В погоне за древностями: не боги горшки обжигали...

Mar 12, 2014 11:40



Люблю керамику. Должна сознаться:) Любого возраста. Но древняя вызывает еще какое-то острое чувство восторга, даже самая маленькая черепушечка. Керамика несет в себе такое острое ощущение прикосновения человеческих рук, и если представить себе, что вы касаетесь чего-то, что сделали чьи-то руки несколько тысяч лет назад, то есть о чем задуматься. А теперь в керамической мастерской Израильского управления древностей (רשות העתיקות) можно даже увидеть отливку пальца, которому несколько тысяч лет.



Керамика - очень стойкий материал и сохраняется в земле тысячелетия... В отличии от других, более хрупких материалов, таких как папирусы или пергаменты. В прошлом посте я рассказывала о свитках Мертвого моря, которые дошли до нас благодаря тому, что находили в керамических сосудах.
Единственная проблема керамики в том, что доходят до нас, в основном, черепки. Больше всего на раскопках находят черепков бытовых предметов: горшков, амфор, ваз, блюд, емкостей для хранения продуктов. Их очень много.



Частично лежат эти черепки вдоль длинных коридоров Израильского управления древностей, на радость экскурсантам:)
Больше всего тут мы видим гончарных изделий. Это очень древнее ремесло, дошедшее до наших дней.

Чтобы "понять" битый черепок, имеет смыл представлять себе, откуда он берется:)



Тем, кто никогда не видел, как рождается горшок или другое керамическое изделие на гончарном круге, предлагаю заглянуть в мой пост про рождение горшка, там я постаралась показать последовательно этапы работы гончара. Сам процесс мало чем отличается от древнего, разве что электрическим моторчиком, который крутит гончарный круг. Раньше-то крутили ногами:)



Когда черепки попадают в реставрационную керамическую мастерскую, из них пытаются воссоздать разбитое.







Черепков не всегда хватает, так как могут быть найдены не все, но общая форма и предназначение сосуда понятно. Это - кувшин.



А это почти целая небольшая вазочка или сосуд для хранения благовоний\духов - не знаю...



Эти черепки еще ждут своей очереди.





Реставрацией в данной мастерской занимается Иосиф Букенгольц, который и рассказывал нам о реставрации керамики и о том, что можно узнать из керамических находок. Сам Иосиф работает реставратором с 1991г., по образованию он художник-прикладник. И честно скажу, по его рукам очень заметно, что керамику он просто чувствует - посмотрите сами.



Что же интересного можно узнать из этих бесформенных обломков? Ну, например, что люди, хозяева этого сосуда жили небогато. Если у сосуда разбивался верх, а низ оставался целым, его не выбрасывали. Верх полностью обрубали - видите относительно ровный край? Если раньше это был кувшин, то потом его использовали как миску или как емкость для продуктов.



А если у кувшина или амфоры разбился низ, то, как вы уже сами поняли, его отрубали, а оставшуюся часть использовали как...



... воронку, чтобы что-то пересыпать.

Хозяйственные были предки, ничего не скажешь:) Но это еще не самый разумный подход к керамике.



Полностью разбитый сосуд тоже не выбрасывали. В кусках просверливали аккуратные дырочки и скрепляли эти куски веревками или металлическим креплением.



В мастерской реставрации металлов мы как раз видели этот "патент". Керамические куски скреплены металлом.
Использовали такое ажурное блюдо, например, как вазу для фруктов или для хлеба\лепешек, или для любого, что в дырки не проваливалось.



Керамика может рассказать и о торговых связях мест, где черепки были найдены. Вот это блюдо, "импортное". В здешних местах не умели делать так качественно и плоско.



Блюдо импортное, оттуда, где уровень керамического производства был выше. Народ побогаче покупал привозное.

Оказывается, в в Израиле разработана новая комплексная компьютерная программа, которая распознаёт отпечатки пальцев гончара на глиняных сосудах, которым несколько тысяч лет. Подробнее об этом можно почитать тут. Иосиф нам рассказывал и об этом.



Больше всего шансов найти отпечатки пальцев древнего гончара в определенных местах изделия, они диктуются технологией гончарного ремесла. Это дно сосуда, тут можно найти отпечатки. Сосуд снимается с круга, когда глина еще влажная и на ней может остаться отпечаток.



Также отпечатки можно найти в местах, где к сосуду прикрепляются ручки.



Вот сосуд из Газы, в котором хранилась рыба. Он оказался с сюрпризом:)



Видите его ручки?



Теперь легко заглянуть во внутрь:) Углубление не на сквозь видите?:)



Это углубление получается тогда, когда мастер засовывает руку во внутрь сосуда, чтобы прикрепить ручку изнутри. Видимо, в этот момент глина оказалась весьма влажной и в ней отпечатался весь кончик пальца, того, кто крепил ручку.



В мастерской смогли отлить гипсовый слепок этого кончика пальца. Вот он и его крупная фотография. На фотографии хорошо заметный индивидуальные особенности пальца и ногтя. По ногтю хорошо видно, что это человек, который постоянно работал с глиной, а она не способствует красоте ногтей.



Кроме того, это небольшой палец. Иосиф сказал, что это палец или женщины или подростка. Что говорит или о том, что в гончарной мастерской работала семья, и женщина или подросток делали заключительные этапы работы. Или же в мастерской работал мастер с подмастерьями и помощниками.
Мы сравнили его с красивым пальчиком irenase, чтобы подтвердить эти выводы реставратора :)



Закончить свой рассказ я хочу фотографией Клары Амит (קלרה עמית), которая висит в коридоре Израильского управления древностей. Я только перефотографировала. Я бы назвала эту фотографию "Керамика говорит".

В продолжении реставрационные мастерские мозаики, металла, натуральных материалов...

сделано руками, Израиль, экскурсии

Previous post Next post
Up