Эти маленькие синагоги, как крупицы еврейского прошлого...

Jan 24, 2021 13:02



Нам до сих пор надо всем и вся, включая самих себя, доказывать свое древнее присутствие здесь, в Эрец-Исраэль... И что может быть лучше для доказательства еврейского, чем синагоги?
Каждое маленькое еврейское поселение имело синагогу, а как без этого? Синагога была не только местом молитвы, но и местным клубом, центром культуры да и просто самым важным местом в деревне.
До сегодняшнего дня в Израиле были найдены 130 древних синагог, относящихся к периоду с 1в.н.э. до Средних веков. Были также найдены археологические свидетельства  наличия синагог времен Второго Храма. На раскопках были найдены мозаики, тексты - посвящения на иврите, арамейском и греческом, изображения еврейских символов, таких как менора-семисвечник, шофар, совочек для переноса углей или благовоний и 4х видов растений. Большая часть древних синагог находится в Галилее и на Голанах. Там были центры еврейской жизни во времена Мишны и Талмуда. 
Я как раз и хочу рассказать о двух синагогах, одной из Галилеи, другой с Голан.



Что характерно для таких синагог - небольшое количество информации о них...

Древняя синагога в лесу Бирия на горе Бирия

Поселение в этом месте было основано в Железном веке и существовало во времена Первого Храма, 12-8 вв.д.н.э.. Это место, где люди жили с глубокой древности.

Проблема в том, что неизвестно как правильно называется по-русски это поселение. Иврит такой язык, что прочитать-то написанное можно, а вот произнести однозначно не всегда.
На иврите это נבוריה, и это читается по-разному. Даже носители языка называют ее кто как, одни произносят Навурая, другие Невория-Новория.
Еще я встречала написания Неворава, Неворая, Набурия ...
Под арабским названием Хирбат Набратейн\Набратин (ח'ירבת נרבתין) это место дошло до наших дней, и в арабском названии узнаваемо древнее еврейское название. Как это часто происходит в наших местах.

О деревне.
Это было еврейское поселение на горе Бирия во времена Первого Храма, во времена Второго Храма и до Византийского периода. Были найдены развалины деревни времен Железного века и времен Первого Храма.
В этом месте была процветающая еврейская деревня во времена Второго Храма, а также во времена Мишны и Талмуда, т.е. до нач.3 в.н.э.
Деревня была полностью заброшена в Ранний мусульманский период (в сер. 7в.).

Синагога.
До нас дошли развалины синагоги, которая датируется концом 1в.н.э.
Первоначальная синагога была расширена в третьем веке, видимо вследствие расширения деревни, но она была разрушена во время землетрясения 363г. 
Раскопанные остатки синагоги указывают на то, что она является одной из старейших в Галилее.
Археологами были найдены отдельные фрагменты, относящиеся к разным синагогам, которые были на этом месте.

Южный вход в синагогу.


Над этим входом была притолока с текстом на иврите и изображением меноры.

Эта притолока была найдена и она является важнейшей находкой во время раскопок в этих местах. Почему важнейшей? Да потому, что при наличии такого нет даже мысли, что это здание было церковью или мечетью.

На притолоке имеется текст на иврите "494г. от разрушения Храма (564 г.) построена под руководством Ханина Бен Лизара и Лулиана Бар Йодана". Также есть изображение меноры посередине.


Это фото с плаката около синагоги.
Кстати, резьба по камню на этом фрагменте притолоки очень похожа на резьбу синагоге в Нацпарке Барам



Сейчас эта притолока хранится в саду Музея Израиля.



Я попыталась представить себе, как притолока смотрелась бы над входом в синагогу. Жаль, что не сохранилось еще фрагментов входа.

Колонны из известняка в два ряда поддерживали крышу основного молитвенного зала.


С двух сторон зала два ряда каменных скамеек, характерных для синагог. Гид Ольга Клиот как раз объясняет мне про скамейки.
У этой синагоги было 2 входа, напротив южного был северный.



У южного входа находился синагогальный ковчег. Это реконструкция. Его фронтон был найден на раскопках в 1980-1981г.

Фронтон сейчас находится в Музее Рокфеллера.


By Davidbena - Own work, CC BY-SA 4.0, Link



Вид с другой стороны синагоги. Здание небольшое, его размер 16х11,5 м.

Была найдена существовавшая подземная система укрытий. Я не нашла ни к какому времени она относилась, ни для чего использовалась.


В подземном проходе скапливается вода и сквозь решетку пророс инжир, такое вот крепкое дерево.



Подземный проход, реконструкция. Явно была серьезная система для постоянного пользования...

