Сильфида
Национальная опера Украины, 17 апреля 2014г.
Как большой поклонник балета «Сильфида» скажу, что этот очаровательный танцевальный винтаж я очень люблю, и смотреть его могу в принципе в любом составе, поэтому о походах на него никогда не жалею. Вот и вчера не пожалела, хотя впечатление осталось своеобразное - и больше в сторону пессимизма по причине отсутствия связности и целостности спектакля. Отдельные моменты были замечательны, но само действо и большинство ансамблей для меня превратилось в эдакий дисперсный калейдоскоп, где каждый сам по себе, и если цельная картина и собирается, то ненадолго, а затем практически сразу превращается в какой-то диковинный узор.
Начнем с того, что главная пара солистов - они вообще даже визуально очень плохо сочетаются друг с другом. То ли наше руководство было просто вынуждено их выписать в силу разного рода нетворческих причин, то ли с детской наивностью полагает, что раз силовых акробатических трюков и верхних поддержек в этом балете нет, то зрителю и так пойдет - съест с горчичкой. А мне вот, представьте себе, не пошло!
Юлия Трандасир, по моему, входит в тройку самых высоких солисток Нацоперы, наряду с Анастасией Шевченко и Екатериной Козаченко. У светло-русой Юлии хорошие природные данные, мягкий темперамент, чудные аристократические руки и исключительная худоба.
Юлия Трандасир
А вот Вадим Буртан если и выше чуть-чуть самого «миниатюрного» нашего премьера Александра Стоянова, то по ощущениям не сильно. Небольшого роста, подвижный, смуглый, с экзотической для нашей сцены внешностью и жесткими черными волосами, г-н Буртан сочетался с Юлией Трандасир, как фрески доколумбовой Мексики с творчеством ранних пре-рафаэлитов. Разумеется, в отдельных случаях нетривиальный дуэт может и сработать, но, увы, это оказалось не про вчерашний спектакль.
Крайний слева - Вадим Буртан
Вообще, гротесковое различие физических параметров артистов издавна служило источником сугубо комического эффекта для смежных видов творчества. В опереттах регулярно дефилировали внушительные дамы, в ухажеры к которым набивались прыткие кавалеры, едва достигающие декольте своих пассий, а уж как на этом наварилось кино со всякими там Патами и Паташонами да Лорелами и Харди... И как я погляжу теперь вот и госпожа Рехвиашвили решила «освежить» подобным образом киевскую Сильфиду. Ну-ну:)
По счастью, совсем комично это не было - но и хорошего было мало. Повезло еще, что Юлия Трандасир, с ее интеллигентной манерой танца и мягкой сценической подачей, попыталась сгладить шероховатости. А была б она пожестче - то получилась бы у нее на фоне субтильного невысокого Буртана практически тюремная надзирательница. Но и того, что было, вполне хватило, чтоб ключевые драматические сцены спектакля оказались безнадежно испорчены. По крайне мере, для меня.
Ну почему сцена смерти Сильфиды в исполнении этой пары походила на выяснение отношений между перепуганным учеником и нависающей над ним строгой учительницей?!
Почему ухаживание Джеймса стало похожим на торопливый забег фаната по следам подиумной топ-модели?!
Мне сложно говорить о создаваемых образах в случае, когда артисты так и не нашли общего созвучия, но я попытаюсь. Если верить нашему сайту, Юлия Трандасир в штате НОУ с 2005 года. За то время, что я хожу на балет, я ее видела лишь в небольших сольных партиях и вариациях. Могу только приветствовать тот факт, что руководство НОУ наконец то решилось доверить ей главную роль. Да и выбор партии для такого дебюта обнадеживал - соглашусь, что именно в Сильфиде Юлия способна показать все свои достоинства и искусно скрыть недостатки. А они есть - у Трандасир не всегда стабильна техника, как у многих высоких балерин иногда появляются проблемы с соблюдением баланса, а так же со слабостью стопы. К тому же, отмечу, что на мой субъективный взгляд туника/шопенка ей идет гораздо больше, чем пачка: в некоторых позировках, кажется, будто коленки торчат и не разгибаются до конца, отчего кантиленность движений пропадает, и появляется «рваный» рисунок танца.
Зато у Юлии есть великолепное и неоценимое достоинство - руки. Настоящие балетные руки: аристократичные, длинные, гибкие, пластичные. Вчера эти руки пели и трепетали, змеились и словно бы возникали из воздуха, манили и околдовывали. До ее дебюта в Сильфиде я не замечала, какие же на самом деле красивые руки у Юлии Трандасир:) Мои фото, увы, не передают и сотой доли той грации, пусть даже и в статике, какую творила Юлия в образе Сильфиды. Абсолютно крылатая девушка - похожая на птицу, с размахом и руками-вразлет, отчего во втором «сильфидном» акте пылкий г-н Буртан на ее фоне мне напомнил воина откуда-нибудь из сказаний народов Полинезии, погнавшегося за мифической девушкой-птицей.
Однако, на образ Сильфиды-Трандасир я могу посетовать, что он «неиндивидуализирован», и представляет собой эдакий негатив фотопленки с засветившимся портретом: грация силуэта позволяет оценить его достоинства, но составить впечатление о характере изображенного лица никак не представлятся возможным. Если уходить в привычные мне оперные метафоры, то Сильфида-Трандасир - это как безымянная девушка-призрак, который периодически видит Лючия ди Ламмермур из одноименной оперы, но которую так и не видят зрители (впрочем, сейчас это уже от постановки зависит). Изысканно-грустная мелодия арии Regnava nel Silenzio - вот что мне навеял вчера танец Юлии Трандасир.
