ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Mar 14, 2024 17:04


Эта статья написана для Ломоносовских чтений, традиционно проходящих в апреле в МГУ.

Об индустриализации нынче пишут все, даже журнал «Оракул». Я не шучу: в апрельском номере статья А.Бухтатова «Индустриализация или гибель». Вот до чего дошло! А ведь в 2010 году, когда я начала писать об индустриализации, эта тема казалась совковой фантазией. Потом ( Read more... )

Leave a comment

Comments 116

ext_5719266 March 14 2024, 14:19:24 UTC
Давненько в номинации возложения на сельскохозяйственную общину бремени содержания казённых фабрично-заводских училищ не определялся такой сильный лидер, теперь и с шампунем, и с кондиционером дело пойдёт у машинотракторных станций быстрее на новый лад.

Reply


warikap March 14 2024, 14:33:49 UTC

 Нужна красивая форма, стипендия, чтобы люди могли гордиться собой и своим положением.

И ребрендинг, думаю. Аббревиатура ПТУ слишком негативные ассоциации вызывает.
Хотя, в качестве курьёза, своя особая гордость у птушников была - в рамках "пацанской" субкультуры. Наряду с фуфайками модно было носить птушные синие стёганые курточки.

Reply

az_from_belarus March 14 2024, 15:09:44 UTC

Когда-то были так называемы реальные училища (противовес гимназиям). Вполне годное название. Реалисты - они же "реальные поцаны". :-)

Можно и "реальные технические" ввести - реалтехи.

Главное - собачьих парикмахеров и всяческих барист учить в заведениях с другими названиями, дабы имидж реалтехов не портить. :-)

Reply

domestic_lynx March 15 2024, 06:21:13 UTC

Да, хорошее название. А ребята назывались "реалисты".

Reply

antroparium March 14 2024, 17:35:14 UTC

В последнее десятилетие у тех, кто не делает из высшего образования фетиша (родителей и детей), наблюдается возрастающее желание пораньше уйти из школы, чтобы не заниматься всякой ерундой в последних классах и поступить в колледж (техникум), откуда потом, возможно, и в вуз.

А что касается ребрендинга: сейчас идет обратный процесс, вузы стало модно называть школами. Например, передовые инженерные школы при вузах, где готовят бакалавров и магистров.

Reply


glavbuhdudin March 14 2024, 14:48:40 UTC

Нужны ли новые юристы - сильно сомневаюсь. Мне рассказывал один отец,
что сын его по окончании юрфака работает по специальности: охранником в
ресторане. Такая вот конъюнктура рынка.

Разве выдача диплома гарантирует успешную юридическую карьеру?

А сынок как учился? Лекции не пропускал? На семинарах был активным?

Дополнительную литературу читал? Летом просился на практику в суд, прокуратуру

или к адвокатам? И еще 1001 вопрос. Вообще почему выбрал этот факультет???

Может он с детства мечтал стать библиотекарем? (Был такой случай).

Поэтому дипломов много, а работать некому и не с кем.

Сейчас столько юристов-аферистов, что им уже не протолкнуться.

Поэтому если из сотни выпускников один станет нормальным судьей, то это удача,

такая же как при промывке золотого песка.

Что касаемо ПТУ. На примере Германии. Гимназия готовит к университету,

реалшуле к техническим профессиям, причем с младших классов натаскивают по

нужным дисциплинам.

Вот и ПТУ должно быть с 5 класса, после окончания начальной школы.

За семь лет с ребятишками можно сотворить ( ... )

Reply

domestic_lynx March 14 2024, 15:02:51 UTC

Вы правы, согласна.

Reply

az_from_belarus March 14 2024, 15:30:46 UTC

Тут еще одна проблемка существует, проблемка значительная, но на которую должное внимание не обращают.

Непрерывное образование, т.е. переход из учебного заведения в учебное заведение и т.д. у большинства учащихся не позволяет иметь верное представление о том, что их ждет в конце пути. Т.е. такая работа как профессиональное ориентирование - давным давно в глубочайшей заднице. Профориентирование велось и ведется в виде туристических экскурсий, дающих взгляд извне. "Вот посмотрите ребятки, как дивные штучки мы тут можем вытачивать и вытачиваем на этом замечательном станке. Учитесь и приходите к нам работать." Представление о дивных штучках - оно однразовое и внешнее. А вот состояние души и тела в течение смены, к ее окончанию, к концу рабочей недели, когда ты одну или пару видов замечательных штучек точишь одну за другой изо дня в день - это можно познать лишь на практике. Опять же чем-то отвлеченным оказывается и появление брака и связанные с ним депремирование и всякое прочее. Т.е. учащиеся в большинстве своем имеют какие-то сказочные ( ... )

Reply

glavbuhdudin March 14 2024, 16:15:43 UTC

При достаточном обеспечении оборудованием толк будет. Я учился в школе в 1970-е, в школе было 2 класса труда: слесарный и столярный. В слесарном кроме металлических верстаков с тисками, напильниками и прочим ручным инструментом, были токарный, сверлильный и фрезерный станки, муфельная печь для закалки, гидравлический пресс, сварочник, заточной станок и еще что-то не помню. По заказу самой школы делали всякую скобянку, ремонтировали замки, лопаты и прочий инвентарь, петли для стенных стендов, на заказ со стороны делали молотки и зубила. В столярном классе верстаки были вообще профессиональные, рубанки, пилы, струбцины, отрезной станок, сверлильный, токарный. Фрезеровку вручную учились делать. Собирали на шпунты и клей сенные стенды, натягивали холст. Делали ручки для лопат, инвентаря, ручного инструмента, ремонтировали двери и окна, да много чего. У девочек было оборудование для шитья и готовки, они нас после уроков труда кормили вкусно.

