Можно "нарядиться в карнавальный костюм" - поменять имя, попытаться сменить сущность, и отношение к миру. Вопрос только в том, будет ли это работать?
Сегодня к Пуриму я хочу рассказать об одном еврее из Бордо... В конце 19 века его знали практически все во Франции и звали его Даниэль Иффла Осирис (Daniel Iffla Osiris). Говорят, что он был величайший филантроп 19в., пожертвовавший во Франции огромное количество денег на самые разные проекты и незаслуженно забытый теми, кому помог.
Но начну с того, как я сама узнала о его существовании. Мы были в Аркашоне (Франция) несколько раз. Перед последней поездкой я обнаружила, что в Аркашоне есть синагога (!), что на мой взгляд удивительно для французского приморского курорта. Стала я искать информацию об этой синагоге и обнаружила, что построил ее на свои деньги этот самый Даниэль Иффла Осирис, для свадьбы своей племянницы... Он построил во Франции еще и другие синагоги... Да и много всего.
О нем не знает даже Электронная еврейская энциклопедия на русском языке... А был ведь выдающийся человек своего времени. Французские авторы, писавшие о нем, считают его совершенно незаслуженно забытым.
Par
Édouard Bisson -
https://www.photo.rmn.fr/C.aspx?VP3=SearchResult&IID=2C6NU0VM7X3H, Domaine public,
Lien Даниэль Иффла был человеком скромного происхождения...
Когда Франция отвоевала Бордо у англичан после Столетней войны, в городе хотели развивать городскую торговлю. В конце 15в. Людовик XI пригласил иностранных коммерсантов в Бордо и предоставил им ряд привилегий. В конце 15 в. в городе и его окрестностях, начали селиться "новые христиане", вначале из Испании, а позднее, в значительно большем числе - из Португалии. Почти все они, формально будучи католиками, тайно исповедовали иудаизм (марраны). Кроме того, там жили евреи из Марокко, которые также в большинстве своем были изгнанниками с Иберийского полуострова (Испании и Португалии).
Со стороны отца семья Иффла была марокканского происхождения. Молодой Даниэль Иффла, дедушка Осириса, работал в еврейской мясной лавке в Бордо.
Идеалы свободы и равенства были с восторгом встречены бордоскими евреями, ставшими французскими гражданами в 1790 году. Они присоединились к батальону Жиронды, принимали участие в кампаниях Бонапарта: осада Тулона, итальянской кампании и т. д.
Французская гравюра 1806 года, на которой Наполеон дарует евреям свободу вероисповедания.
By Louis François Couché (1782-1849). Graveur - This file comes from
Gallica Digital Library and is available under the digital ID
btv1b8413362d/f1, Public Domain,
Link Франция является первой страной, которая эмансипировала евреев, что нашло отражение в ряде законодательных актов, которыми государство признает за евреями гражданство и полное равноправие их с согражданами.
Осирис никогда не забывал страну, принявшую его народ и выражал это самыми разнообразными способами. Был большой французский патриот.
Даниэль Иффла родился в скромной еврейской семье жителей Бордо марокканского и иберийского происхождения. Его отец Исаак (сын Сары Фонсек и Даниэля Иффла), родившийся в Бордо в 1799 году, был торговым клерком. Его мать Леа (дочь Рэйчел Атиас и Давида Кардосо д'Урбино) также родилась в Бордо в 1797 году.
Маленький Даниэль родился в 1825 году и получил свое имя в честь своего деда по отцовской линии.
Фонтан "Три грации", 19 век на Биржевой площади. Бордо.
Морская биржа. Бордо.
Даниэль Иффла посещал еврейскую школу в Бордо до 14 лет, затем в 1839 году он перебрался в столицу, чтобы продолжить обучение в лицее Тюрго в Париже до 1842 года. Он оставил лицей довольно быстро, чтобы начать трудовую жизнь в возрасте 17 лет в качестве ученика у биржевого маклера Моро.
Изучив правила и тонкости фондового рынка, он быстро влился в замкнутый круг финансистов сефардского происхождения (Моиз Мийо, Жюль Мир, Феликс Солар, Эмиль и Исаак Перейр и др.). С этого момента его профессиональный и социальный взлет был стремительным. Однако, наделенный здравым смыслом, он сохраняет большую самостоятельность в бизнесе, черпая вдохновение из опыта своих сверстников. Он не делал ошибки, которые приводили других финансистов к рискованным, а иногда и сомнительным операциям, порождая скандалы и громкие банкротства. Даниэля Иффла можно назвать финансистом-одиночкой. Он был оченьм искусным в этом, и никто никогда не знал, как он накопил свое огромное состояние.
