Если бы еще лет 5 назад кто-то в Израиле сказал, что в Акко можно будет послушать классическую оперу, то ему бы рассмеялись в лицо. Все-таки несмотря на то, что Акко - объект ЮНЕСКО аж с 2001 года и там ежегодно уже очень давно (с 1980г.) проводится театральный фестиваль "Другой театр", у города есть определенная репутация.
Но теперь уже все изменилось и Акко потянулся, можно сказать, к классической опере или она к нему или взаимно. Не важно, кто был первым, важен результат.
Стоит погулять по залам крестоносцев и представить себе, как звучит в них классическая опера.
Должна сознаться и опера в Акко и посещение Крепости госпитальеров произвели на меня сильное впечатление. Я была последний раз в этом музее в 2008 году и должна сказать, там появилось очень много нового с тех пор.
Порт Акко впервые упоминается в летописях покорения Египта в 527 - 525 годах до нашей эры.
В эпоху фараона Птолемея II в 285-247 годах до нашей эры здесь был построен порт и Акко стал международным портовым городом главными воротами в Эрец-Исраэль.
После взятия его крестоносцами город обрел особую важность. В его взятии принимал участие легендарный король Ричард Львиное сердце. Акко в 13-м столетии превратился в столицу королевства крестоносцев на Святой земле.
Рыцари попали в эти края благодаря крестовым походам. Это карта первого крестового похода, в результате которого был захвачен Иерусалим. Крестовые походы начались с призыва папы Урбана II освободить Иерусалим и места, святые для христиан. Тысячи дворян и простых людей со всей Европы откликнулись на этот призыв и с помощью византийского императора рыцари вышли на захват Иерусалима. Первый Крестовый поход 1095-1099гг. был успешным.
В течение следующих 180 лет после него рыцари стремились сохранить Иерусалимское королевство. Местное население и местные правители противились этому и способствовали проигрышу крестоносцев и их отступлению. Крестовые походы оказали серьезное влияние на всю жизнь тогдашней Европы: экономику, торговлю, политику и общество. Восток открылся для Европы и отдельные элементы античной культуры попали в Европу именно благодаря крестовым походам.
Это - крепость госпитальеров, монахов ордена госпитальеров. Орден был основан в Иерусалиме в 1080 году, как христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. В 1090 году После захвата христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода организация превратилась в религиозно-военный орден со своим уставом. На орден была возложена миссия о заботе и защите Святой земли.
В 1191 году госпитальеры перенесли центр своей деятельности из Иерусалима в Акко, где и оставались вплоть до 1291г. Строительство знаменитых рыцарских залов ордена началось в конце 12-ого века, и продолжалось на протяжении 13-ого века, такие грандиозные сооружения даже рыцари не могли построить за один год.
Создатели музея постарались перенести нас во времена жизни здесь рыцарей и сделали это они самыми разными способами: здесь можно увидеть артефакты, и картины, изображающие жизнь крестоносцев и разнообразные медийные элементы, рассказывающие ооб отдельных периодах жизни крепости.
Крипта.
Переходы между залами тоже впечатляют.
Изображение "лилии", капитель колонны, как я понимаю. О ней стоит сказать пару слов.
Помните монету с изображением "лилии", ок. 350г.д.н.э. из
Музея Гехта в Хайфском университете?
Лилия эта не кажется вам знакома? Потому ли что это изображение напоминает вам геральдическую лилию разных европейских дворянских родов?:) Я так думаю, что ровно наоборот. Предок геральдической лилии именно эта скромная монетка и аналогичные изображения, а совсем не пчелки:) Как и семисвечник, который перекочевал в церкви крестоносцев из еврейского Храма почти без изменений. Больше всего само изображение напоминает
"королевский ирис", 8 видов которого растет на территории Эрец-Исраэль в диком виде и создатели монеты, как и крестоносцы, могли его видеть.
