Все, что вы хотели знать о героях Пурима и стеснялись спросить.

Feb 28, 2018 16:11



Все началось с того, что я решила почитать поподробнее о Свитке Эстер и его героях. И тут началось... я поняла, насколько же мало я знаю... Мало того, сведения, которые я обнаружила, весьма противоречивые...
Мне захотелось познакомиться поближе с главными героями Пурима. О них рассказывает не только Свиток Эстер, но и Талмуд и множество комментариев к нему и другие источники, включая Иосифа Флавия.



Я ни в коей мере не претендую на точность ниже сказанного - это мои мысли по поводу прочитанного.

Дети галута.
Весь свиток рассказывающий о жизни евреев в Шошане очень напоминает жизнь евреев в галуте в любом другом месте и времени. Наш собственный опыт детей галута только подтверждает это.
Когда мы читаем Свиток Эстер мы должны понимать, что те кто его писал, были очень осторожны в своем тексте и описаниях происходящего.
Евреи находились под властью персидского правительства. Не было сомнения, что персы могли прочитать свиток. Многие подробности истории Пурима, особенно те, которые отрицательно представляют Ахашвероша и его царство, написаны в свитке только в виде намеков.
Полная история рассказана в Талмуде и в других старинных еврейских источниках.
Мордехай запретил Эстер рассказывать Ахашверошу свое истинное происхождение, пока она не будет вынужденна это сделать. Да и ей самой он изначально этого не рассказывал. Ничего не напоминает?
Очень понятны психологические мотивы изменения имен, стремление приспособиться к жизни в галуте и преуспеть среди гоев. А что делать, если живешь не в своей стране?



Эстер, игральные карты с героями еврейской истории. Автор Артур Шик, 30е годы 20 века. Выставка "Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм".

Царица Эстер и два ее мужа.
То что обычно рассказывают про дядю и его племянницу, девушку, ставшую женой царя, это детская облегченная версия. Эту версию мы знаем от Иосифа Флавия.
Эстер была сиротой и после смерти родителей ее двоюродный брат Мордехай растил ее как дочь. А есть те, кто говорят, она была его возлюбленной, а есть и те, кто считает, что он женился на ней.
Эстер не хотела выходить замуж за Ахашвероша. Как могла еврейская девушка из хорошей семьи выйти замуж за гоя? Не только потому что была гордой еврейской девушкой и отказывалась стать женой царя нееврея, но и потому, что она уже была замужем.
Талмуд говорит о том, что Эстер была женой Мордехая, ее двоюродного брата. Каждый раз, как ее берут во дворец Ахашвероша - это по принуждению. Каждый раз после того, как она оставалась с Ахашверошем, она ходила в микву чтобы очиститься и после этого возвращалась к своему мужу Мордехаю. И Гмара говорит, что Эстер была женой Мордехая.
Понятно, что брак с Ахашверошем был против ее воли, но если бы она отказалась, то ее ожидала бы судьба Вашти - смерть. У нее не было выхода как только подчиниться приказам царя.
Есть еще и третье сложное обстоятельство: замужняя женщина, изменившая супругу, если только ее не принудили к измене, уже не может жить со своим мужем.



Художественные игральные карты из Эрец-Исраэль, Зеэв Рабан, начало 20 века.
На обратной стороне карт изображены герои Танаха.
Выставка "Еврейское искусство 19века, большие мастера"

Согласно тем, кто утверждает, что Эстер была женой Мордехая, ее положение было необычайно тяжелым с точки зрения Галахи, еврейского закона.
Она совершила два греха, хоть и не по своей воле. Это грехи, которые должен избегать каждый еврей, пусть даже для этого ему придется пожертвовать жизнью.
Первый: она как замужняя женщина виновна в измене своему мужу. И второй: живя с нееврем Ахашверошем, она осквернила Имя Б-га.

Есть споры и о том, сколько лет было Эстер, когда она попала во дворец. Есть те, кто говорят, что ей было 40, а есть те, кто говорит, что 70.

Кстати, об именах.

Прежде всего, конечно же, главная героиня - Эстер, ее именем назван свиток.

У нашей героиньи много имен: Адаса, Эстер, Истар (אִסְתְּהַר) [מגילה יג,א] по персидски в честь богини Астарта-Иштар а в русской транскрипции Эсфирь.