Жил-был банкир, который хотел быть таким же бессмертным, как его любовь к покойной жене.
Даниэль был очень привязанный к иудаизму. Что не помешало ему безумно влюбился в молодую девушку из богатой католической семьи, Леони Карье, на которой он женился 24 июня 1854 года. У любви нет религии. А французские законы того времени позволяли межрелигиозные браки.
Молодая пара пошла к алтарю, уверенная в будущем счастье, и в том, что только смерть разлучит их.
Этот брак никоим образом не уменьшил привязанность Даниэля к ценностям иудаизма, но значительно усиливал уже имевшиеся у него сложные отношения и непонимание с еврейскими властями того времени.
Как вы понимаете, он был еврей, а она католичка. Пожениться могли, а вот быть похоронеными на одном кладбище в те времена было невозможно. Говорят, что Леони заставила Даниэля пообещать выбрать место на еврейской части клабища, ближайшее к христианской части. Даже если их будет разделять стена, они останутся близко в земле, когда будут похоронены... И это обещание будет преследовать его всю оставшуюся жизнь.
Пятнадцать месяцев спустя его жена Леони умерла вместе с двумя детьми, которых она только что родила. Это страшная трагедия поразила Даниэля Иффла, который никогда больше не женился и сохранил в неприкосновенности комнату своей жены на протяжении всей своей жизни, создав настоящий культ. Даниэль Иффла безутешен. Он превратил комнату жены в святилище. Ни один предмет не был переставлен, никакая мебель не была передвинута. Это трагическое событие, которое, вероятно, положит начало новой жизненной философии, которая с того момента будет неотъемлемым элементом всего одинокого будущего Даниэля Иффла.
С 1860 года, сколотив состояние (частично благодаря приданому жены, как сказали бы завистники), Даниэль Иффла дистанцировался от финансового мира, предпочитая художественные, литературные и научные круги.
Он официально взял себе фамилию "Осирис" в 1861 году, и я не нашла точного объяснения почему.
Некоторые биографы считают, что мать Даниэля (Леа Кардосо) дала обет так назвать одного из своих детей в память о брате, который сел на корабль под названием "Осирис". Даниэль таким образом почтил бы память своей матери.
А может быть он действительно имел в виду древнеегипетского бога Осириса, правление которого обычно описывалось как "благотворное и цивилизующее".
Авторство:
Jeff Dahl. Собственная работа,
CC BY-SA 4.0,
Ссылка Может быть это изменение фамилии было трогательной и символической данью уважения его жене Леони. Ведь в египетской мифологии Осирис, возвращенный к жизни своей женой Исидой, является одновременно и символом новой жизни, и гарантом выживания умершего в загробной жизни. Леони, отождествляемая с Исидой, предлагает эту новую жизнь Даниэлю, который, украшенный атрибутами Осириса, наблюдает за ее душой и душой своих детей.
Новая фамилия была высмеяна антисемитами, которые видели в этом способ скрыть еврейское происхождение.
Выгравировать свое имя на камне вечности... своими добрыми делами.
Его состояние оценивалось как минимум в 50 миллионов франков, что эквивалентно примерно 200 миллионам евро в наше время. За цифры я не отвечаю - в разных источниках они разные.
Осирис решил оставить неизгладимый след в филантропии, помогая нуждающимся и финансируя разнообразные проекты.
Современники иногда характеризовали его как "скупого", что является грубой ошибкой. Он был человек, который из-за своего скромного происхождения знает цену деньгам и использует их только с умом. Он просто живет в своем особняке на улице де Ла Брюйер, отказываясь на время от установки электричества, которое считалось слишком дорогим. Иногда его можно найти в небольших ресторанах по соседству, но никогда в известных заведениях.
На нападки он ответил так: "Говорили, что я накопил; они смеялись над моей жадностью. Мне все равно. Мне приятно думать, что бедняки выиграют от этой жадности и что, учитывая все обстоятельства, именно для них я работал". Осирис думает о бедных, чтобы накормить их, напоить их, обучить их, чтобы у них было ремесло. Он заботился о них, особенно о женщинах и детях. Он построил приют для беременных, и учреждение в Бельвиле, куда принимали брошенных или осиротевших детей, субсидировал грудное вскармливание... Профинансировал множество степендий в школах разных городов Франции....