Да вот судите сами:) Это Ирис Гильбоа אירוס גילבוע Iris Haynei.
Вот и на тарелке времен крестоносцев изображена дама с "лилией". Именно крестоносцы в Средние века из своих походов привезли ирис в Европу именно отсюда, с Ближнего Востока.
Я обещала оперу? Вот и она. Алла Василицкая и Саша Иванов исполняют фрагменты классических арий в преддверии оперного фестиваля, о котором расскажу дальше. Акустика замечательная, что сказать...
Пока вернемся к рыцарям и их жизни:)
Это улица средневекового Акко, по которой идут современные туристы.
А так ее видели крестоносцы.
Чтобы современным людям было проще представить жизнь того времени, на улице есть пару окон, в которые можно заглянуть.
Чья-то столовая...
... и спальня:)
Грандиозный зал пилонов, площадь которого составляет около 1300 кв. м., высота 8 метров.
Здесь нас снова встречает опера в лице певца Одеда Райха и аккомпониатора Саши Иванова. Тут акустика, вообще, улетная. Но, как я уже сказала, об опере дальше:)
Если удасться копнуть под пол, то можно обнаружить остатки эллинистического периода (332-63гг. д.н.э) периода и начала римского периода, которые открылись под полом рыцарского зала на скале - основании. Эти остатки самые древние, которые были найдены в этом районе Акко. Были найдены остатки стен дома, покрытые побелкой. В доме были найдены остатки керамических сосудов - амфор, которые служили для хранения вина и масла.
А если поднять в голову вверх, то...
... можно увидеть еще продолжающиеся работы по восстановлению рыцарских залов. И выше будет, что посмотреть. Кстати, местами можно увидеть, что и под некоторыми залами есть еще рыцарские залы, на пару этажей вниз... Там тоже ведутся работы.
Настоящим открытием для меня оказалось, что в одном из рыцарских залов производили сахар(!).
Крестоносцы обнаружили в этих местах развитое производство сахара. В период крестоносцев производство усовершенствовалось и сахарный тростник стал одним из важнейших сельскохозяйственных культур.
Выращивание сахарного тростника контролировалось королем, дворянством, военными орденами крестоносцев и итальянскими коммунами. Последние также и экспортировали сахар в Европу, где сахар считался редким и дорогим товаром. Процесс производства сахара начинался с дробления сахарного тростника, затем отжим, фильтрование и кипячение. Жидкость выливали в конусы - сахарные чаны, там сахар кристаллизовался.
Орден госпитальеров занимался выращиванием сахарного тростника и обрабатывал его для использования в лекарствах в больницах. В центре госпитальеров в Акко были найдены многочисленные емкости складированные на складе.
Но не только в Европе торговали произведенным здесь сахаром, а и в самом городе шла бойкая торговля, которую в музее решили воспроизвести и открыть небольшую торговую улицу с ремесленными производствами и магазинами.
Так, наверно, везли тогда товар на продажу.
Так торговали во времена крестоносцев или...
А так это выглядит сейчас:)
Так это выглядело у местного населения за стенами крепости.
А это современные ремесленники.
Это стеклодув, который обычно работает в хайфском торговом центре Кастра.
Эта дама работает с кожей.
Вот ее магазинчик, но не было времени все тщательно изучить - там явно есть много интересного:)
Магазинчиков много и разных, но все было не охватить.
В одном из залов проходит выставка фотографий, посвященных чему? правильно, Акко.
Пару слов о том, что мне не удалось увидеть на этой экскурсии, а жаль.
Это к вопросу о том, что века были так себе, средние, грязные и нецивилизованные. Что на самом деле миф.
В крепости есть крыло, расположенное в северо-западном углу комплекса, построено в виде трехэтажного здания и использовалось в качестве общественной уборной.
Это фотография из Википедии.
"
Akko-2-071" by
Bukvoed - Own work. Licensed under
CC BY 3.0 via
Wikimedia Commons.
