Известное выражение "добрый самаритянин", конечно же, вызывает постоянный интерес к реальным самаритянам, которые до сих пор существуют как народ. Если евреи считают себя небольшим народом, то что говорить о самаритянах, народе, в составе которого около 800 человек? Это довольно закрытая община, которая проживает на территории современного Израиля. Интересно познакомиться с ними хотя бы в рамках экскурсии.
Тора связывает происхождение самаритян с завоеванием Самарии ассирийцами в 722-721 гг. до н. э., которое сопровождалось депортацией еврейского населения этого района в глубинные районы Ассирийской империи и поселением на их место «людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сфарваима» (вторая книга Мелахим-Царей, гл. 17:24).
Ассирийцы проводили политику перемешивания народов. Пригнанные ими племена усвоили, с некоторыми искажениями, местную религию и обычаи. Исторические данные примерно подтверждают эту версию. При этом однозначно и то, что частично они все же перемешались с еврейским населением.
Сами самаритяне считают, что они истинные потомки колен Леви, Эфраима и Менаше - сыновей Иосифа. А евреи потомки колена Йегуды, т.е. йегудим-יהודים (евреи, иврит).
История самаритян неразрывно связанна с историей еврейского народа. Это один из немногих древних народов, который сумел сохраниться, хоть и в совсем малом количестве. Но как любит повторять
экскурсовод Ицик Фишилевич: "Нас все-таки Б-г жалел больше и доказательство тому, что к началу 20 века самаритян осталось чуть больше 100 человек."
В 4в.н.э. самаритян было 1.400.000 человек. Это был пик их численности. Сто лет назад их община составляла всего 146 человек. Сегодня, как считают сами самаритяне, их 800 человек.
Из 800 человек, половина живет на горе Гризим, а половина - в Холоне. Около 400 человек в Кирьят-Луза на горе Гризим, где по верованиям самаритян и располагался жертвенник Авраама, Иегошуа Бин-Нуна и ковчег завета (а вовсе не в Шило, как в еврейской традиции). О Кирьят-Луза подробно я писала
тут Самаритяне Холона проживают в районе Неве Пинхас. Там проводятся экскурсии с рассказом об их общине.
Вход в синагогу самаритян в Холоне, где проходят экскурсии.
Хотя самаритяне не евреи по крови, но внешне отличить их от современных израильтян сложно. Это Гай, наш экскурсовод в самаритянской общине в Хулоне.
У самаритян большие проблемы близко родственных браков, поэтому им разрешено жениться на женщинах из других конфессий, если те согласны принять самаритянскую религию. У Гая жена русская, из России.
В этом рассказе я использовала фотографии из презентации Гая.
Дальше вы прочитаете то, что самаритяне рассказывают о себе сами.
В религии самаритян есть много элементов, напоминающих иудаизм.
Тот кто хочет быть самаритянином, должен принять 5 основ веры:
1. Вера в единого бога.
2. Пророк бога - Моше (Моисей), единственный пророк в самаритянской религии
3. Вера в Пятикнижие - Тора, не ТаНаХ.
4. Святое место - гора Гризим. (Религия самаритян очень древнее ответвление от иудаизма. Иерусалим не является для самаритян святым местом, святым местом для них является гора Гризим. Там же находился Храм самаритян.)
5. Вера в мессию, после прихода которого наступит конец света.
Самаритяне хранили свою традицию в течении очень многих веков.
У них принято писать Тору в виде свитка, так же как и у евреев.
Самаритяне пользуются древнееврейским алфавитом. Справа красным - современные ивритский алфавит, слева древний иврит, которым написана Тора самаритян.
Это первосвященник самаритян держит самаритянскую Тору, написанную 3655 лет тому назад, как сказал наш экскурсовод.
Мезуза у самаритян - это НЕ привычная евреям мезуза на дверном косяке, которую принято целовать. Мезуза самаритян может быть где угодно, это фрагмент-благословение из Торы довольно большого размера.
Это тоже мезуза, которая находится прямо в комнате.
Несколько слов об одежде самаритян. В будние дни можно одеваться по-разному, но в праздники и в субботу мужчины носят полосатую рубаху как Иосиф-Йосеф (Иаков, у которого было 12 сыновей подарил полосатую рубашку любимому сыну Йосефу, сыну Рахели. В те времена такая рубашка была большой редкостью и стоила дорого). Во время молитвы в синагоге используется еще белый талит, чтобы невозможно было отличить умного от не умного, главного от не главного, чтобы все люди были равны перед Всевышним.
У самаритян нет раввинов, а есть священник, он не стрижется и не бреется. Он одевается в голубую одежду.
Женщины одеваются как хотят.
На улице традиционная полосатая одежда сушится после стирки.
Наша экскурсия проходила в Суккот и нам удалось посмотреть на самаритянина в праздничном костюме.
Это синагога самаритян. Нет стульев и столов, есть только ковер, что больше похоже на мечеть. Постоянные сидячие места - это места священников.
В синагоге снимается обувь. В знак того, что в Торе написано "сними обувь твою, так как ты стоишь в святом месте". Это сказано Моше (Моисею).
Самаритяне не мусульмане, но в синагоге они становятся на колени и падают ниц, в отличии от евреев, которые падают на колени один раз в год в Йом-Кипур.
В течении всей молитвы самаритяне стоят. Для пожилых, которые уже не могут выстоять всю молитву, есть стулья.
Суббота.
В субботу не пользуются электричество. Только маленький светильник в доме и все. В канун субботы самаритяне идут в синагогу. В 3 ночи все снова в синагоге, примерно в 6 утра идут в дом какого-то пожилого мужчины, деда, отца, дяди, чтобы читать недельную главу.
Так как всю ночь мужчины не спят, то утром они очень хотят есть. Сготовить или разогреть еду они не могут, так как не пользуются электричеством. Они едят холодную еду, в основном салаты.
Самаритяне читают Тору буквально, у них нет толкований как у евреев. Именно поэтому у них нет современных субботних автоматических облегчений жизни типа субботний таймер, который может включать электричество в нужное время или субботняя плата, которая включена всю субботу и на ней можно подогреть пищу или субботний лифт в высотном доме.
Песах - главный самаритянский праздник. Его вся община празднует на горе Гризим, в Шомроне (Самария). В Хулоне в квартале самаритян никого не будет в Песах, и они нанимают охранную фирму, которая охраняет дома и имущество.
В отличии от евреев, которые собираются на седер Песах (читать песахальную Агаду), самаритяне собираются чтобы зарезать ягненка в святом для них месте - принести жертву, как сказано в Торе.
Обычно режут 50 овец. Целую овцу нанизывают на палку и получается гигантских шашлык. Затем овец опускают в огромную яму, в которой горит огонь. Яму замазывают глиняным раствором, запечатывают. Через 2 часа открывают и едят баранину, то есть мясо пасхальной жертвы. Точно как написано в Торе.
В Торе написано и как надо есть песахальную жертву: ее едят руками. Написано также, что надо спешить. Спешить надо потому, что за нами по пятам идут египтяне, нас отпустили, но хотят вернуть.
Мацу самаритяне готовят сами, она не такая, как мы покупаем в магазине. Это простое тесто, состоящее из муки и воды, печется на табуне, очень быстро.
Устраивают специальные экскурсии на гору Гризим, чтобы посмотреть празднование Песаха у самаритян.
Рош ашана (новый год) и Йом-Кипур.
Прежде всего самаритяне сами готовят арак. Бокал с араком поднимают в доме священников. И читают благословение на новый год.
После нового года есть 10 дней до Йом-Кипур (пост). В отличии от евреев, у которых есть исключения и можно не поститься в Йом-Кипур определенным категориям людей (беременные, больные, грудные младенцы), у самаритян постятся (не едят и не пьют) все без исключения, включая грудных младенцев, 24 часа. Так написано в Торе, считают самаритяне. Опыт их учит, что за сутки ничего не случится.
Молодежь общины, те, кто имеет израильское гражданство, служат в АОИ.
Религия самаритян отличается от иудаизма: самаритяне получили только пятикнижье, без устной Торы и комментариев, они буквально исполняют все, что там написано.
Суккот у самаритян.
Иногда праздники у евреев и самаритян совпадают, но чаще не совпадают. В этот раз нам повезло и в еврейский Суккот мы оказались у самаритян в их праздник.
Самаритяне не строят шалаши на улице, шалаш строят в доме. Они используют 4е вида растений, и плоды Земли Израиля, которыми шалаши украшаются. Они сами идут, чтобы собрать необходимые плоды: гранаты, грейпфруты, лимоны, перцы, айву, т.е. всевозможные фрукты и овощи, которые есть в момент праздника.
В подготовке участвуют все.
Одни тщательно отбирают лучшие плоды, другие чистят, моют, обрезают.
И есть кто-то, кто специально сидит и прикрепляет веревочку\проволоку к каждому плоду.
Кто-то другой крепит плоды к потолку.
И таким образом сделают геометрический узор на потолке. Канона нет, каждый делает как хочет.
Комнаты тоже украшают на праздник.
Такое количество ящиков от фруктов на помойке говорит о количестве плодов, использованных для праздничных украшений.
Здесь имеется также и Институт изучения самаритян. О нем нам не рассказывали, но думаю, что в нем занимаются изучением традиций самаритян.
Экскурсию к самаритянам в Холон организовала экскурсовод
Инна Чернявская This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/