Адаса в переводе с иврита - мирт (Myrtus communis הדס מצוי) - род вечнозелёных древесных растений с белыми пушистыми цветками, содержащими эфирные масла, семейства Миртовые (Myrtaceae). Мирт обыкновенный - вечнозеленый кустарник высотой 2 м.
Мирт является одним из четырёх видов растений, которые евреи используют в Суккот. "Ветвь дерева густолиственного", о котором говорится в Торе.
В диком виде мирт у нас довольно редок, но все-таки его можно встретить на Кармеле, в Галилее, на Голанах. Цветет с мая по август. В Израиле охраняемое растение.

Изображения Иштар было принято украшать миртом, это дало идею дать Адасе имя в честь местной богини.

Еврейские источники называют Эстер одной из самых красивых женщин в мире: Сара, Рахель, Абигайль и Эстер. Есть много ее изображений, включая иллюстрированные свитки Эстер. Что, как вы понимаете, нарушает еврейскую традицию.



Вашти и Эстер. Сфотографировано в Музее итальянского еврейства, Свиток Эстер, Венеция, конец 18 века.

Интересно, что в художники-христиане часто изображали Эстер нежной, хрупкой, изящной, как цветки мирта.



"Эстер собираеться к Ахашверошу" по версии Ж. Труа (1738г.) с выставки "Еврейское искусство 19века, большие мастера".

Видимо, эта хрупкость была причиной, что в сцене встречи Эстер и Ахвероша, когда она приходит просить о проведении пира, Эстер находится почти без сознания...

Вот два ярких примера:
A. Coypel, 17в.


By http://wellcomeimages.org/indexplus/obf_images/de/7a/0fa21fe33aa7c809243b96de559e.jpg
Gallery: http://wellcomeimages.org/indexplus/image/V0034398.html, CC BY 4.0, Link

Густав Доре, 1866г.


By Gustave Doré - Doré's English Bible, Public Domain, Link

А вот еврейские источники с ними не согласны.

Эстер и Ахашверош, North French Hebrew Miscellany https://en.wikipedia.org/wiki/North_French_Hebrew_Miscellany 13в.


By Binyamin - Facsimile Editions, Public Domain, Link



Лубок со сценами из свитка, 19в., Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)
Это Эстер и Ахашверош. Эстер подписана "царица Эстер", чтобы не перепутать.
Обратите внимание на корону над головой Ахашвероша, которая даже подписана "царская корона", что подчеркивает ее важность для автора рисунка и для зрителей.

Вот такая Эстер (художник Эфраим Лилиен) может потерять сознание от страха?


By Ephraim Moses Lilien - Sotheby's
Jewish Myth, Magic and Mysticism, Public Domain, Link

Кстати, Лилиен изобразил один из характерных типов еврейских женщин.


"Еврейская женщина" Марокко, 19 век., Музей диаспоры, старая экспозиция.

Все кончилось без "хепи энда" для Эстер.
Эстер после победы осталась во дворце с Ахверошем и не могла быть со своим народом и всю оставшуюся жизнь была вынуждена жить в золотой клетке, без своих близких.

Мордехай

Мордехай был чиновником при царском дворе. Он жил в Шошане под именем Мардук, по имени персидского божества.
Есть источник, которые считает, что и имя Мордехай было не достаточно еврейское в те времена, явно под влиянием имени Мардук. А настоящее еврейское имя его было Петахия (פְּתַחְיָה)

Основную часть изображений Мордехая стоит назвать "триумф\торжество Мордехая". Изображен Мордехай, едущий на лошади, которую ведет Аман.



"Мордехай, Эстер, Ахашверош", синагога Dura-Europos в Сирии, 3в.н.э. Подробнее об это необычной синагоге.



Тарелка для "мишлоах манот" в Пурим с изображением Мордехая, 18 век, Художник М. Вейль, завод «Les Islettes» в Лотарингии.
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).

Интересно, что это первый музей, где я увидела специальную посуду для Пурима. Обычно специальная посуда существует у евреев для Песаха. Такая тарелка использовалась также как и сейчас тарелки и прочие емкости, в которые укладывают сладости и отправляют родственникам и друзьям в подарок.
Оказывается в Эльзасе для богатой еврейской клиентуры заводы фарфоровые "Niederwiller", "Islettes" и "Saint-Clément" создали целые праздничные сервизы. Кроме того, в музее представлены серебряные и оловянные тарелки для "мишлоах манот".
Аман идет пешком и ведет царскую лошадь, на которой сидит Мордехай, одетый в царскую одежду, со скипетром в руке , и надпись: "...вот что делают для того человека, которому царь желает оказать почет!" (Эстер 6: 9). По краю мы читаем: "...посылания яств в дар друг другу и подарков бедным" (Эстер 9:22). Под персонажами имена: Мордехай и Аман.