На первом этаже располагался подземный резервуар для сточных вод, куда стекали отходы из десятков сточных труб, выходящих из уборных; трубы были встроены в стены здания. Собственно уборные располагались на втором и третьем этажах здания. Потолок этого помещения, площадь которого составляла 105 кв. м. В помещении находятся два ряда сидений, расположенных у южной и западной стен зала, и два дополнительных ряда сидений находятся в центре помещения. В каждом ряду по восемь сидений. От каждого из сидений сточная труба идет прямо в сточный резервуар. В северной части зала, выходящей на северный ров, были проделаны три окна для обеспечения вентиляции. Во внешнюю оболочку стен здания были встроены дополнительные сточные трубы, собиравшие дождевую воду с крыш комплекса в сточный резервуар, чтобы промывать его.
Это помещение было соединено с главным дренажным каналом посредством пяти каналов; этот канал соединялся с северным рвом города и пересекал госпитальерский комплекс с севера на юг, попутно вбирая в себя сточные воды из его колодцев и резервуаров, и проходя другие комплексы и общественные уборные. (
Отсюда)
Я так понимаю, что это фото нашего уважаемого
bukvoed :)
Можно сравнить с античным общественным платным туалетом в
Бейт-Шеане. Идею крестоносцы явно позаимствовали у римлян.
Ну и чтобы не думали, что все ходили грязные и немытые во времена крестоносцев, вот тому подтверждение.
Еще один рыцарский зал - зал заключенных, предположительно, тюрьма времен крестоносцев, построена как подвал. Имеет один узкой вход. Вдоль стен расположены десятки отверстий, предназначенных для установки металлических крюков, к которым крепились кольца, а к кольцам, в свою очередь, приковывали заключенных.
Кто же жил в городе во времена крестоносцев? Из кого состояло городское население, кроме королевского двора?
В Акко жили аристократы-крестоносцы, жители итальянских коммун, члены военных орденов, которые состояли как..
...из монахов,
...так и из рыцарей.
Кроме того, восточные христиане разных конфессий, мусульмане, евреи и самаритяне.
Через город проезжали и проходили купцы, моряки, многочисленные паломники, которые прибывали в город по морю, а Акко было воротами в Святую землю.
Сценка из городской жизни.
В Европе репутация Акко была неблестящей, жителей города обвиняли в том, что они не были готовы защищать святые места. Их также обвиняли в недостаточно высокой морали, в чванстве, корыстолюбивыми, в любви к излишествам.
Надо сказать пару слов о временах более поздних, о которых рассказывается в музее.
Если вдруг кто не знает, Наполеон безуспешно штурмовал Акко. Я рассказывала об этом довольно подробно
тут Видео фильм рассказывает о штурме...
... и о том, как османская армия упорно оборонялась и не пустила Наполеона в город.
А теперь вернемся к нашим баранам классической опере.
Рассказ об опере мы слушали в "Красивом зале". Он так назван потому что его камни тщательно отесаны, в отличии от других залов.
В этом году пройдет уже второй оперный фестиваль в Акко. В прошлом году успех был большой и программа будет расширена, по сравнению с прошлым годом, когда прозвучала всего одна опера Моцарта "Don Giovanni".
Видео с прошлогоднего фестиваля.
Click to view
Фестиваль Израильской оперы в Акко в этом году будет проходить 10-12 сентября 2015 года.
В программе фестиваля:
комическая опера Моцарта «Женитьба Фигаро» во дворе крепости (10 сентября, в четверг,
в 21-00; и в субботу, 12 сентября, в 21-00 при участии оркестра «Израильская Камерата - Иерусалим» и солистов Израильской Оперы.);
«Итальянский праздник» с тремя тенорами на открытом воздухе (лучшие арии для теноров из опер «Риголетто», «Богема», «Травиата». В рыцарском дворе Старого Акко. Пятница, 11 сентября, 21-00.);
«Золушка» Джоаккино Россини для всей семьи в рыцарских залах (суббота, 12 сентября, 11-00, 13-00 и 15-00. Исполнение - певцы «Опера Студио» при Израильской Опере.)