Безусловно, в целом дебют удался! И я уверена, что в будущем Юлия станет одной из самых интересных исполнительниц партии Сильфиды в нашем театре, но над образом еще предстоит серьезная работа, чтоб сделать его полнокровным, выразительным и цепляющим. Это как подгонка платья по фигуре. Пока г-жа Трандасир пощеголяла ладно скроенным нарядом с чужого плеча - по стандартизированным лекалам. Но в будущем артистке нужно будет найти свой стиль, свою Сильфиду - а уж какой она будет, мы посмотрим.
Я пока видела у нас троих Сильфид - Екатерину Алаеву, Наталью Лазебникову и Христину Балабан. Кое-кто явно уступал Трандасир природными данными, но вот партия у всех троих была сделана «от и до» - с интересными акцентами, индивидуальными черточками-жестами, естественной и самобытной мимикой.
Как там пел когда-то подростковый «бойз-бэнд»: « ты узнаешь ее из тысячи: по словам, по глазам, по голосу». Сильфиду Алаевой я узнаю по особой, тихой предсмертной улыбке, когда ее героиня прощает Джеймсу все, и по сдержанному, практически куртуазно-европейскому достоинству.
Сильфиду уехавшей в Будапешт Христины Балабан я бы узнала по кокетливому шарму милого домашнего духа (совсем Бэби-Брауни, хи:) и мягким, теплым маленьким ручкам.
А Сильфиду Лазебниковой - по декоративной картинности позировок дрезденской фарфоровой статуэтки и пронзительной сцене смерти - предательски неожиданной для бабочки, безжалостно накалываемой на булавку.
Но вот Сильфиду Юлии Трандасир мне пока не по чему узнавать... Великолепные от природы и красиво поставленные балетные руки - это ведь не полноценная партия. Но я буду очень ждать:)
А теперь перейду ко грустному. А грустного было ой как много... Во-первых, крайне разочаровал Игорь Булычев - Гурн. Это что еще за откровенное отбывание номера на сцене?! Я никогда его в этом образе не видела, но надеялась на присущий ему комический дар. В итоге же у меня сложилось впечатление, что артист просто пожалел выкладываться на полную. Почему это скромный Владимир Засухин в свой дебют в этом маленьком, но ярком образе сельского увальня, показал намного больше ведущего солиста НОУ Булычева, танцующего Гурна наверное еще со времен царя Гороха?! Интересно, Булычев в Гурнах всегда был так же плох, как вчера? Или теперь все, что не Грек Зорба и не Спартак, спустя рукава танцуем?! ... Дожились, вершина партии - красиво упасть после подножки... Фи - от меня как зрителя!
Касаемо Вадима Буртана... Сложно, наверное, на сегодняшний день полноценно судить о солисте, который партнерствовал еще двум несравненным Татьянам - Боровик и Белецкой. Знающие люди говорили мне, что это был один из самых интересных Кайзерлингов в Венском вальсе, поражавший зрителей статью и неподдельным достоинством. Визуально артист и сейчас в отличной форме. Радостно, что в этом смысле возраст и травма, после которой он перешел в основном на партии вроде Дроссельмейера, никак на нем не отразились. Однако, однако...
Сильфида - балет исключительно каверзный: "при наличии отсутствия" акробатических кунштюков, силовых наворотов и верхних поддержек, он требует абсолютной стилистической точности и свободного владения заковыристой, прямо таки «бисерной» мелкой техникой ног. Почему-то, малейшая погрешность сразу становится видна, как на ладони - хитрый был дедушка Бурнонвиль, это Вам не в адажио партнершу таскать, тихонько кривясь, пыхтя и поскрипывая:) Артист, привыкший танцевать «крупным помолом», смотрится в балете Сильфида так же уместно, как комбайнер из-под Житомира - на приеме в Букингемском дворце. И хотя к Вадиму Буртану это относится в меньшей степени по причине наличия у него артистизма и опыта, но проблемы с этой партией у него существенные.
Вчера г-н Буртан танцевал так, как если бы упал ногами в чан с тестом или в чавкающую болотную жижу - с усилием и натужно выдирал стопы из явно неприятной ему среды. О чистоте позиций, выворотности, четкости антраша речь как бы и не шла - артист отчаянно пытался хотя бы визуально обозначить поставленные движения, и при этом еще и попасть в нужный такт. Гм... Признаться, в техническом смысле это был наш слабейший Джеймс - вот что я Вам скажу. Виденные мною ранее легконогий Евгений Лагунов, виртуозный и яркий Андрей Писарев , темпераментный и резкий Виктор Ищук - за большое счастье теперь покажутся.
Ну и мелкой моей субъективной грустью была Татьяна Андреева. Признаться, ее Мэдж я считаю плоским, прямолинейным и скучноватым образом, так сказать «жило-було страшнэ бабЫсько, яке напивалось і капостило сусідам». Вот и весь сказ - ходи себе и гримом свети, благо он такой, что краше в гроб кладут, так что эмоции из зала по-любому выжмешь. То ли дело Мэдж Ксении Иваненко:) Юркая, ехидная, коварная ведьма с кинжально-острыми ручками: когда она запихивала заколдованный шарф себе в подол, казалось, это был не шарф, а некая волшебная субстанция, сворачивая и разворачивая которую она по своей воле направляла все сценическое действо в выгодную ей сторону.
В общем, из вчерашнего спектакля я вынесла только по-прежнему любимую музыку Левенсхольда и красивую витражную мозаику - высокая девушка с трепетными руками-крыльями пытается взлететь. Когда таки взлетит - позовите меня, я приду:)