Вот далеко неполный список его деятельности.
По крайней мере, восемь синагог являются результатом воли Осириса при его жизни или посмертного наследия:
- Синагога Аркашона,
- Синагога Бордо (частично). Он присоединился к Перейрам и Ротшильдам, чтобы
профинансировать реконструкцию (после пожара в 1873 г.).
- Синагога Брюйера,
- синагога Лозанны,
- Синагога Тура,
- Синагога Туниса,
- Венсенская синагога,
- Синагога на улице Бюффо в Париже.
Всюда просил вешать большие таблички с его именем, как это принято у тех, кто пожертвовал деньги и до сих пор.
Синагоги Осириса, комическое изображение.
Par J. B. Humbert - Comic-Finance, 30 août 1877 (
Gallica), Domaine public,
Lien Он подарил своему родному городу Бордо серию из шести общественных фонтанов Уоллеса и даже предоставил список мест, где он хотел их установить.
Это общественные точки с питьевой водой, фонтаны в форме небольших чугунных кувшинов, которые есть в нескольких городах по всему миру. Спроектированные Шарлем-Огюстом Лебуром, они получили свое название от Ричарда Уоллеса, которому принадлежит изначальная идея установки. Осирис, находя их совершенными, никак их не видоизменяет. Ни по форме, ни по функции, ни по названию. И жители Бордо часто верят, что их подарил им Уоллес...
Такой фонтан есть даже в Хайфе, которая получила его в подарок от мэрии Парижа.
Par
David Monniaux - Travail personnel,
CC BY-SA 3.0,
Lien Бордо - родной город семьи Иффла. Что мог предложить ему Осирис кроме питьевых фонтанчиков? Он финансирует корабль, на котором все рабочие могли поесть и отдохнуть. Le Bateau Soupe (Суповая лодка), была пришвартована на берегу Гаронны.
Ее назвали "Осирисом" по желанию щедрого дарителя. Она работала с 1912 по 1940 год. Больные, безработные, инвалиды, беременные женщины и сироты получали более 14.000 обедов в месяц, а также медицинское обслуживание. Во время немецкой оккупации реквизированный немецким командованием для установки там зенитной батареи, "Осирис" был затоплен и затонул в 1944 году.
Par A.H. - Private postcard collection, Domaine public,
Lien В Нанси в 1889 году Осирис оплатил копию конной скульптуры Жанны д'Арк работы скульптора Эммануэля Фремье, выполненную самим Фремье, которым Осиирис восхищался.
Par
Marc Baronnet - Travail personnel,
CC BY-SA 3.0,
Lien В больнице Сальпетриер в Париже он установил хирургический операционный павильон.
Осирис покупает в Бомме огромное винодельческое поместье, престижный домейн де ла Тур Бланш (La Tour-Blanche cru) площадью 65 гектаров. Виноградники были купленны Осирисом не для того чтобы побаловать себя качественным сотерном. Он завещает это французскому государству при условии, что там будет построена общественная и бесплатная школа виноградарства.
Par Auteur inconnu -
http://aquitainecrif.blogspot.de/2014/05/bientot-une-rue-osiris-bordeaux.html, Domaine public,
Lien Дело Дрейфуса
Мне было страшно интересно, как Осирис прореагировал на дело А.Дрейфуса в 1894.
Дань уважения капитану Дрейфусу ("Hommage au Capitaine Dreyfus" TIM (Louis Mitelberg)) Луи «ТИМ» Мительберг (1986) во дворе Еврейского музея в Париже.
Именно тогда произошел крутой поворот во взглядах и в жизни Б.З.Герцля, именно под влиянием дела Дрейфуса. Крики "Смерть евреям!", раздававшиеся на парижских улицах, окончательно убедили его в том, что единственным решением еврейского вопроса является создание независимого еврейского государства.
А барон Эдмон де Ротшильд уже с 1882 года начал выкупать участки земли в Палестине и наряду с этим стал активно поддерживать еврейское поселенческое движение в Палестине.
