Нитка жемчуга.

Oct 20, 2015 20:57



Сейчас уже очень тяжело поверить, что это большое ювелирное производство Yvel, где многие изделия стоят гораздо больше 2000 долларов, начиналось именно с 2000 долларов, которыми обладала молодая пара, Орна и Ицик Леви в 1986 году.
Но все это не смогло бы случится, если бы в 1890 году не прибыл бы в Эрец-Исраэль легендарный бухарский миллионер и раввин Шломо Мусаев со всей своей семьей... А дальше все пошло одно за другим, как одна за другой жемчужины нанизываются на нить, чтобы образовать нитку жемчуга.



Поэтому начну с конца 19 века, когда Шломо Мусаев (1852-1922) из Бухары, как рассказывает семейная история, прибыл в Эрец-Исраэль с караваном верблюдов, 100 членами семьи и 40 ящиками золота. Наверное, он ощущал себя праотцом Авраамом... Он поселился в Иерусалиме и был одним из основателей Бухарского квартала в Иерусалиме. Семейная специальность Мусаевых была торговля драгоценными камнями и ювелирное дело. Шломо отправил 7 своих сыновей в разные концы земли, для покупки этих камней.
Кроме того, Шломо Мусаев был раввином, религиозным ученым и коллекционером редких религиозных текстов и рукописей. Его коллекция в настоящее время размещена в специальном хранилище библиотеки Бар-Иланского университета.



"Shlomo Moussaieff" מאת חותמת בגב התצלום: ציון גאדילוף פאטאגראף ירושלים ת"ו - הספרייה הלאומית, אוסף שבדרון. ברישיון CC BY 3.0 דרך ויקישיתוף.

Есть две неподтвержденные версии об прошлом этой семьи. Одна, о том что эта династия бухарских евреев ведет свое происхождение от Рамбама. Вторая говорит о том, что предки Мусаева шили золотой халат Чингиз-хану.

Так или эдак, но раввин Шломо был очень успешен во всех своих начинаниях. Он был по-настоящему религиозный человеком и хотел, чтобы его потомки жили в Эрец-Исраэль. Поэтому он оставил завещание, что только его сыновья, живущие на этой земле, наследуют его имущество. Доходы от недвижимости могут получать прямые потомки мужского пола, живущие в Эрец-Исраэль.
Но надо сказать, что и гены Мусаева очень хороши: его сыновья, внуки и правнуки уехавшие в другие страны, тоже не бедствуют, а сами создают свои состояния. И потомки Шломо по женской линии вполне себе успешны, достаточно вспомнить Дорит, известную дизайном бриллиантов, жену нынешнего президента Исландии.
Вот и Орна, хозяйка фирмы Yvel, прекрасный пример.

Орне "в наследство"от предков, можно сказать, досталась договоренность ее деда, сына легендарного Шломо, с британскими властями времен мандата, о том, что с импорта жемчуга сюда не берется специальный налог, а берется только налог на дополнительную стоимость.



"Как причудливо тасуется колода": правнучка этого самого Шломо Мусаева, Орна совсем не хотела заниматься семейным бизнесом, ювелирным делом. Она хотела стать учительницей. Но встретила Ицика Леви, репатрианта из Арегентины, сразу после армии вышла за него замуж и встал вопрос, что молодой паре делать и чем зарабатывать на жизнь. Ицик тоже не собирался иметь какое-то отношение к ювелирному делу, а собирался идти в университет и учить какую-то из компьютерных специальностей.
Но то, чем человеку заниматься в жизни, видимо начертано где-то на небесах...
Однажды Орна рассказала Ицику, что она умеет нанизывать жемчужины с детства. И тут Ицик попросил научить его это делать. Орна показала и понеслось... Ицик влюбился в это дело и несмотря на нежелание Орны иметь дело с украшениями, сумел ее убедить вернуться к семейной профессии.
Хотя у семьи Орны было много денег и связей в мире торговцев и производителей украшений, молодая пара начинала практически полностью самостоятельно. У Орны денег не было, а у Ицика было 2000 долларов, на которые они и купили исходный материал в магазине мамы Орны, дизайнера украшений. Работать они начали в спальне, затем перебрались на балкон, а затем сняли небольшое помещение...



Орна и Ицик Леви.

Так постепенно расширяясь, выпуская украшения с жемчугом и продавая их, Орна и Ицик оказались хозяевами процветающей фирмы Yvel с более чем 70 работниками и большим помещением в пригороде Иерусалима, в Моце.
Само название Yvel - это фамилия Леви, буквы которой написаны в обратном порядке.

В семье Орны дети воспитывались, прежде всего, сионистами. Заработок и семья были менее важны. Ее отец был оперативным сотрудником "Лехи", а мать состояла в "Эцель". Поэтому для Орны так важно, чтобы производство было в Израиле, и уже отсюда продавать продукцию в разные страны. Вспомните прадеда Мусаева с его завещанием...



Я попала на производство Yvel с экскурсией в один из полупраздничных дней этого Суккота, и на рабочих местах почти никого не было. Как и кто делает украшения мы увидели только в фильме, из которого и привожу несколько кадров.



