ВЕК РАБОТНИКА ТОРГОВЛИ - окончание

Aug 02, 2012 22:37

ТОРГАШИ-ЛИЦЕДЕИ

Современное государственное устройство - демократия западного типа - это предельно торгашеская система по своему духу и стилю.

Это предельное выражение общежития, организованного по рыночному принципу. Здесь все всё всем продают, находят некий компромисс и на его почве хрупкое равновесие интересов. Никто не ищет истины - все преследуют интересы, как и полагается на рынке. При развитой и эстетически законченной демократии исчезает государственный деятель - он заменяется юрким и языкастым торговцем-лицедеем. Цель государства - не благо, а удовлетворение интересов. Некой равнодействующей интересов. О том, что народные «хотелки» совсем не совпадают с народным благом - я когда-то писала в серии «Чего народу надо?»

В американских пособиях по искусству продаж - а в этом искусстве они лидируют с большим отрывом ото всех народов мира - постоянно и на все лады повторяется одна фундаментальная мысль: что бы ты ни продавал - косметику, электрообогреватели или политические идеи - ты в первую очередь продаёшь самого себя. Остальное - лишь приложение к тебе. Поэтому ты должен нравиться. Нравиться и ещё раз нравиться. Быть симпатягой, милашкой, казаться своим парнем, надёжным. И предлагать именно то, что требуется твоему клиенту. Мы ведь продаём не губную помаду - мечту о личном счастье. Не автомобиль, а тоже мечту. (Помните: «Тойота - управляй мечтой»). Вытащи из клиента его мечту и убеди, что с твоим товаром он её достигнет - и цена товара не будет иметь для него никакого значения. Этому учат американских (а теперь и наших) торговцев - это же и ведущий принцип поведения демократического политика. Будь милашкой - улови мечту - обещай её удовлетворить. Это не просто, но кто сказал, что торговля - простое дело. Только тот, кто не пробовал. Быть милашкой - и то запаришься. Попробуй-ка удоволить всех. Для домохозяйки ты должен быть надёжным мужиком, с лёгким налётом секси, для старушки - защитником, для молодёжи - молодым и динамичным… Тьфу, запутаться можно, тяжёлая у них работа. Но ничего - справляются.

Предельное развитие торгашеской демократии приводит к тому, что демократические лидеры - это актёры. Или торговцы, что в значительной степени одно и то же, потому что настоящий торговец - это лицедей, который без мыла в душу влезет. Куда ведут свои народы эти так называемые лидеры? Знают ли все эти кандидаты в депутаты, что нужно делать, и имеют ли силы это сделать - всё это вообще вне рассмотрения. Да и кто может об этом судить? Никто не может. Никто и не заморачивается. Главное, что «всё будет чрезвычайно хорошо», как говорил известный герой Ильфа и Петрова. Всё у нас будет: и ВТО, и спорт, и «Красная Армия всех сильней», и дома отстроим погорельцам и утопленникам. Главное, чтоб человек был хороший, солидный, надёжный, милашка, одним словом.

Именно поэтому в современном торгашеском мире придаётся непропорционально громадное значение внешности. Политиков - наипервейшее. Но не только их. Есть целые пособия и курсы: как произвести хорошее впечатление на будущего работодателя, как писать CV, как одеться в зависимости от вакансии, на которую претендуешь, как сидеть, как входить, куда девать руки-ноги-сумку. И это понятно: товар должен иметь привлекательную упаковку, а что там внутри… да, может, это и неважно, что внутри. Именно поэтому все усилия по «деланию себя» у современных и амбициозные направлены на собственную внешность. И то сказать, ещё старинный анекдот есть: что хуже - быть лысым или дураком? Разумеется, дураком: не так заметно.

Я не знаю, как там у Путина с косметикой, да и знать особо не хочу, а вот из недавних личных впечатлений. Моя косметичка слегка попеняла мне, что ничего над собой не делаю: ни уколов красоты не вкалываю, ни веки не ушиваю. Пощиплю брови - и дело с концом, словно в прошлом веке живём. Почему?

- Боюсь, - отвечаю честно.
- Не надо бояться, - успокаивает мастерица. - Все мои клиенты делают, и ничего.
- Вы хотите сказать клиентКИ?
- Нет, у меня большинство мужчины, - гордится косметичка. Политики разного уровня. Им имиджмейкеры советуют максимально открывать глаза, ну, чтоб был прямой открытый взгляд. Морщины убирают, один даже скулы подкачивал гелем. Сейчас без этого никуда.

Когда я смотрю на политиков, я вижу, что мои продавщицы и они - птенцы одного гнезда. Мы все учились понемногу - по одним и тем же американским пособиям. У нас один и тот же вкратчивый, проникновенный, дружеский тон. Мы делаем одни и те же шаги к вожделенной продаже.

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ

Главный принцип продавца - никогда не спорить и во всём соглашаться с клиентом, что бы он ни сказал. Мы даже тренируемся в этом деле. Разбиваемся на пары и учимся присоединяться к любой чепухе, которую сказал клиент. Помню, одна участница семинара придумала абсурдное утверждение: «Завтра пойдёт снег» (дело было в июле), а другая должна была к ней присоединиться и перекинуть мостик к товару. Так вот партнёрша удачно парировала: «Совершенно согласна: с природой творится неладное, совсем её, бедняжку, загрязнили. Я лично спасаюсь только нашим пылесосом с парогенератором».