И я практически ничего нашла про Осириса и ситуацию с Дрейфусом. Такое впечатление, что он и другие богатые французские евреи стали жертвовать во Франции еще больше. Откупиться хотели?
Виллы в Аркашоне
Осирис заинтересовался морским курортом, Аркашоном.
Так выглядит современный Аркашон сверху.
Он быстро инвестировал в этот город, построил там синагогу, купил виллы Леони, Дезир-Урбино, Нелли, Лор-Рауль, Фергюссон районе "летний город". Он купил их, чтобы сдавать в аренду.
В октябре 1882 года Осирис приобрел у Эмиля Перейра-младшего красивый лесной участок, расположенный на Аллее Эмиля Перейра (ныне Аллее Пастера).
И построил там виллу, которую он назвал "Осирис".
Затем она была переименована в "Александр Дюма" (около 1907г.). Как видите, она очень внушительная. Она вдохновленна итальянскими виллами, и до сих пор одна из самых больших и красивых вилл Аркашона.
By Neurdein (1900-1910) - Private post-card collection, Public Domain,
Link Для ее украшения использовались цветные кирпичи и камень.
Построена вилла была около 1895 года. Архитектор Жюль де Мирамон.
В двух боковых нишах сохранились красивые бюсты.
Эта вилла по завещанию Осириса досталась Институту Пастера, который продал ее, как и все остальные виллы.
Осирис приезжал в Аркашон каждый год...
Можно себе представить как он ходил по улицам среди вилл, утопающих в зелени.
Некоторые из них были не менее экстравагантные чем его.
Маленькая синагога в Аркашоне
Осирис был очень привязан к иудаизму, но особенно к "сефардской" традиции, в которой он родился и вырос.
В 1877г. он строит независимую синагогу в Аркашоне в соответствии с сефардской традицией.
Его не устраивала Консистория (Le Consistoire central), официальный орган еврейских общин Франции. Консистория была учреждена в 1808 г. декретом Наполеона I как средство эффективного контроля над еврейством Франции и интеграции евреев во французское общество. Консистория фактически была органом евреев-ашкеназов и опиралась на ашкеназийскую традицию.
Осирис построил синагогу без предварительного и обязательного разрешения Консистории.
Архитектором был Станислас Ферран (1844-1913).
Синагога Аркашона небольшая: ее размеры составляют 6,5 метра в ширину и 12 метров в длину; она имеет площадь около 78 м² и высоту 8 метров. Она пропорциональна, имеет небольшой сад.
Фасад украшен Скрижалями Завета.
То, что торчит из крыши вверх, это сооружение, которой раньше было фонарем и пропускало наружный свет во внутрь синагоги определенным образом. Дневным светом освещалась тева, на которой находился свиток Торы. Но в 1938г. крыша начала течь через фонарь и было решено его переделать. Теперь то, что осталось от фонаря не пропускает ни воду, ни свет.
Табличка на фасаде, справа от входа "Храм возведен И. Осирисом 1877".
Участок позволял сориентировать синагогу правильным образом, чтобы синагогальный ковчег был обращен в сторону Иерусалима, на восток. Осирис проявил заботу об этом. Тем более примечательно, что в крупных городах большинство синагог 19 века так не ориентированы.
Шивити (שויתי на иврите, в ашкеназском произношении - «шивиси») - это специфическое изображение меноры, используемое в некоторых еврейских общинах для концентрации во время молитвы. Их можно встретить скорее в сефардских синагогах.
Синагога была открыта 21 декабря 1879 г. церемонией бракосочетания Эммы Мойс, племянницы Осириса, с банкиром Сигизмундом Бардаком. Проводил церемонию раввин Лодоис Мендес из Парижа.
Какой бы маленькой ни была синагога Аркашона, она сохраняет планировку в соответствии с сефардской традицией, тева, аналог ашкеназийской бимы, откуда читается Тора, находится в центре помещения.
Большая менора - подарок синагоге в день свадьбы от жениха Сигизмунда Бардака в память о его отце Леоне Бардаке.
Здесь через тева виден синагогальный ковчег. Он спрятан за парохет (занавес синагогального ковчега). Удивительно, что парохет совершенно белого цвета, без всяких украшений. Ниша окружена пилястрами, поддерживающими большую полукруглую арку, украшенную в центре Скрижалями Завета.
Вечный светильник (נֵר תָּמִיד) - светильник, постоянно горящий в синагоге, висит перед синагогальным ковчегом. Раньше был масляный, теперь электрический.