Лубок со сценами из свитка, 19в., Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier).
Текст - фрагмент из пиют (обобщающее название ряда жанров еврейской литургической поэзии, создававшихся с первых веков новой эры до периода Хаскалы) "Шошанат Яаков" (Лилия Яакова, иврит) к Пуриму:
ארור המן אשר ביקש לאבדי ברוך מרדכי היהודי
Проклятый Аман, который хотел меня погубить, благословен еврей Мордехай.



Вот главные герои Свитка Этер, справа налево, сверху, Ахашверош и Мордехай, внизу, Сфотографировано в Музее итальянского еврейства, Венеция, конец 18 века.
Пример изображения Мордехая без лошади :)
Обратите внимание, что иллюстратор не вкладывал усилия в поиски образов, и положительные и отрицательные герои похожи друг на друга. Вполне годится для игры "Найди 10 отличий". Но надо отдать должное иллюстратору, который при запрете изображений все-таки проиллюстрировал свиток. А может быть именно на сущность Пурима и намекают эти изображения? Чтобы превратить Ахашвероша в Мордехая надо просто сменить маску?



"Мордехай сидит на лошади", Роза Бирнбах (1926-1942), без даты.
Выставка ""Жили-были" - рисунки еврейских детей Германии накануне Второй мировой войны"



Плакат к Пуриму, 50е годы 20в., издано Еврейским национальным фондом, Музей Эрец-Исраэль.



Первый тель-авивский мэр Меир Дизенгоф участвовал в пуримальных адлаядах верхом на лошади. Ощущал себя Мордехаем?
Памятник М.Дизенгофу в Тель-Авиве.

Аман - откровенно отрицательный герой свитка.
Его изображения это подчеркивают.



Аман, как видите, изображен очень противным.
Свиток Эстер, Германия, нач. 18 век, Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller)

Большая часть изображаний Амана - его наказание, повешение.



Фрагмент лубка со сценами из свитка.
Текст сверху: Да будут прокляты имена и память о десятерых сыновьях Амана.
Текст снизу: Сделано в еврейский год 1892-1893 в Святом городе Цфате художником...
Мной сфотографировано в Музее эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier), Франция.



Аман на виселице, 18в. (?) Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller).
Здесь также вешают и сыновей Амана.



"Аман на виселице", Еуген Валах, без даты.
Выставка ""Жили-были" - рисунки еврейских детей Германии накануне Второй мировой войны"
Я уверена, что тема Пурима была любима детьми, пытавшимися выжить в тени нацизма. Чудесное спасение еврейского народа во времена Ахашвероша от злодея Амана давало надежду на новое чудо, которое, к сожалению, не произошло.

Иллюстрация к "Свитку Эстер" художника Артура Шика, создана после Второй мировой войны.
Шик показывает параллели между недавней Катастрофой европейского еврейства и историей еврейских преследований в древней Персии. На этом изображении Аман висит на виселице, которую он приготовил для своего еврейского соперника Мордехая. Обратите внимание на свастики, украшающие одежду Амана. Шик изобразил себя в качестве наблюдателя. В руке он держит гоменташн («уши Амана»), традиционное блюдо на Пурим. Он пишет на иврите: «Народ Израиля будет освобожден от своих преследователей».
Текст внизу:
"И повесили Амана на дереве, которое приготовил он для Мордохая. И гнев царя утих." (Свиток Эстер 7:10)


By Arthur Szyk - The Arthur Szyk Society, Burlingame, CA (www.szyk.org), CC BY-SA 4.0, Link



Вот лубок, части которого я показывала выше, со сценами из свитка, 19в., Музей эльзасского наследия и иудаизма (Musée du patrimoine et du judaïsme alsacien, Marmoutier)

Не могу не показать фрагмент из свитка времен Французской революции 1793г.


В иллюстрации к фрагменту об изгнании Вашти, художник изобразил казнь Марии-Антуанетты. Вот она настоящая актуалия!
Эльзасский еврейский музей (Musée Judéo-Alsacien de Bouxwiller)

Царицы и корона, реальные истории.

