Кармен-сюита
Национальная опера Украины, 13 апреля 2014г.
...В принципе, в целом для меня как зрителя вчерашний спектакль получился - как получается удобоваримым блюдо или напиток. Наличествовал, конечно, «имеющий отдельные виды и формы» мужской кордебалет, был на месте и привычно-удручающий Сергей Кривоконь-Эскамильо. (К слову сказать, г-н Кривоконь был значительно менее ужасен, чем в прошлый раз - более собран и выразителен, и даже попытался создать некий образ). И заметно потяжелевшая Оксана Гуляева (Рок), в чьих ногах как раз и запутались неопытные руки г-на Кривоконя - ну спасибо, хоть на сцену партнершу не упустил...
Темпераментом не блистал никто, поэтому совокупных ансамблевых брызг шампанского а-ля Мацак-Недак-Стоянов не получилось - получилась эдакая добротная газировка. Шаповал-Хозе заметно уступал самому себе в партии Эскамильо - оказалось, просто несчастный и потерянный солдат, не слишком успешный ни на карьерном, ни на любовном фронте. Дело вкуса, конечно, но я все же среди наших Хозе предпочитаю непорочного романтика Константина Пожарницкого, с его дивными руками, а так же глубоко трагичного, покорного чувству долга военного Максима Моткова. Ну и знойный, южный Денис Недак тоже вне конкуренции, хи:). Так что Александр Шаповал как раз где-то посередке моего личного рейтинга: не лучше для меня моих фаворитов, но и не хуже депрессивного эмо-рекрута с суицидальными наклонностями Андрея Гуры (хотя как раз техника у Гуры была лучше многих).
Впрочем, мужчины для меня вчера отошли на второй план, ведь шла я все-таки на многообещающий дебют Юлии Кулик в Кармен. Могу сказать, что зрелище меня захватило и заставило поразмыслить над собственным восприятием творчества балетных артистов, прям почти «анализируя это». Я пока как то не задумывалась, что ощущаю артистов и созданные ими образы как бы в 3-х пластах. Интеллектуальном - такой себе сравнительно-оценивающий контекст, общее восприятие техники, формы и уровня солиста. Эмоциональном - кто и как цепляет сугубо на уровне чувств. Ну и поскольку иногда я чего-то пописываю в рифмованном виде - то выделю для себя «глубинно-творческий уровень», когда от увиденного в душе возникает некий резонанс и артист в образе вызывает вдохновение. Что интересно, эти 3 уровня могут вообще никак не соотноситься: тот, кто цепляет эмоционально, может не вызывать вдохновения, а тот, кто получает в уме «высший балл», никак не затрагивает чувств, и так далее.
Я ударилась в эти размышления потому, что (абсолютно неожиданно) именно госпожа Кулик уже во второй раз вызвала во мне поэтический резонанс. А такого дважды с одним и тем же артистом у меня пока ни разу не было. И это при том, что я бы не сказала, что вчера ее «удар» по моему эмоциональному и интеллектуальному восприятию был равноценным. Чисто рассудочно - у Юлии была слишком мягкая, «пастельная» Кармен, практически без драйва. Самолюбивая и свободолюбивая, но уж никак не дитя улицы, и даже не кокетка. Я же предпочитаю Кармен «погромче» - вроде яркой и властной фамм-фаталь Натальи Мацак. В целом, я пока не могу разобраться, но из того, что я уже видела, я думаю, что само дарование Юлии Кулик - больше лирического плана, к тому же она именно классичка - с очень воспитанными, легкими стопами и певучей кантиленностью движений. Современный балет, образ роковой цыганки - меня вот вчера как то не очень убедило. А на эмоциональном уровне среди моих Кармен лидирует Филипьева. Мастерство, артистическая выразительность, великолепные поющие кисти, бездна женского обаяния - ее ветреную красавицу я помню до сих пор.
Однако же, несомненно прекрасные Елена Филипьева и Наталья Мацак пока не сделали в моем зрительском восприятии того, что уже дважды сотворила Юлия Кулик. Не заставили, тэсэзэть, услышать громкий топот и радостное ржание Пегаса за спиной:)
Так что пока в этом смысле госпожа Кулик оказалась для меня вне конкуренции - по уникальной способности вызывать вдохновение. Интересно, очень даже интересно. Будем дальше посмотреть:)
Сергей Кривоконь, Юлия Кулик, Александр Шаповал
Юлия Кулик, заслуженная артистка Украины
Танец льется на сцену, как густой травяной бальзам,
Как душистый мед, березовая слеза,
Солнечные зайчики всех киевских весен
Этой приезжей девочке заглядывают в глаза.
А, между прочим, это работка - их приручить.
Они ж такие капризные, эти солнечные лучи:
Слушают только тех, кто и сам немножко светило,
С первого затмения к сердцу зрителя подбирает ключи.
Горизонт вечерний обовьет золотая медь,
То, что светит ярко, может и не согреть,
Но на огонь, воду и то, как она танцует,
Как на чудо природы - я долго-долго могу смотреть.
Страсть или холод, вульгарность или ‘bon ton’
Шьют по лекалам, как шелк и простой коттон,
А вчера к ладно-скроенной партии прикололи,
К самому сердцу - таланта живой бутон.
...Ах, эта вечная зрительско-буфетная спесь,
Беседуем над облачком капуччино:
- Ну, не Филипьева, конечно, но в ней что-то есть.
Соглашаюсь:
- Дебютантку - с почином!
И вообще - хорошо, что теперь она у нас есть.
Просто - как хорошо, что она у нас есть...