Опера о силе проклятия.

Jul 05, 2024 11:15



Джузеппе Верди хотел назвать эту оперу "Проклятие", о чем писал либреттисту оперы Ф.М.Пьяве...
Вся суть оперы именно в проклятии: несчастный отец, оплакивающий отнятую у дочери честь, был высмеян придворным шутом. Отец проклинает шута, и это проклятие пугающим образом наказывает самого шута.
Но в конечном итоге опера была названа "Риголетто", от французского rigoler - смеяться, веселится....
Однако проклятие, как тема оперы, осталось. И хотя оно не материально, тем не менее, работает, хотя бы в литературе и искусстве...
Спектакли "Риголетто" Верди будут проходить в Оперном театре в Тель-Авиве с 5 по 19 июля 2024 года. Это последняя опера сезона 2023\2024.


В 1850 году венецианская опера "Ла Фениче" заказала Д.Верди сочинение новой оперы.
Основой либретто должна была стать спорная пьеса Виктора Гюго Le roi s'amuse ("Король развлекается"). Гюго изобразил продажного, циничного, распутного короля Франциска I Французского и это считалось неприемлемым и скандальным. Пьеса была запрещена во Франции после ее премьеры почти двадцатью годами ранее и не ставилась снова до 1882 года.
К январю 1851 года пришли к компромиссу: действие оперы было перенесено, а некоторые персонажи были переименованы. В новой версии герцог жил в Мантуе и принадлежать к семье Гонзага. Дом Гонзага к середине XIX века давно уже угас, а герцогство Мантуанское больше не существовало.

Герцогский дворец в Мантуе.


Di User:BMK - photo taken by User:BMK, CC BY-SA 2.0 de, Collegamento

Премьера оперы состоялась 11 марта 1851 года в "Ла Фениче", Венеция.

Дом Риголетто в Мантуе - историческое здание, изображенное в оригинальной сценографии премьеры оперы. Это дом вымышленного придворного шута герцога Гонзаго.


Фото Ю.Полторака, без которого я бы и не узнала о существовании этого дома.

Бронзовая статуя, изображающая персонажа Верди, работа скульптора Альдо Фальчи, была установлена ​​в небольшом саду дома в 1978 году. Обратите внимание, что грим Риголетто и в спектакле, о котором я пишу дальше, сделан похожим.


Di Massimo Telò - Opera propria, CC BY-SA 3.0, Collegamento

Вот так литературный персонаж вошел в жизнь города, чтобы привлекать туристов...

Теперь вернемся к оперному спектаклю, который в ближайшие дни будет исполняться на сцене Израильской оперы.



Спектакли "Риголетто" Верди будут проходить в Оперном театре в Тель-Авиве с 5 по 18 июля 2024 года.



Бал во дворце герцога.







Должна сказать, что сцены балета мне очень понравились.



В белом, сами понимаете, герцог (Йона Хотеа, Румыния, тенор).

Йона Хотеа впервые поет в Израиле. В его репертуаре много классических партий, которые он исполняет на европейских оперных сценах.

Герцог он очень-очень-очень любит харастать женщин, если это можно так назвать... Кстати, есть и другие оперы о богатых и знаменитых власть имущих, которые пытаются переспать со всем, что движется... Например "Женитьба Фигаро". До сих пор актуальная тема время от времени, судя по газетным новостям.




Женщины герцогу быстро надоедают, как говорится, поматросил и бросил.



Это Риголетто (Йонуц Паску, баритон), который работает придворным шутом при дворе герцога.

Йонуц Паску в Израильской опере появляется регулярно с 2011г. Я его слышала много раз в разных спектаклях и тут он очень хорошо не только поет, но и играет.

Риголетто работает вполне успешно и высмеивает того, кого герцог прикажет.


Веселье бала нарушается появлением графа Монтероне, который требует от герцога возвратить ему дочь. Шут глумится над Монтероне (Чан Дай Пак, Южная Корея, бас-баритон).


Чан Дай Пак впервые поет в Израиле. В его репертуаре много классических партий, которые он исполняет на европейских оперных сценах.

Монтероне проклинает герцога и Риголетто.




Должна сказать, что постановщики спектакля очень красиво поработали со светом.



Герцог совсем не верит в проклятие, а вот Риголетто очень даже верит...



Возвращаясь поздно вечером домой, он встречает киллера наёмного убийцу Спарафучиле (Петрос Магулас, бас, Греция), предлагающего ему свои услуги.

Петрос Магулас уже пел в Израиле в 2023г.. В его репертуаре много классических партий, которые он исполняет на европейских оперных сценах.