Я уже начинала собирать материалы по истории "цариц Эстер" (королев красоты), которых выбирали на адлаядах в 20х годах прошлого века, теперь решила продолжить. Об этих царицах в сети не так много информации и мне захотелось ее собрать.

Как и у героини свитка, личная жизнь не у всех "цариц" сложилась удачно.
Рассказывают об одной из них, которая была женой водителя, а после того как стала королевой развелась с ним и вышла замуж за француза. Другая на столько ощутила себя королевой красоты, что долгие годы ждала принца своей мечты, но он так и не появился.

Начиная с 1926г. Барух Агадати начал устраивать во время пуримских балов выборы "королевы бала", которую он назвал "царица Эстер". Первый бал, на котором выбирали "царицу Эстер" состоялся 31 января 1926г. в выставочном зале, который находился в районе старой Центральной автобусной станции.
В первый раз никто из кандидаток не был избран "Первой царицей Эстер". Была выбрана другая красавица, которая пришла на бал вместе со своим мужем-врачом. В газетах тогда писали, что она была так хороша, что большинство участников бала обратились к ней с просьбой "будь нашей королевой".
Ее имя было Лила Тшакаров (לילה טשקרוב). В качестве приза она получила керамическую вазу, украшенную оливковыми ветвями и позолоченными львами с коронами.

На следующий 1927 год, была выбрана "царицей Эстер" Рикета Шлуш, из семьи Шлуш, основателей иерусалимского района Неве Цедек. Основным появлением первых "королев" было появление в полночь на балу карнавала, когда они выходили в сопровождении свиты, одетые как настоящие королевы.
Дед Рикеты Шлуш, Аарон Шлуш, был одним из руководителей сефардской общины и основателей Неве-Цедека. Сохранилось письмо, которое написал дядя Рикеты в редакцию газеты Гаарец, в котором он резко протестует против покровительственного тона журналиста, писавшего о конкурсе и представительнице общины сефардов, выбранной "царицей Эстер". Между строк можно прочесть о борьбе за культурную гегемонию и национальную идентичность, которой не место на праздновании Пурима.
В тоже самое время существовал "проект по поиску самой типичной еврейской красавицы" и выборы "цариц Эстер" давали материал для размышлений...

Как было организовано голосование? Ближе к Ту Бишвату, за полтора месяца до Пурима начинали рекламу бала, выборы королевы бала и, самое главное, продажу билетов на бал. Голосование на конкурсе проводилось с помощью билетов на бал. Каждый, уже купивший билет, мог написать на нем имя понравившейся ему кандидатки. А чтобы стать участницей конкурса на звание "царица Эстер", как мы сказали бы сейчас, девушка должна была представить имена 50 человек, которые ее рекомендуют.



Ципора Цабари, "Эстер, еврейская царица", карнавал 1928г.
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.

Золушка из "Керем-Тайманим" (Йеменский виноградник, иврит)
Среди тех, кто видел объявление о пуримском бале с выбором "королевы Эстер", была молодая девушка 17 лет, родители которой приехали в Эрец-Исраэль из Йемена. Она жила со своим больным отцом в районе "Керем-Тайманим". Ее звали Ципора Цабари. Ее силой выдали замуж в 12 лет, но она очень быстро стала вдовой. В детстве она училась танцевать, и пробиралась в кинотеатр чтобы помечтать о том, что в будущем станет актрисой кино. В школе она училась всего 4 класса и была вынуждена оставить школу и помогать больному отцу, потому что просто не было денег платить за ее обучение. Ее отец развозил молоко жителям Тель-Авива и Ципора, сменив его, стала разъезжать на осле по городу с бидоном молока. И так проезжая по городу на осле, она увидела объявление, в котором говорилось о бале и о том, что каждая желающая участвовать в конкурсе должна принести письмо с пятьюдесятью подписями. Она записалась в качестве участницы, а собрать подписи было для нее не проблема: отдавая молоко она просила подпись у каждой семьи, которую знала.

