Евреи всегда хотели быть не хуже других, несмотря на законы, ограничивавшим их права. Всегда хотелось иметь синагогу не хуже соседней церкви, и если нельзя было построить ее той же высоты, что и церковь, то хотя бы внутри украсить максимально.
Увидеть синагоги в их разнообразии, внутри и снаружи, от древности до наших дней предлагает нам новая выставка "Аллилуйя! Собрание, молитва, изучение - синагога тогда и сейчас".
Выставка включает в себя 21 макет синагог, которые представляют разные аспекты еврейской жизни: молитва и творчество, учеба, общественная жизнь, а также религиозные обряды такие как свадьба, бар\бат-мицва, сбор пожертвования, общественные мероприятия.
Рядом с каждым макетом представлен предмет из этой синагоги или соответствующей еврейской общины.
Это первая часть будущей постоянной экспозиции обновленного Музея еврейского народа (
Бейт ха-Тфуцот - Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי). Начало моего рассказа о новых выставках в этом музее
тут Общий вид выставочного зала.
Создатели экспозиции стремятся показать нам синагоги из разных мест и из разных времен с помощью традиционных и самых современных выставочных средств.
Синагоги в наше можно время встретить везде, от Индии до острова Кюрасао в Карибском море. Практически нет в мире страны, где бы не было синагоги.
Синагоги в древности, после разрушения Второго Храма стали основным местом молитвы для евреев. Существует мнение, что молитва мужчин и женщин в те времена в в синагогах была совместной, в одном зале.
Это синагога Дура-Европос, с нее начинается новая постоянная экспозиция, посвященная синагогам. В старой экспозиции она также занимала достойное место, только макет был меньшего размера. Я рассказывала о ней
тутСинагога знаменита своими фресками, которые свидетельствуют о том, что запрет на изображения людей в 3в.н.э. соблюдался не всеми еврейскими общинами. Я помню свое удивление этими разрисованными стенами, когда впервые увидела эту синагогу на экране телевизора. А мне-то казалось, что уж большей вольности по отношению к запретам на изображения, чем
в синагоге в Ципори, просто быть не может...
Оформление этой синагоги - встреча эллинистической и персидской цивилизаций, яркий пример влияния на еврейскую общину окружающей цивилизации. Наличие росписей, запрещенных иудаизмом, музей относит к тому, что отклоняться от канона могли стабильные и уверенные в себе общины.
На отдельных фрагментах сцены из ТаНаХа, мидрашей и источников, которые утеряны на сегодняшний день. Считается, что в росписи участвовали 2 художника, один рисовал в эллинистическом стиле, другой - в персидском.
Эта синагога Дура-Европос на карте торговых путей того времени.
Синагога в Сарадис (Турция). Здание построено во 2ом в.н.э., а в 3ем в.н.э. превращено в синагогу. Как видите, типично римская постройка с базиликой. Возможно, что еврейская община купила готовое здание и превратила его в синагогу. Синагога была разрушена в 616г.
Это была самая большая синагога древности за пределами Эрец-Исраэль. Длина молитвенного зала 54 метра, а ширина 18 метров.
Так она выглядит сейчас.
Именно в Средние века появилась синагога с элементами, знакомыми нам. Это центральное здание общины включающее школу, микве, йешиву, суд и пр. Появились функции двора синагоги, как у места, где проводились различные общинные мероприятия.
Есть свидетельства, что именно в это время появляются места для отдельной молитвы мужчин и женщин.
Это Староновая синагога в Праге, самая старая работающая синагога в Европе и одно из самых ранних Готических зданий Праги (оно было построено приблизительно в 1270 году).
Деятельность Синагоги имеет производящую впечатление историю, покрывающую больше чем 700 лет, и прерванную только между 1941 и 1945 из-за нацистской оккупации.
Об этой синагоге и еврейском квартале Праги я писала
тут Кидушная рюмка, Чехословакия, 1926г.
Эль Транзито, Толедо, Испания.
Синагога была основана в 1357 году по инициативе Шмуэля Леви Абулафия, бывшего министром финансов Кастильского короля. После изгнания евреев из Испании в 1492 году синагога перестала существовать и здание использовалось для разных нужд. В 1877 году здание было объявлено "национальным монументом", а в 1910 году оно стало частью музея, где представлено еврейское сефардское искусство.
Синагога имени раввина Моше Иссерлес, Краков, Польша. Была основана в 1553 году. Во время Катастрофы была использована нацистами в качестве склада пожарного инструмента и оборудования. 1957 году здание было отреставрировано и стало снова функционировать как синагога.
Синагога Пардесси, Кучин, Индия. Основана в 1568 году евреями, изгнанными из Испании.
Значение слова Пардесси - "иностранцы". Еврев, изгнанные из Испании и Португалии также называли в Кучине "белые евреи".
Это самая старая синагога на территории Британской империи.
В 1568 году правитель Кучина подарил еврейской общине участок земли около своего дворца, чтобы они могли построить синагогу.
Эта синагога до сих пор действующая.
Большая синагога ("Ашульгоф"), Вильно, Литва. Построена в 1573 году.
На протяжении многих лет после этого сформировался комплекс сооружений, который стал называться "Ашульгоф" (двор синагоги). В него входили несколько маленьких синагог, Бейт-Мидраш, микве и библиотека. Большинство этих сооружений было разрушено нацистами, а то, что осталось, было разрушено при советской власти. Одним из сооружений "Ашульгоф" была синагога
Виленского гаона, который возглавил борьбу раввинов из митнагдим с хасидским движением.
Интерьер большой синагоги.
Синагога имени раввина Моше Ибн Данана, Фес, Марокко.
Построена в 17 веке.
В течение 20 века евреи покинули Марокко и эта синагога заброшена и не используется.
Внутри синагоги имени раввина Моше Ибн Данана, 19 век.
Элемент украшения зала, серебро, 19 век, Фес, Марокко
Кресло пророка Илиягу, Фес, Марокко, 1903г.
В середине 16 века в Восточной Европе было построено множество деревянных синагог. Они строились в тех местах, где дерево было дешевым и доступным строительным материалом. Снаружи это не были шикарные здания, но внутри они часто представляли собой художественную ценность. У части из них стены и потолки были расписаны. Все они были уничтожены пожарами во время войн и погромов.
Подробно о деревянныех синагогах.
Синагога Заблудов северо-восток Польши (середина 17-й век), сожжена фашистами в 1941 году.
Здание синагоги построено из дерева, без гвоздей.
Существует легенда о том, что однажды в городе начался пожар и все жители сбежали, но десятки птиц кружили над синагогой, потушили огонь и спасли здание. Это было давно... Во время Второй мировой войны птички синагогу не спасли...
Как выглядела синагога в Заблудове на акварелях можно посмотреть
тут.
Интерьер синагоги в Заблудове, 1916 год.
Синагога в Ходорове (Галиция), сейчас запад Украины. Построена в середине 17-й века, роспись потолка сделана в 1722году. Роспись сделал художник Исраэль Лисницкий, расписавший множество синагог Восточной Европы.
Она перекликается с росписью потолка
синагоги местечка Хорб, Германия.
Потолок синагоги из города Ходоров, северо-восток Польши (середина 17-й век) с рисунками знаков зодиака, реконструкция.
Знаки зодиака - традиционная и древняя тема росписи синагог, продолжение традиции, см.
синагога в Бейт-Альфа,
синагога в Ципори.
Изображения мифологических животных.
Синагога Микве Исраэль - Эмануэль, Кюрасао (самый большой остров Нидерландских Антил и одноимённое самоуправляемое государственное образование, расположенное на юге Карибского моря вблизи берегов Венесуэлы. Является субъектом федерации в составе Королевства Нидерландов с 2010 года).
Синагога основана в 1730г., под влиянием Португальской синагоги в Голландии. На сегодняшний день является домом
Реконструктивистского иудаизма на острове.
Макет зала синагоги Микве Исраэль - Эмануэль.
Большая синагога Тломацке, Варшава, Польша.
Открыта в 1878 году, разрушена нацистами в 1943 году вместе с еврейской общиной Варшавы.
Самая большая синагога Варшавы, находилась на улице Тломацке, 7. Была символом реформистского иудаизма Варшавы, а также одним из лучших архитектурных сооружений XIX века в Польше.
Сейчас на этом месте стоит небоскреб, на одном из этажей которого находится конференц-зал Института еврейской истории.
От посетителей синагоги требовалось платить большие деньги за места во время молитвы и быть обязательно элегантно одетыми. Это было доступно далеко не всем и в результате простые люди просто не могли там молиться. Общественный протест был весьма силен и тогда руководители синагоги установили даты бесплатного посещения для всех желающих.
Ханукальный подсвечник из Варшавской синагоги.
Еврейская община была уничтожена и синагога тоже. Каким же образом сохранился подсвечник?
Когда в 1939г. нацисты вошли в Польшу, представители еврейской общины начали продавать имущество из синагоги, чтобы получить средства для бегства как можно большего количества людей. Одна шведка купила 2 ханукальных подсвечника, которые принадлежали общине. В 1960г. она пожертвовала подсвечники Израилю, сказав что деньги неважны, а она возвращает подсвечники домой. Один из них находится в этом музее, второй в Иерусалиме, в Гехал Шломо.
Большая сефардская синагога, Флоренция, Италия.
Открыта в 1882г. и до сих пор действующая.
Во время молитвы богатые члены общины одевали цилиндры и фраки, а раввин одевал большой серебряный
ефод Интерьер Флорентийской синагоги.
Синагога построена, в модном в конце 19 века, мавританском стиле.
Об этой синагоге я немного рассказывала
тут Синагога "Бейт-Шалом", Элкинс Парк, Пенсильвания. Принадлежит консервативному направлению иудаизма в Пенсильвании. Основана в 1959 году, в настоящее время работает.
Архитектор видит это здание как светящуюся гору Синай.
Дополнение от
emma_pa: памятник архитектуры, творение выдающегося американского архитектора Фрэнк Ллоид Райта. Он спроектировал всё, вплоть до дверных ручек, это удивительно гармоничное строение без единого прямого угла.
Интерьер синагоги "Бейт-Шалом".
Некоторые отдельные предметы иудаики из этой экспозиции.
Корона Торы, Польша, 1726
Футляр для свитка Торы, 19 век, Йемен.
Мне очень понравились современные предметы иудаики.
Гранаты для Торы, 2015, автор Сари Срулович.
Корона Торы, 2015, автор Ави Биран.
Футляр для свитка Торы, 2016, автор Итамар Саги.
Самые современные средства медии используются в экспозиции.
Здесь вы можете посмотреть на синагоги, самые знаменитые с архитектурной точки зрения.
Тут же в зале можно посмотреть разнообразные фильмы, рассказывающие о жизни многочисленных еврейских общин. И эти общины не всегда ортодоксальные. Новая концепция музея, говорящая о более плюралистическом подходе к экспозиции, дает больше возможностей познакомиться с самыми разными течениями и направлениями в иудаизме.
Я не знаю, к какому направлению относятся конкретно эти молящиеся, но дама в кипе и талите вместе с мужчинами явно свидетельствует об НЕортодоксальном направлении в иудаизме. Посмотрев фильм полностью, я думаю, можно будет понять о каком конкретном направлении идет речь.
Здесь также молятся совместно мужчины и женщины, и дама в талите. В некоторых направлениях современного иудаизма женщины стремятся получить равное с мужчинами положение и стать руководителями религиозной общины, женщинами-раввинами.
Эта фотография с выставки называется "Молитва". Она понятна всем, кто знает израильскую действительность. Это некое противостояние, не знаю, где и когда происходящее, понятно из-за чего, говоря простым языком, выселение... Хотелось чтобы такого было как можно меньше...
Немного практической информации:
Уже много лет по пятницам в музее работает лекторий на русском языке. Лекции не только на темы, связанные с музеем.
Ближайшая встреча 23.12.2016
"Еврейская ономастика" лекция и экскурсия по музею, рассказ о еврейских именах, как они возникают.
Стоимость 45 шек., лекция и экскурсия.
К сожалению, лекторий не имеет расписания на длительный срок и своего сайта, где бы была обновляющаяся информация о предстоящих мероприятиях. Единственная информация о лектории
тут, и я не знаю, обновляется ли она на этой странице или появляется новая страница.
Очень жаль, что при серьезных усилиях по организации встреч лектория, информация об их проведении практически отсутствует в сети. Я уже не говорю об их рекламе.
Музей предлагает экскурсии для больших и маленьких групп, а также для частных лиц по выставкам и постоянной экспозиции. Кроме того, лицензированные в Израиле гиды имеют право проводить экскурсии по музею. По всем вопросам на русском языке можно обращаться к Римме Усмановой 052-6130513,03-7457806 или rima@bh.org.il
Музей также сдает свои помещения для частных мероприятий , проведения семинаров, конференций, празднований разнообразных событий, дней рождений, бар\бат мицвы. Для детей используется детский отдел.
Музей работает с воскресенье по среду с 10:00 до 19:00
в четверг с 10:00 до 22:30
в пятницу с 9:00 до 14:00
в субботу с 10:00 до 15:00
Бесплатный вход в Музей - в дни Песаха, В День Независимости, в День музеев, в «Белую тель-авивскую ночь».
Информация для посетителей с указанием дней, когда музей может быть закрыт по разным причинам (иврит).
Сайт музея
http://www.bh.org.il/ Музей находится в Тель-Авивском университете, куда можно добраться на поезде.
См. на карте This entry was originally posted at
http://dona-anna.dreamwidth.org/