Во время празднования свадьбы был сбор пожертвований, и вырученные средства были переданы Осирисом одному из представителей города для раздачи беднякам.
Консистория Бордо была страшно возмущена, во-первых тем, что синагога построена незаконно, а во вторых, что раввин Лодоис Мендес не входил в состав парижского раввината, он был сефардским раввином.
Синагога Осириса функционировала "нелегально" целое десятилетие. Консистория пыталась судиться с префектом и министерством, но дело развивалось так медленно, что выход был найден, можно сказать, путем примирения. И в конце-концов, в 1891г. Осирис передает синагогу Консистории.
Сейчас эта синагога действующая, в Аркашоне есть небольшая еврейская восточная община.
В память о Наполеоне I
Очарованный Наполеоном I и "в память об осаде Тулона, в которой принимал участие его дед вместе с императором", Осирис приказал воздвигнуть в Ватерлоо монумент в память о гренадерах Императорской гвардии.
Он также купил на аукционе в 1896 году бывший загородный дом Жозефины де Богарне и генерала Бонапарта, замок Мальмезон (Château de Malmaison). В тот момент замок был почти полностью разрушен и Осирис спас его от сноса.
Главный фасад замка Мальмезон
Par
Moonik - Travail personnel,
CC BY-SA 3.0,
Lien Впоследствии он предпринял реставрацию замка, чтобы передать его государству в 1903 году, чтобы там был создан наполеоновский музей.
В 1906 году он также пожертвовал свою личную коллекцию произведений искусства и сумму, достаточную для строительства павильона, предназначенного для ее размещения. Павильон теперь восстановлен и вновь открыт для публики после длительного периода закрытия.
Что включает в себя коллекция Павильона Осириса: элементы оформления парижских интерьеров 1860-1900-х годов с нотками восточной экзотики. А также прекрасная коллекция рисунков, картин и скульптур, предметы декора.
Павильон Осириса.
Par
Moonik - Travail personnel,
CC BY-SA 3.0,
Lien В Мальмезоне он особенно мечтал увековечить память о Леони. Он хотел восстановить там церковь и дать ей имя "Святая Леони", но из этого ничего не вышло.
Говорят, что вы не часто слышите имя Осириса, когда бродите по этому маленькому имперскому замку.
Склеп на кладбище
Осирис провел 40 лет своей жизни, пытаясь быть похороненным вместе с женой и детьми. В то время евреев хоронили только на отведенной им части кладбища в Бордо. Его жена и, следовательно, их дети были католиками. Леони и близнецы были похоронены в Бордо, естественно там, где хоронили католиков.
Еврейские религиозные авторитеты в Бордо были упорно против того, чтобы похоронить католиков на еврейском участке. Скорбящий вдовец напрасно финансировал многие синагоги во Франции и не только, ничего не помогало. С 1863 по 1878г. Осирис судился с Консисторией Бордо, и проиграл.
Годами он вел переговоры с администрацией кладбища Монмартр в Париже о получении участока на границе еврейской и католической частей кладбища. Склеп был украшен копией скульптуры Моисея работы Микеланджело.
Осирису пришлось перенести туда тела своей семьи из Бордо. Его монументальный склеп стоит на стыке христианского и еврейского участков. Действительно, в нескольких шагах находится могила Леони, его так рано умершей жены. Раньше два участка разделяла стена, но время и другой подход к религии ее уничтожили.
И важно ли это сейчас?
Par
Son of Groucho -
Flickr:
Another Statue,
CC BY 2.0,
Lien Кто думает об этой огромной любви, проходя мимо Моисея Микеланджело?
Завещание Осириса
Он умер в 82 года, в одиночестве, как и жил.
Мало что известно об отношениях Даниэля с остальной частью его семьи, в частности с его братьями и сестрами, вероятно, потому, что эти отношения были сведены к минимуму. В своем завещании Даниэль упрекает своих братьев в том, что они сорвали близкий его сердцу проект, не уточняя, какой именно.
Ему также не нравилась бурная парижская жизнь его племянниц. Та, для свадьбы которой он построил синагогу, быстро развелась и вышла замуж за композитора Клода Дебюсси, а другая была одной из многочисленных жен актера Саши Гитри.
В течение многих лет он уточнял свое завещание, внушительный документ на нескольких десятках страниц.