Перед конкурсом Ципора купила недорогую ткань из которой сама сшила себе платье.
В зал, где проходил конкурс, ее привезла карета из тыквы она пришла в поздно, так как работала и развозила молоко. Агадати был этим очень не доволен. Ко всеобщему удивлению, она легко опередила соперниц и получила большинство голосов. Это был настоящий сюрприз для всех.
На следующий день после конкурса, когда стали готовиться к главным пуримским мероприятиям, отец Ципоры скончался. За несколько дней до этого, когда он был еще жив, но очень плох, он заставил Ципору поклясться, что она продолжит осуществлять свою мечту несмотря ни на что. Она даже хотела отказаться участвовать в веселых празднествах после смерти отца, но ее уговорили и она повязала на шею большой черный шарф в знак траура. Этот шарф вы видите на фотографии выше и на всех остальных ее фотографиях того Пурима.
Она была официально признана "царицей Эстер" и в честь нее был устроен специальный прием в мэрии Тель-Авива.
Но в жизни все не так легко и просто как в сказке, где Золушка, туфелька, принц и счастье...
Официальное звание не удовлетворило Ципору и она решила использовать рекламу, которую ей дал конкурс, чтобы отправиться за границу и стать танцовщицей и актрисой. С помощью друзей она собрала деньги на билет и отправилась в Прагу, где всех поразила ее экзотическая внешность. Но она не может там делать артистическую карьеру - не знает язык, и выступает в кафе с восточными танцами и в цирке.
Ципора перебирается в Берлин и даже снимается в крошечных ролях в фильмах с Марлен Дитрих, изображая "экзотических девушек". Ее карьера киноактрисы там не сложилась.
В 1939 году она бежит из Германии и возвращается в Эрец-Исраэль. Но снова не находит себя тут и после войны опять возвращается в Германию, где она работает горничной в гостинице (!). В 60е годы она возвращается в Израиль и несмотря на помощь друзей и несколько небольших ролей в спектаклях, она работала няней...
Вот так сложилась жизнь реальной Золушки, "королевы Эстер" 1928 года.

Знающие иврит могут посмотреть и послушать интервью 2013 года с Ципорой Цабари.

image Click to view



Выше я обращала ваше внимание на корону Ахашвероша, а теперь речь пойдет о короне, которой короновали "цариц Эстер" с 1929 год. Эту корону Барух Агадати возлагал на голову каждой новой "царице Эстер", коронование царицы Эстер было апогеем карнавальных балов на Пурим.


Сейчас это экспонат из Музея Эрец-Исраэль, из павильона Иудаика, корона для коронации "царицы Эстер". Серебро, филигрань, полудрагоценные камни, в стиле работ Бецалель, 1929г., Тель-Авив.
Ручная работа, ювелир Хаим Исраэль Бар Авраам Граф (חיים ישראל בר אברהם גראף). К сожалению, ничего не нашла об этом ювелире. Может быть вы что-то о нем знаете?

Коронация была торжественным завершением знаменитых пуримских балов, бывших центральным событием в культурной жизни Тель-Авива, в них был национально-еврейский посыл между прошлым и современным в Эрец-Исраэль. Не удивительно, что происхождение вновь избранной "царицы Эстер" имело значение.
"Адлояда" были в те времена главным развлекательным событием года в Тель-Авиве и не просто культурным событием, а скажем так - национально-сионистским, соединяющим Запад и Восток - так по крайней мере считали ювелиры "Бецалеля", отразившие в короне царицы Эстер и йеменские традиции филиграни, и традиционные еврейские мотивы - звезда Давида, скрижали завета, птицы, колокольчики.



Хана Полани (Meyuhas מיוחס) - "Эстер, еврейская царица", карнавал 1929г.
Она - первая королева, на голову которой была возложена эта корона. Ее жизнь сложилась благополучнее жизни предыдущей королевы, Ципоры Цабари, о которой можно снимать фильмы. Хана родилась в Иерусалиме, в обеспеченной семье, ее отец Йосеф Миюхас возглавлял городскую комиссию евреев Иерусалима. На конкурс она пришла уже будучи замужней дамой и была выбрана именно благодаря своей европейской внешности, представляла так сказать ашкеназкий вариант королевы. Может быть по контрасту с Ципорой Цабари?
Она вышла замуж за Авраама Полани, хозяина плантаций цитрусовых, прожила очень долгую и благополучную жизнь (1900-1990).
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.



Параллельно с выборами "царицы Эстер" на балах в Тель-Авиве, отдельные общины, в частности, выходцы из Йемена, каждый год выбирали свою "царицу Эстер".
Рахель Аякари избрана "королевой Эстер" йеменской общины, карнавал 1929г.
Фотография с выставки Шимона Корбмана в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве.



Мирьям Блюменфельд (מרים בלומנפלד), последняя королева Адлаяды, 1931г., Музей Эрец-Исраэль. О ней, к сожалению, я пока ничего не нашла.
Погуглив эту фотографию, я обнаружила множество русскоязычных сайтов, на которых появляется эта фотография подписанная просто "Йеменская женщина"...

Со временем все поняли, что Барух Агадати скопировал европейский обычай выбора королевы красоты, это заставило жителей Тель-Авива удивиться и разозлило ортодоксальные круги. Из-за возражений религиозной публики выборы царицы Эстер прекратились в 1931 году. По указанию М.Дизенгофа представители мэрии прекратили помогать Б.Агадати.

В наши дни все эти старые аргументы не работают, и израильтянки активно участвуют в разнообразных конкурсах красоты по всему миру.

С прекращением выборов царицы Эстер, в тридцатые годы 20в. корона исчезла...

Как нашлась корона королевы Эстер, история рассказанная в 1974г..
В 1974г. в Музей истории Тель-Авива (Старое здание мэрии Тель-Авива, на ул. Бялик) пришел неизвестный и предложил купить у него знаменитую корону, которой короновал легендарный мэр ТА Меир Дизенгоф или по другим источникам Барух Агадати избранных цариц Эстер - еврейских королев красоты на знаменитых балах-адлаядах.
Неизвестный хотел получить за корону несколько сотен тысяч лир. Неизвестный не захотел сказать свое имя и как к нему попала корона. Корона находилась у него много лет, так как она исчезла в 30е годы. Неизвестный сказал, что он предпочитает продать корону музею, а не выставить ее на публичные торги или продать в частные руки. Музей истории ТА имел огромные долги и не был в состоянии купить корону. Стали искать пожертвования для ее покупки.
Обратились к известной семье Шлуш (שלוש), потомкам Авраама Шлуша, одного из основателей города. Семья согласилась пожертвовать необходимую сумму с условием, чтобы корона была выставлена в публичном месте.
Корона была пожертвована семьей Шлуш в память о покойной Рикете Шлуш (ריקטה שלוש), выбранной королевой Эстер в 1927г. и умершей в молодости.

Всем веселого праздника!

Еще о Пуриме я писала По волнам Пурима

Инфа:
http://www.he.chabad.org/library/article_cdo/aid/481954
https://toldot.ru/articles/articles_14553.html
https://musaf-shabbat.com/2016/03/27/%D7%90%D7%A1%D7%AA%D7%A8-%D7%94%D7%9E%D7%9C%D7%9B%D7%94-%D7%95%D7%A9%D7%A0%D7%99-%D7%91%D7%A2%D7%9C%D7%99%D7%94-%D7%97%D7%92%D7%99-%D7%9E%D7%A9%D7%92%D7%91/
http://he.chabad.org/library/article_cdo/aid/639500
http://jpress.org.il/Olive/APA/NLI_Heb/SharedView.Article.aspx?parm=PHoDGqijWy05I6E9ouxJNSanoNVRmhbpkDiXaCRV7OTFCrN0v1iIYalAxB41drbyYw%3D%3D&mode=image&href=MAR%2f1974%2f11%2f28&page=19&rtl=true
http://jpress.org.il/Olive/APA/NLI_Heb/SharedView.Article.aspx?parm=OIOD2ikiZiwULfiG7xXaxgYI1pTNWwU9cJ99xicaHDObwthQy3BoeK0oXeQYN5ZQYw%3D%3D&mode=image&href=DAV%2f1970%2f03%2f20&page=32&rtl=true
http://www.hafatzim.com/%D7%A1%D7%A6%D7%A0%D7%95%D7%AA-%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%9E%D7%99%D7%95%D7%AA-%D7%9E%D7%90%D7%96-1927-%D7%94%D7%9E%D7%A9%D7%95%D7%AA%D7%A3-%D7%9B%D7%9E%D7%A2%D7%98-%D7%98%D7%A4%D7%9C-%D7%A2/
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%A1%D7%AA%D7%A8_%D7%94%D7%9E%D7%9C%D7%9B%D7%94_%D7%94%D7%A2%D7%91%D7%A8%D7%99%D7%99%D7%94#cite_note-2
https://www.mytelaviv.co.il/Zipora-Zabari-By-Ilan-Shchori
http://www.beitberl.ac.il/academic/faculties/education/chugim/mikra/aley_moed/documents/ali%20moed%20porim_ogdan.pdf

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2278377.html.

еврейское

Previous post Next post
Up