Шут тревожится за судьбу нежно любимой дочери Джильды (Хила Фахима, сопрано), которая живёт в пузыре глухом предместье со служанкой Джованной. Риголетто запретил ей выходить из дома, боясь герцога и его развращённой челяди.


Кстати, в спектакле "пузырь" сделан из современных материалов, видите пластик внизу фото? Мне просто не удалось его хорошо сфотографировать.



Риголетто просит Джованну (Шира Рона, меццо-сопрано, Израиль) беречь его дочь.

Шира Рона исполнила множество партий в Израильской опере.



Герцог появляется в доме Риголетто, заплатив служанке. Герцог, переодетый бедным студентом, пылко клянётся Джильде в вечной любви.
А женщины, как говорится, любят ушами, в отличии от мужчин, которые глазами...

Оставшись одна, Джильда предаётся мечтам о любви.


Хила Фахима (הילה פחימה), замечательная молодая певица. Она родилась и выросла в Кармиэле. Ее семья продолжает жить в этом городе. Когда она начала петь в детском хоре «Нопер» городской консерватории, то даже и не мечтала, что однажды она будет выступать в качестве солистки в одном из пяти ведущих оперных театров мира. На самом деле она вообще не знала этого жанра. Она присоединилась к хору вслед за своей старшей сестрой Ифат Фахимой-Вайскопф, которая также является оперной певицей.
Последние годы Хила живет в Вене и является солисткой Венской оперы.
Я слушала ее в "Лючия ди Ламмермур" Г.Доницетти и писала об этом. В этом спектакле она тоже прекрасно пела и играла. В своем рассказе о спектакле Хила Фахима рассказала о том, что мечтала исполнить партию Джильды. Видео с рассказом в конце поста.



А тем временем у дома Риголетто собираются придворные: они задумали похитить Джильду, считая её любовницей шута. Обратите внимание на маски "зайчиков". У меня первая мысль была о хорошеньких "зайчиках\кроликах" Playboy и их противоположностях...


А здесь это очень страшные маски, просто внушающие ужас.

Они ищут следующую жертву в угоду герцогу.




Придворные окружают дом Риголетто, чтобы похитить Джильду, считая её любовницей шута. Они как бы хотят похитить ее из "пузыря" в котором она живет под защитой отца.



Риголетто возвращается домой и в темноте сталкивается с "зайчиками". Чтобы рассеять подозрения шута, один из придворных рассказывает о готовящемся похищении графини Чепрано, которая живёт рядом. Риголетто соглашается помочь придворным. Тогда ему тоже надевают маску. Издалека доносятся приглушённые крики Джильды. Риголетто срывает повязку и в ужасе убеждается, что его дочь похищена.



Герцог, можно сказать, огорчён: прекрасная незнакомка исчезла, все поиски оказались тщетными.

Появляются придворные, которые сообщают о похищении Джильды.


Герцог радостно спешит в свои покои.



Придворные всегда готовы потворствовать любым желаниям герцога.



Узнав, что Джильда во дворце, Риголетто гневно требует, чтобы ему вернули дочь, но придворные глухи к угрозам и мольбам шута.



Джильда в слезах выбегает из покоев герцога.


Риголетто клянётся отомстить за позор дочери. Джильда в страхе умоляет отца простить герцога.


Притон бандита Спарафучиле на берегу реки. Глухая ночь.


Сюда приходит переодетый герцог.


Именно здесь этот "любитель женщин" исполняет знаменитое "Сердце красавицы склонно к измене..."
Ирония заключается в том, что на женское непостоянство сетует герцог, неразборчивый и неверный дамский поклонник. В русском переводе это подчёркнуто словами "но изменяю первым им я".
Одна из самых знаменитых арий для теноров в мире, которую исполняли и исполняют самые известные оперные артисты.

Герцог увлечён новой страстью - к красавице Маддалене (Майя Лахиани, меццо-сопрано, Израиль), сестре Спарафучиле.


Майя Лахиани в ее репертуаре много классических партий, которые она исполняет на оперных сценах Европы, Америки и Израиля. В этом спектакле создала очень яркий образ.

Убедившись в измене возлюбленного, Джильда прощается со своими светлыми грёзами. Отец отсылает её в Верону.