К чему я рассказываю этот курьёзный случай? А к тому, что любой политик сегодня говорит ровно то, что от него ожидают услышать. И всем всё обещает. «Скажите, я выздоровлю, если куплю этот коврик? - Ну, разумеется, вы же будете жить в чистом помещении, а чистота - залог здоровья». Точно так и политик: говорит с нянечками в детском саду - главное в жизни детский сад, говорит с военными - обещает крепить оборону, говорит с учёными - наука прежде всего, с библиотекарями - соответственно библиотека». «Каждой бабе - по мужику, каждому мужику - по бутылке водки» - эта пародия на Жириновского очень хорошо отражает подход к делу торгашеской демократии. Только вот не надо думать, что это у нас так, а в НАСТОЯЩЕЙ демократии - у них там всё серьёзно и по правде. Как-то я нашла в интернете предвыборное выступление французской претенденки на президентский пост (это было ещё в позапрошые выборы). Займись она прямыми продажами - она достигла бы хороших результатов! Дамочка буквально через запятую в одном предложении обещала трудящимся повышение социальной защищённости, а работодателям - снижение налогов. И ничего - никто её не освистал, не обвинил в преднамеренной лжи. Ложь, конечно, но в пределах нормы, коммерческая ложь. Не обманешь - не продашь. Даже не ложь, а так, знаете, просто дать возможность охмуряемому думать, что ему нравится. Именно так действуют брачные аферисты.

Дух торгашества густеет и вызревает. Он проникает во все поры общественного организма, охватывает все отношения между людьми. По-видимому, это имели в виду авторы «Манифеста коммунистической партии», говоря о буржуазной семье как узаконенной форме проституции. О нарастающей «монетаризации» отношений между людьми говорили мне западноевропейцы ещё лет двадцать назад, но я как-то не поняла, теперь - понимаю. Выгода замещает собой любовь, дружбу, честь совесть - совершенно всё. Мы живём в пору предельного развития этого торгашеского духа.
«Вася, ты меня правда любишь или это пиар?» - в этой шутки много правды.

А вот настоящая правда. Как-то я читала в газете о благородном поступке. Некий предприниматель попал в трудное положение: огромные долги, бизнес он потерял. Что же его жена? Она … даже поверить трудно - его не бросила (как поступила бы нормальная женщина)! Более того, она отдала на погашение долга имущество, которое формально принадлежало ей. Представляете? Настоящая русская женщина, декабристка, заслуживающая восхищённой заметки в газете.

Вообще, правда, даже скажем точнее, истина - исчезла, растворилась в торгашеском духе. Истины больше нет - есть «что изволите». Что «пипл хавает» - то и истина. Все говорят не то, что есть, даже не то, что они думают (человек может заблуждаться) - все говорят то, чего от них хотят услышать. Что можно впарить данной аудитории в данный момент - то и истина. Будет другой момент и другая аудитория - будет и другая истина. Кто больше впендюрил - тот … наилучший торговец? Если бы! Для торговца в узком смысле такой критерий как раз вполне приемлем. Но сегодня он применим к любой деятельности. Самый гениальный писатель - это тот, кто больше всех сочинил и впендюрил. Неважно чего. Наилучший артист - тот, кто больше всех кривляется в телевизоре. Подход универсально-торговый: объём продаж. А поскольку это так, то постепенно складывается такое положение: сказать десять глупостей предпочтительнее, чем одну умную вещь. Гончаров работал над «Обломовым» двадцать лет. Сегодня он был бы никому не интересен, его бы просто не заметили, поскольку он был бы задавлен теми, кто выпускает бестселлер ежеквартально. И после этого знатоки с глубокомысленным видом рассуждают о том, что сегодня нельзя написать настоящий роман, он будет никому не интересен, его время ушло и всякое такое. Не время ушло, а НАСТОЯЩЕЕ было съедено торгашеским духом.

НЕ ОБМАНЕШЬ - НЕ ПРОДАШЬ

Торгашеский дух разъедает общественный иммунитет ко лжи. Истина исчезла, её как бы и нет вовсе. В результате врать стало не стыдно и даже почти почётно. Все, как говорится, «относятся с пониманием». Вот буквально сегодня в интернете наткнулась: какой-то танковый начальник в официальном каком-то документе «соврамши» про сравнительные ТТХ наших танков. И никто ничего. Что, не знал что ли? Знал, наверное, но надо было «продать» такую информацию, которую от него ждал клиент.

А дней десять назад вообще курьёз вышел. Во «Времени» показали. Путин беседует с каким-то саратовским фермером, у которого засуха урожай погубила. «Но всё равно, - по-пионерски обещает фермер, - получим центнеров 7 с гектара». Путин спрашивает: «А при советской власти какая была типичная урожайность?» - «Да 4 центнера с гектара - и то радовались», - не сморгнув глазом выпаливает фермер. «Вот видите, как поднялась урожайность в нашем сельском хозяйстве», - поучительно замечает Путин.
Это ж курам на смех. Четыре центнера! Да чтоб засеять, надо два центнера! Это получается урожай «сам-два»! Да в мрачную эпоху раннего Средневековья - и то был урожай «сам-три». И фермер не мог этого не знать. Но врать - не стыдно. Клиент хотел услышать, как стало лучше в нашем сельском хозяйстве по сравнению с «совком» - и клиент получил то, что хотел.

Истина размыта, врать не стыдно, клиент всегда прав. Это предельное развитие всеохватного торгашеского духа. И это чрезвычайно опасно. Почему люди всегда стремились к правде, к истине? