичкой фуэте жадный зритель все схрумает и добавки попросит. Связности я в нем не ощущаю, только нарочитую фрагментарность. Я с таким же успехом на гала-концерты могу ходить, как на ДК. Конечно, знающие люди мне советуют посмотреть ДК "со звездами" или хотя бы с бесспорными премьерами - тогда мол, я сразу и увижу все зубодробительные красоты, делающие этот балет гастрольным хитом всех времен и народов. Но ведь звезд то на всех не напасешься, а балет этот в Киеве идет нечасто, так что даже и маститый домашний состав зрителю тоже приходится ловить.
Елизавета Чепрасова, Виктор Ищук
Не то чтобы бойкая резвушка Елизавета Чепрасова или темпераментный Виктор Ищук были вчера плохи - они продемонстрировали вполне крепкий уровень хорошо обученных профессионалов. Где то такой же я и видела год назад у Александра Стоянова и Екатерины Кухар (правда, у тех еще и дуэтная слаженность была не в пример лучше).
Бойкая резвушка Чепрасова вполне органична в партии Китри - идеальными линиями крепенькая Елизавета пленить не может, но вот жизнерадостности у нее хоть отбавляй, да и технический уровень приличный: фуэте открутила достаточно уверенно, с небольшим продвижением, чередуя одинарные и двойные.
"Веера", правда, прошли похуже - но Елизавете за них только спасибо, поскольку дирижер Макаренко вероятно заснул за пультом, а проснувшись, долго не мог понять, где же он - то ли в театре, то ли на поминках любимой бабушки. Китри следует сказать спасибо за то, что вообще смогла устоять при заданных похоронных темпах. При "помощи" г-на Макаренко выглядела эта эффектная, хитовая мизансцена как смахивание пыли с этажерки - потянулись, нагнулись, смахнули, и все мееедленно так, не спеша... Ну е-мое - и как с такими дирижерами полюбить балет Дон Кихот?! В памяти все время стоит выцветшая от времени черно-белая пленка, на которой ураганная Ольга Лепешинская танцует "веера" так, что кажется, сценическое покрытие вот-вот сорвется и бросится устраивать перепляс.
Однако, за что все таки стоит посетить Дон Кихот (даже мне) - так это за наличие большого числа различных остро- и демихарактерных партий и номеров. Если зрителю интересно, что творится в труппе в этом направлении, то лучше смотра, чем Дон Кихот, просто не найти. Таким образом, вчера можно было лицезреть всю амплитуду нынешнего состояния киевских характерников - от жидкого и твердого, до газообразного:)
Сергей Кривоконь и Ольга Кифяк
... Стыдоба-стыдобушка-стыдобинушка - это про Сергея Кривоконя в партии Эспадо. После полутора лет тусовки на балетных форумах, я скрепя сердце примирилась с тем, что критика должны быть конструктивной, и, по-возможности, доброжелательной. Но что я могу поделать, если самое конструктивное, что я могу сказать г-ну Кривоконю, это: "Молодой человек! Отойдите, пожалуйста, во вторую линию кордебалета!". Наличие катастрофически деревянного, до скрежета зубов немузыкального, плохо координированного солиста в партиях типа Тореадора или Эспадо - это полное обнищание совести у балетного руководства. Вчера г-н Кривоконь махал мулетой так, как машут 10-летние мальчики бумажным змеем - разве что у детей присутствует искренняя радость от этого процесса и нет никакой необходимости изображать какого-то там испанского дядьку. А на простейшем выходе из вращения опять рассыпался и начал падать - мрак просто... Баланс отсутствует как класс, корпус вихляет, ноги просто расползаются. В яростной схватке с хореографическим текстом потерпел сокрушительное поражение. Образ - и не ночевал.
Ольга Кифяк выглядела с таким Эспадой как несравненная Матильда Феликсовна, оказавшаяся на Нижегородской ярмарке. Неуверенность и провинциальность ее партнера только подчеркивали отточенность и техничность ее исполнения. С апломбом дамы большого света, вальяжно так, прошлась посреди ножей, блеснула крепкой пальцевой техникой и роскошным шиньоном. Отмечу повелительный жест веером - снисходительно-добродушное осознание тотального превосходства над перепуганным Эспадой. Правда, где там была Уличная?:) Там прима была, царица бала:)
Анна Васильева и Сергей Тихий
Неожиданно мне очень отозвалось наше скромное Болеро. Мягкая, обаятельная Анна Васильева показала нехилые такие прогибы в спине, а Сергей Тихий мне просто очень нравится:) Вроде бы и ножки у него могли бы поживее и почетче работать, и осанка временами небалетная, но за его улыбку я прощаю все! Очень позитивный, обаятельный и артистичный солист.
Сергей Скузь и Вячеслав Стельмах
Суховатый Тактирщик Лоренцо в трактовке Сергея Скузя был сильно озабочен статусом и денежными вопросами. Признаться, виденный в прошлый раз Юрий Романенко понравился больше - такой яркий, комикующий, глуповатый провинциальный папаша. А пузико какое у него было симпотишное прицепное, а щечки крашеные, а головкой как трусил - ну прям милашка! Но папы в общем разные бывают, не спорю. Гамаш Стельмаха хорошо обыграл ревматизм и умственную недалекость своего героя.
Владислав Иващенко и Юрий Коробчевский
Номинально-главные герои понравились очень, но только подчеркнули, за что я не жалую Дон Кихот. Одинокий, грустный и очень трогательный старик Владислава Иващенко пронял очень сильно - своей беззащитностью. Такие дедушки должны сидеть дома с внуками у камина, а не шататься по площадям со всяким сбродом! (Сброд - это про мелкого воришку Коробчевского, который беззастенчиво потешался над немощью бедного старика).
В общем, так действие и шло - где-то хорошо, где-то ужасно, где-то очень трогательно. И тут вдруг неожиданно для меня появилась ОНА - Цыганка Ксении Иваненко. С первого такта, с первого ее неистового жеста, слово за словом я стала смутно вспоминать один очень давно, еще в детстве прочитанный текст:
О! в его скрипке слышались и завывание ветра, и дыхание моря, и шёпот банши под ивами, и жалоба бекаса на вересковой топи. В ней звучали одинокость болот и красота небес, свист черного дрозда и песня жаворонка, легкая поступь тысяч и тысяч фей, топот их маленьких ножек в ночной пляске до самой зари.
Это из сборника ирландских сказок и легенд, сказание "Воскресение Рафтери" - о легендарном ирландском скрипаче. В глубоком детстве я прочитала и восхитилась - какое простое и всеобъемлющее описание таланта, его многогранности и щедрости. Ту самую щедрость я имела большое счастье вчера видеть и в танце Ксении - и сосредоточенный трагизм, и царственную осанку, и горячечный надрыв, и бесшабашное веселье. Ну что же... Я не ирландский народ и не составитель сборника легенд, но кое-что сказать о нашей несравненной характерной приме мне хочется.
Ксения Иваненко
Испанская стать, а в глазах - грустный киевский блюз,
Она танцует неистово, каблуками щелкает.
Она ведьма, точно! Иногда я ее боюсь:
Протыкает меня, как воск, своими образами-иголками.
Одолжу рифму у Маяковского - он не обидится,
Но среди характерниц взор останавливать не на ком.
После многих балетных просмотров мне ясно видится:
Нет у нас лучше Ксении Иваненко!
От Хортонс чахоточной - до шотландской Бабы-Яги,
От порочной Низы - до невинной Девушки в белом,
Ей всегда все в пору - хоть пуанты, хоть сапоги.
Когда есть характер - образ может быть удивительно смелым.
Когда есть характер - то просто на сцене живешь,
Плавишь в золото каждый спектакль, как алхимик в горниле.
Когда есть характер - то с гримом его не сотрешь,
Просто будешь смотреться поярче десятка Одиллий.
Колдовские глаза, руки Остры, как бритва Gillette,
Темперамент кубинки... Ее обсуждают в антракте:)
Она ведьма, клянусь! Может, ну его - этот балет?!
Я считала, что он - фуэте, оказалось - характер...