Виктор Гюго был возмущен тем, что его пьеса, запрещенная во Франции, была переделана в итальянскую оперу, и посчитал это плагиатом, хотя в то время не существовало никаких ограничений авторского права против этого. Однако, когда Гюго посетил представление оперы в Париже, он был поражен тем, как музыка Верди в квартете позволяла эмоциям четырех разных персонажей звучать вместе и в то же время четко различаться друг от друга, и пожелал, чтобы он мог достичь такого эффекта в разговорной драме.

Риголетто нанимает Спарафучиле для убийства герцога. Маддалена, очарованная молодым красавцем, просит брата пощадить его. После долгих уговоров Спарафучиле соглашается убить первого, кто постучится в дверь.


Такой оказался непрофессионально работающий киллер, которому все равно кого убивать.

Джильда переоделась в мужской костюм, она должна покинуть Мантую. Она слышит разговор об убийстве герцога. Она по-прежнему любит герцога и пришла сюда, чтобы предупредить его о грозящей опасности. Для спасения возлюбленного Джильда готова отдать жизнь.


Это очень грустная тема оперы о том, что любовь зла, полюбишь и козла кого угодно, и будешь готова пожертвовать свою жизнь ради него.

Джильда входит в дом Спарафучиле, где ее убивают.


Риголетто думает, что наконец-то он отмщён! Вдруг вдали он снова слышит голос герцога, поющего "Сердце красавицы…"
Труп, который он собирался бросить в воду, оказался его умирающей дочерью.


Из последних сил Джильда просит у отца прощения и умирает у него на руках.


Убитый горем Риголетто восклицает:"Вот где старца проклятие!"

***

Хила Фахима рассказывает об опере Риголетто (иврит).

image Click to view



***

Оригинальная версия данного спектакля была поставлена для Мадридской Оперы знаменитым испанским режиссером Мигелем дель Арко. Режиссер обновленной версии для Израильской Оперы - Регина Александровская. Дирижер постановки - маэстро Маттео Бельтрами из Италии, дирижировавший оперой "Орфей и Эвридика" в апреле этого года.
Спектакли "Риголетто" Верди будут проходить в Оперном театре в Тель-Авиве с 5 по 19 июля 2024 года.

В постановке оперы заняты ведущие оперные солисты из Израиля и других стран, в том числе: Йонуц Паску и Лучиан Петрян в роли Риголетто, Хила Фахима и Вероника Брук в роли Джильды, Йона Хотеа и Оресте Козимо в роли герцога Мантуанского, Мариано Буччино и Петрос Магулас в роли Спарафучиле, Майя Лахиани и Шай Блох в роли Мадлен, Чан Дай Пак в роли графа Монтероне, Одед Райх в роли придворного Марулло, Яир Полищук в роли графа Чепрано и другие.

При участии хора Израильской оперы под управлением Итая Берковича.
При участии 20 танцоров, специально отобранных для этой постановки (хореограф - Хилель Коган)

Оркестр Оперы - Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона.


Несколько музыкантов, участников оркестра.

Даты представлений:
Пятница, 5 июля, 13:00
Воскресенье, 7 июля, 19.30 (премьера)
Понедельник, 8 июля, 20:00
Вторник, 9 июля, 20:00
Четверг 11 июля, 20:00
Пятница, 12 июля, 13:00
Суббота, 13 июля, 20:00
Воскресенье, 14 июля, 20:00
Вторник, 16 июля, 18:00
Среда, 17 июля, 20:00
Четверг, 18 июля, 18:00 (дополнительный спектакль)
Пятница, 19 июля, 13:00 (дополнительный спектакль)

Информация и билеты на сайте Израильской Оперы https://bit.ly/3x7qU2G, по телефону 036927777, а также в «Браво»: https://bit.ly/3XeA8oe

Спектакли проходят в Оперном театре Тель-Авива имени Шломо Лахата
Бульвар Шауль а-Мелех 19, Тель-Авив

Театр на карте https://goo.gl/maps/LG66gDGJ8XPtWe496

Инфа:
https://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=1354&ArticleID=6032
https://www.israelculture.info/poslednyaya-opera-sezona-rigoletto/
https://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=181&ArticleID=6122
https://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=181&ArticleID=4328
https://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=181&ArticleID=5949
https://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=181&ArticleID=4639
https://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=181&ArticleID=6094
https://www.israel-opera.co.il/?CategoryID=181&ArticleID=6122
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%82%D0%BE
https://ru.wikipedia.org/wiki/La_donna_%C3%A8_mobile
https://en.wikipedia.org/wiki/Rigoletto#Act_1
https://it.wikipedia.org/wiki/Casa_di_Rigoletto
https://it.wikipedia.org/wiki/Rigoletto

культура

Previous post Next post
Up