Стены крепости самая лучшая декорация для любого представления, это даже и не надо объяснять.
Уже знакомые нам Алла Василивецкая и Одед Райх исполняют фрагмент из «Женитьба Фигаро». В спектакле они исполняют роли графа и графини Альмавива.
Хана Муниц, директор Израильской оперы, сумевшая привезти классическую оперу в Акко, рассказывала нам о постановке. Надо отметить что в постановке оперы в Акко участвуют только израильские певцы, в отличии от постановок на Масаде, куда приезжают приглашенные иностранные солисты со всего мира. О Фестивале на Масаде я писала
тут. Глядя на молодых оперных певцов она с радостью сказала, что необыкновенно приятно видеть новое поколение оперных певцов, они не только прекрано поют, но и умеют играть и выглядят очень красиво. В чем я с ней полностью согласна.
Фестиваль в Акко огромный и дорогостоящий проект, в осуществлении которого потребовалась спонсорская помощь в лице г-жи Рааи Штраус Бен-Дрор, к которой первой обратилась Хана Муниц и нашла полное понимание.
И что бы мы делали без спонсоров? Как раз об об этом я недавно писала
тут.
Это Наама Гольдман, будет исполнять партию Керубино, пажа графа Альмавива. Она прославилась своим замечательным исполнением партии роли Кармен летом 2012 года на Масаде на спектакле-премьере, когда заболели сразу 4 приглашенные артистки. Нааме и гримироваться не надо для Кармен, я считаю.
Постановщик оперы Итай Тиран.
Дирежер оперы Даниэль Коэн.
В постановке будут использованы специальные видео-эффекты: стены крепости становятся не только естественными декорациями, но и экранами для видео-проекций на соответствующие Моцарту темы.
Очень приятно, что молодежь может участвовать в такой интересной постановке.
Дополнительная информация на сайте Израильской Оперы
http://www.israel-opera.co.il/ и на сайте
http://www.bimot.co.il Акко удачное место для прогулок по окрестностям, которые можно совершить до оперных спектаклей. Информация о возможностях ночевки и прогулок в Галилее - на сайтах
http://www.ozrothagalil.org.il и
http://www.lagalil.co.il Еще несколько слов о музее.
Этот стенд рассказывает о раскопках и реставрации крепости.
1921-1948
Центр госпитальеров в Акко.
В 1921году во время Британского Мадата начались первые раскопки в части госпитальеров. Под британским контролем был раскопан колонный зал (рефекториум).
В 1947 году группа заключенных из организации ЭЦЕЛЬ копала подкоп для побега из тюрьмы, которая находилась тут же в крепости. В этой тюрьме содержали сотни членов организаций ЭЦЕЛЬ, ЛЕХИ и Хагана. Прокопав до северного зала и поняв, что дальше им не продвинутся, заключенные вынуждены были вернуться в тюрьму.
1956-1974
Проводились раскопки и были раскопаны части северного зала, части художественного зала, колонного зала, крипты и подземного тоннеля . Эти части были открыты для посещения.
1991-1996
В 1991 году, после того как выявилась инженерная проблема, начались большие археологические раскопки этой части крепости. Во время этих раскопок раскрылась большая часть строений госпитальеров.
1996-2005
В эти годы проводились раскопки и работы по сохранению найденного. Были найдены сооружения госпитальеров 12-13 веков. Работы там продолжаются по сей день.
в 2001 году Акко было объявлено организацией Юнеско всемирным наследием.
Эта фотография прекрасно иллюстрирует размах работ в крепости и работы продолжаются...
Для тех, кто решит посетить, карта древней части Акко.