В результате, семье было завещено незначительное наследство. Семья подала в суд на основного наследника, Инстит Пастера.
Значительные пожертвования пошли на гуманитарные или благотворительные цели, такие как Приют морских госпиталей или Общество защиты добровольцев.
Осирис завещал вечный доход городам Аркашон, Берн, Бордо, Женева, Лозанна, Лион, Марсель и Нанси. Согласно его завещанию, это ежегодное пособие в 1000 франков предназначено для поощрения учеников муниципальных школ, самых достойных, без различия вероисповедания.
Он назначает главным наследником и исполнителем своей воли Институт Пастера, оставив ему большую часть своего состояния в размере 30 миллионов франков - крупнейшее завещание в истории Института.
Завещание Осириса даже сегодня является самым важным денежным пожертвованием, когда-либо полученным Институтом. По мнению специалистов, оно было получено в решающий момент истории Института, дав ему средства для его долговечности и развития. Также благодаря этому своевременному завещанию в 1908 году был создан Радиевый институт Марии Кюри, открытия которого произвели революцию в современной науке.
Институт должен был бы уважать такое большое пожертвование...
Но в обмен на эти огромные деньги, около 112 миллионов нынешних евро, нужно было дождаться 2016 года, чтобы крохотный бюст Осириса поставили в углу за кустами в тени величественных зданий Института Пастера в Париже.
Он инвестировал в испанские железные дороги, что принесло ему в награду Орден Изабеллы Католической. Орден в честь той самой Изабеллы Католической, которая выгнала всех евреев из Испании, включая его предков. Забавно, правда, какие повороты делает жизнь и история?
И он был также кавалером ордена Почетного легиона.
К сожалению, те, кто извлекал и продолжают извлекать пользу из его пожертвований сегодня, редко вспоминают об Осирисе.
Мы знакомы с именами великих филантропов, таких как Ротшильды, Гуггенхайм, Картье, Рокфеллер, Карнеги... А кто помнит эксцентричного Осириса, так старавшегося помочь многим?
Инфа:
https://www.montmartre-secret.com/2019/01/daniel-iffla-osiris.cimetiere-de-montmartre.une-extrordinaire-histoire-d-amour-et-de-fidelite.htmlhttps://harissa.com/news/article/daniel-iffla-oisiris-juif-et-m%C3%A9c%C3%A8ne-qui-l%E2%80%99-doit-la-grande-synagogue-de-tunishttps://fr.wikipedia.org/wiki/Ch%C3%A2teau_de_Malmaisonhttps://www.shaapb.fr/la-synagogue-darcachon-et-son-mecene-osiris/https://www.shaapb.fr/la-synagogue-darcachon-et-son-mecene-osiris-ii/http://www.vallee-du-ciron.com/Bommes/BommlaTourBlanche.htmhttp://www.bigmammy.fr/archives/2014/02/20/29252373.htmlhttps://fr.wikipedia.org/wiki/Daniel_Iffla_Osirishttps://he.wikipedia.org/wiki/%D7%93%D7%A0%D7%99%D7%90%D7%9C_%D7%90%D7%99%D7%A4%D7%9C%D7%94-%D7%90%D7%95%D7%A1%D7%99%D7%A8%D7%99%D7%A1https://www.pasteur.fr/en/research-journal/news/daniel-iffla-osiris-great-19th-century-philanthropist-and-institut-pasteur-s-most-generous-donorhttps://www.bordeaux.fr/p131210/daniel-iffla-dit-osirishttps://www.paristhroughthelens.com/%D7%93%D7%A0%D7%99%D7%90%D7%9C-%D7%90%D7%99%D7%A4%D7%9C%D7%94-%D7%90%D7%95%D7%A1%D7%99%D7%A8%D7%99%D7%A1-%D7%A1%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%95-%D7%A9%D7%9C-%D7%A0%D7%93%D7%91%D7%9F-%D7%99%D7%94%D7%95/http://www.neufhistoire.fr/articles.php?lng=fr&pg=2306&prt=1https://www.montmartre-secret.com/2019/01/daniel-iffla-osiris.cimetiere-de-montmartre.une-extrordinaire-histoire-d-amour-et-de-fidelite.htmlhttps://www.farhi.org/Documents/Daniel%20Iffla%20dit%20OSIRIS.htm