Первые раскопки проводили в 1905 г. Heinrich Kohl и Carl Watzinger, в рамках большого исследования синагог Галилеи. Во время раскопок были найдены развалины синагоги, жилые комнаты, ремесленные мастерские.
Археологи нашли сосуды из керамики, камня и стекла характерные для времен Мишны и Талмуда.



Видите линию, проложенную черепками? То, что выше линии, восстановленное. А ниже сохранившееся с глубокой древности.



Около синагоги были дома или какие-то другие строения.



В этом месте велись раскопки в 1905г. и был найден фрагмент притолоки с изображением кубка из которого выходят виноградные лозы.


Он украшал северный вход в синагогу.



Можно погулять вокруг синагоги, представляя себе как тут жили люди в глубокой древности.



Здесь была маслодавильня



Реконструкция маслодавильни.



Синагога находится на холме. Вокруг раскинулся лес, насаженный Еврейским национальным фондом. В этом лесу есть даже два вида кедров. Но об этом как-нибудь в другой раз.



И только отдельные деревья без листьев напоминали, что сейчас зима при температуре +20 градусов......

На запад от синагоги были найдены древние захоронения и большинство источников рассказывает больше о них, чем о синагоге. Ну и я за ними.
По традиции считается, что недалеко от синагоги похоронен рабби Эльазар ха-Модаи. 
Рабби Эльазар ха-Модаи упоминается часто как постоянный оппонент рабби Иехошуа бен Ханания. По традиции считается, что рабби Эльазар ха-Модаи был дядей Бар-Кохбы и участником восстания Бар-Кохбы. Как рассказывается в Иерусалимском Талмуде он оделся в рубище, постоянно молился и постился, и благодаря этому римляне не могли захватить Бейтар. Он был духовным руководителем осажденных в городе. Тогда некий самаритянин, желая услужить римлянам, пробрался в крепость, возбудил подозрение Бар-Кохбы против р. Элеазара, что тот якобы хочет сдать город врагу. Рабби Эльазар отрицал свою измену,  но Бар-Кохба не поверил и убил его. Что позволило римлянам захватить город Бейтар.
Исследователи считают, что судя по тому, что написано в Мидраше, именно имя Рабби Эльазар ха-Модаи написано на монетах времен восстания Бар-Кохбы.
Интересно, что место захоронения Эльазара ха-Модаи известно со Средних веков.
Вопрос в том, как его тело в те попало времена из Бейтара так далеко  и почему...

Второй известный человек, с которым связано это место, Яков из деревни Навурая. Его биография не ясна. Есть те, кто считает, что он жил во второй половине 3 века - начале 4. Он относится к четвертому поколению Амораим, законоучителей и лидеров еврейского народа, живших в период после завершения Мишны и вплоть до завершения как Иерусалимского, так и Вавилонского Талмудов (3-5 вв.н.э.). Он не считается раввином по формальным причинам и в древних источниках он не получил комплиментов за свои действия, а наоборот, описаны его решения, нарушающие еврейские законы. И тем не менее, известно место его захоронения, что говорит об очень многом.

Еврейский национальный фонд сделал реконструкцию участка около синагоги, добавил стоянку для машин и дорожки.

Вход свободный.

На карте Гугла, к сожалению самой синагоги нет, но есть карта леса Бирия, где в верхней части легко найти синагогу. На карте также есть и другие интересные места этого леса, включая места для пикников.



Карта восточной части Верхней Галилеи, с отмеченными местами, где были раскопаны синагоги: или здания или какие-то артефакты, свидетельствующие, что там была синагога.

Синагога Дир Азиз (דיר עזיז) около мошава Канаф на юге Голанских высот.

Древняя синагога в Дир Азиз относится к периоду Мишны и Талмуда на юге Голанских высот около мошава Канаф.



Синагога построена высоко на южном склоне ручья Канаф. Он внизу, в распадке.

Синагога находится около заброшенной сирийской деревни Дир Азиз. Сирийская деревня, в свою очередь, была построена на развалинах еврейской деревни времен Талмуда. Деревня существовало весть период Римского и Византийского правления.



Первым обнаружил эту синагогу сэр Лоуренс Олифант в 1885 г... Он же и изобразил синагогу в том виде, в котором ее нашел.



Так мы видим ее сейчас снаружи.



На входе арка, все что осталось от древнего помещения.