Вот только одна дама паковала изделия...





Да хозяин Ицик Леви общался с еще двумя работающими.



Можно было полюбоваться на рабочие места ювелиров и ...



... на отдельные части технологического процесса производства.



Заготовки для производства маген-давидов с буквами ивритского алфавита.



Разноцветный натуральный жемчуг - основной исходный материал.







Это эскиз изделия.



А это само изделие.

Вообще, должна сказать, изделия очень красивые, на мой взгляд. И в отличие от изделий последней ювелирной выставки, о которой я рассказывала тут, где современные художники пытаются делать что-то сиюминутное в свете политической ситуации, Yvel выпускает классические ювелирные изделия.
Только очень, очень дорогие:) Но хоть полюбоваться:)



Торговый зал Yvel.





Украшения такого дизайна мне очень нравятся и напоминают....



... вот такие цветы, которые можно увидеть в очень милом заводском дворике.





Орна и Ицик ездят по всему миру и ищут жемчужины необыкновенной формы. Они работают только с натуральным жемчугом, не со специально выращенным.











Эта жемчужина напоминает мне пальцы руки, которые что-то держат.



А эта жемчужина похожа на улитку.





Часть здания, в котором мы находились, это здание старой винодельни, которая отреставрирована и включена в новое здание как интегральная часть. Это была винодельня Эфрат, принадлежавшая Тепербергу.



От винодельни здесь остался винный бар и подвал под ним, ведь есть и вино с именем Yvel.



Сохранился и вход в старую винодельню, украшенный маген-давидом, что говорит, что винодельня принадлежала евреям.

Проект "Megemeria"

Помимо создания большого предприятия по выпуску ювелирных украшений, у Ицика была еще одна мечта, которую они с Орной осуществили. При заводе они создали школу для обучения ювелирному делу. Эта школа была создана для обучения новых репатриантов из Эфиопии. Вспоминая, что он сам и его родители были когда-то новыми репатриантами, он хотел помочь тем, кому особенно тяжело дается найти свое место в израильском обществе - выходцам из Эфиопии. Об этих людях общество часто вспоминает только когда они выходят на агрессивные демонстрации...
И вот так "замыкая круг", Ицик просто взял и создал успешную школу, которая учит не только ювелирному делу, но и израильской жизни, тем кто особенно в этом нуждается, чтобы помочь не словом, а делом.
За годы моей жизни в Ираиле, я слышала о разных проектах, которые создавались, что бы помочь выходцам из Эфиопии, и далеко не все они были успешны.



Школа не только обучает, но и выплачивает учащимся стипендию, чтобы у них была максимальная возможность учиться. Надо не забывать, что у многих выходцев из Эфиопии нет даже базисного образования.
При школе имеется и ульпан по изучению языка иврит. Школа организует экскурсии по Израилю, в которых участвуют и Орна с Ициком. Они очень гордятся, что несмотря на то, что на заводе работает много народу, обстановка у них семейная. Люди, работают на этом производстве много лет, работа ювелира требует серьезной подготовки.
Учащимся читают самые разные лекции и по истории Израиля, и по географии и по экономике, и др. Тем самым стараются помочь им войти в общество.



Из-за праздников мы увидели только одного учащегося школы.



Каждый ювелир должен знать, что карат, единица измерения, которая применяется в ювелирном деле для определения массы драгоценных камней и жемчуга, произошла от семян рожкового дерева, которое растет в Израиле. Во времена, когда не было точных измерений, эти семена использовались как гирьки для весов, так как они все имеют всегда один и тот же вес.
Вот и стоит этот пример семян и стручков рожкового дерева для просвещения учащихся и экскурсантов:)

Учащиеся школы сделали специальную коллекцию ювелирных украшений, по мотивам эфиопских украшений. Доходы от продажи этих украшений и доходы от экскурсий на завод идут на финансирование ювелирной школы.







На этом кулоне написано на иврите и, как я понимаю, на амхармском "Один народ".



В магазине можно купить и очень симпатичную керамику в эфиопском стиле.



Это представитель проекта "Megemeria" на выставке "Средиземноморский туризм-2014", о ней я рассказывала тут

Центр посещений Yvel
יחיאל שטיינברג 1, רמת מוצא, ירושלים
1 Yechiel Steinberg St. Ramat Moza, Jerusalem
тел. 053-7105800

Этот мой рассказ еще и "мои пять копеек" в копилку рассказов о тех богатых людях, которых так не любит та часть нашего общества, которая до сих пор хочет "все отобрать и поделить". Может у меня получится серия об этом? Не знаю. Но первый мой пост об этом был
О бедном тайкуне замолвите слово

На экскурсию на ювелирное производство Yvel я попала благодаря экскурсоводу Инне Чернявской.

Инфа:
http://www.nrg.co.il/online/21/ART2/329/978.html
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%9C%D7%9E%D7%94_%D7%9E%D7%95%D7%A1%D7%99%D7%95%D7%A3
https://en.wikipedia.org/wiki/Shlomo_Moussaieff_(rabbi)
https://www.yvel.com/

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Иерусалим, люди, экскурсии

Previous post Next post
Up