Не знаю, то ли отцы наши сами рукастые были и подавали личный пример, то ли шефы школы дали ( ... )

Reply


darkhon March 14 2024, 14:59:42 UTC

Вот прям читать приятно.

Немного уточню.

1. Надо поменять название, ибо "ПТУ" - это уже настолько сложившийся шаблон-клеймо, что нафиг.

2. Путь обучения должен быть, согласен, 8 классов базы, потом либо среднее образование с уклоном в профессию, затем техникум и технический вуз (медучилище и медвуз и т.д.), либо универсальное учебное заведение с продвинутым обучением общего плана, типа как спецшкола для старших классов, и университет, где реально учат "на учёных" и типа того. Как-то, конечно, надо будет согласовать программы (учитывая возможность передумать и перейти), но в принципе должна "на выходе" быть такая градация:

- умеющие думать самостоятельно универсально, исследователи/учёные (заканчивают университеты);
- высокообразованные технари/прикладники, изобретатели/инженеры (заканчивают профильные вузы);
- технические специалисты, квалифицированные работники и проч. (заканчивают соотв. условные техникумы)
- гуманитарии - переводчики, юристы, бухгалтеры и проч. (заканчивают соотв. условные техникумы)
- среднее образование, 8 классов - ( ... )

Reply

domestic_lynx March 14 2024, 15:04:47 UTC

Согласна с Вами. Особенно п.3.

Reply


az_from_belarus March 14 2024, 15:02:26 UTC

Административное регулирование глубокое и масштабное - вот что характеризует Ваши предложения.

В условиях капитализма такой уровень регулирования доступен лишь в государствах фашистского типа.

Для социалистического государства такое регулирование естественно.

Это не означает, что социализм равносилен фашизму. Просто разные правящие классы и соответственно разные выгодополучатели и те, за чей счет эта выгода получается. При капитализме выгодополучателем является правящий класс - владельцы крупного капитала и это происходит так или иначе за счет наемных работников. Жесткое администрирование - это углубление эксплуатации, а значит и потребность в ужесточении репрессивных государственных механизмов. При социализме - администрирование в целях улучшения благосостояния всего народа и за счет народа, а потому не требуются дополнительные репрессии (разве что против патологических тунеядцев).

С капитализмом борьба у Вас не подразумевается, как я понимаю.

Ну тогда Ваши хотелки можно реализовать и без фашистского администирования и намного ( ... )

Reply

az_from_belarus March 14 2024, 15:03:16 UTC

Проблемы же с рабочими специальностям и с обучением таким специальностям зачастую оцениваются крайне искаженно. Да, по миру идет шум о потребностях в рабочих кадрах. И даже про высокие зарплаты много говорится. Вот только высокие зарплаты - это про рабочих с высокими категориями, т.е. приличными профессиональными навыками. А их нет, поскольку не готовили и не взращивали - рост профессионализм предполагает и приличную практику. Вот за ГОТОВОГО профессионала платить готовы, а ГОТОВИТЬ за свой счет - не заинтересованы. Ибо - капитализм. Ибо - инерция мышления. И вот мальчики-девочки услышав звон начинают ломиться туда, где учат станочников и всяких прочих. А готовят их в большинстве мест - хреново. И на выходе со своими дипломами они могут претендовать на все ту же хреновую зарплату и гипотетическую возможность, за СВОЙ счет, перетерпев годы нищеты повысить квалификацию, при наличии (гипотетически) подходящей(!) рабочей практики. А если на предприятии никак не подразумевается повышение квалификации, что неизбежно предполагает ( ... )

Reply

gepard12 March 15 2024, 15:44:27 UTC

//Например прием нового сотрудника должен предполагать единоразовые выплаты предприятием некоторых сумм в бюджет государства, серьезно возрастающие вместе с квалификацией сотрудника.//

Таким образом, вы очень быстро убьете у предприятий стимул способствовать профессиональному росту своих сотрудников. И наоборот - стимулируете работодателей этот рост всячески тормозить. Про сопутствующий рост цен на продукцию этих предприятий даже и говорить не буду. При одновременном падении качества.

Reply

az_from_belarus March 15 2024, 20:54:12 UTC

Не факт. Это так или иначе упирается в сложность работ, проводимых предприятием. Клепать ломы - одно, точить сложные прецизионные валы - другое. Там где выше лома не хотят подниматься и квалифицированных сотрудников не будут искать.

Там же где нужны квалифицированные сотрудники их будут стараться взращивать у себя.

Другое дело, что сами работники могут быть порой незаинтересованы в повышении квалификации, если она не будет востребована нигде, кроме единичных предприятий.

Reply


Leave a comment

Up