С 1998-2004 г. проводились археологические раскопки Бар-Иланским университетом совместно с Колледжем Кинерет.
Считается что первичное строительство началось здесь в нач.4в.н.э. Основное раскопанное здание относится к 6в.н.э. 
Во время раскопок в зале обнаружили обработанные камни и считается, что это камни синагоги, которые упали во время землетрясения 749 г.. Но также археологические раскопки показали, что в отличии от многих других мест, которые опустели после этого землетрясения, жизнь здесь продолжалась еще 200 лет.

Синагога была двухэтажным построенным из базальта зданием. До нас дошел только первый этаж.


Был раскопан прямоугольный молитвенный зал, размером 11х18 м.

В зале сохранилось 2 ряда колонн и лестница ведущая на второй этаж.
Восемь колонн стоят в два ряда, они поддерживали крышу молитвенного зала. Предполагаемая высота колонн 3.2 м. и высота этажа 3.7 м.


Пол синагоги сложен из обработанных камней, часть из которых полностью сохранилась.



Рисунок зала с плаката около синагоги.



Скамьи для молящихся вдоль стены полностью сохранились.

Такой стиль строительства синагоги не был характерен для Голанских высот, а был характерен для Иудейских гор. Возможно сюда перебралась еврейская община с Иудейских гор. Они поселились здесь и продолжали строить в привычном им стиле.

На одном из фрагментов притолок синагоги есть надпись ΑΖΙΖΟ на греческом, возможно что арабское название основано на изначальном названии талмудической деревни.


מאת Yywilk - נוצר על ידי מעלה היצירה, CC BY-SA 4.0, קישור

Есть источники, которые говорят, что была также найдена надпись на греческом имени "Йегуда" и год 295, видимо от разрушения Храма (70г.н.э.) то есть речь идет о 365г..

На южной стене зала заметная ниша для синагогального ковчега.
Синагогальный ковчег построен необычным образом в виде ниши - аспиды, выступающей из здания в направлении Иерусалима. 




Под полом около синагогального ковчега был найден клад: 14 золотых монет времен правления императора Юстиниана I, императора Византийской империи (вторая четверть 6 века). Самая ранняя монета датируется 527г, самая поздняя - 565г.. (с плаката около синагоги).

Предположительно, что такую большую синагогу строили на протяжении 40 лет. Размер и капитальность строительства подчеркивает важность синагоги в жизни еврейского поселения.


Вид на синагогу сверху (с плаката около синагоги).

Фрагмент притолоки с резьбой был раскопан, когда он лежал в качестве ступеньки лестницы, ведущей на второй этаж. Предположительно он был частью более ранней постройки, общественного здания 2в.н.э., а при строительстве синагоги его использовали в качестве ступеньки (с плаката около синагоги).




Так выглядит сам фрагмент



Камень, поеденный временем. Ему предположительно 1900 лет.



Фрагменты оформления с резьбой по базальту.



Элемент оформления зала при входе в синагогу.



Взгляд на молитвенный зал от лестницы на второй этаж.



Фрагменты найденные на раскопках

Вокруг синагоги видны террасы для земледелия.



Вдоль лестницы, ведущей в синагогу, растут деревья - это зизифус колючий (Ziziphus spina-christi שיזף מצוי), их тут много. О дереве подробно тут

Вход свободный.

На карте Гугла, к сожалению самой синагоги нет, а есть источник, который находится на другой стороне дороги от синагоги, вниз по склону. Стоянка общая, к синагоге идти вверх по склону по лестнице, а к источнику вниз.

Около источника есть место для пикников.



Синагоги центра Голанских высот на карте (с плаката около синагоги).

Спасибо Оле Клиот за приятные прогулки.

https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A0%D7%91%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%94
https://kotar.cet.ac.il/KotarApp/Index/Chapter.aspx?nBookID=20860004&nTocEntryID=20971617
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%91%D7%AA%D7%99_%D7%9B%D7%A0%D7%A1%D7%AA_%D7%A2%D7%AA%D7%99%D7%A7%D7%99%D7%9D_%D7%91%D7%90%D7%A8%D7%A5_%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C
https://web.archive.org/web/20071019174114/http://www.archaeology-classic.com/Israel_H/nevoraia.html
https://landmarks.gov.il/%D7%91%D7%99%D7%AA-%D7%94%D7%9B%D7%A0%D7%A1%D7%AA-%D7%94%D7%A2%D7%AA%D7%99%D7%A7-%D7%91%D7%93%D7%99%D7%A8-%D7%A2%D7%96%D7%99%D7%96
http://www.yoaview.com/Yoaview/SITE/?action=showobject&sn=2_455

This entry was originally posted at https://dona-anna.dreamwidth.org/2403352.html.

прогулки, синагога

Previous post Next post
Up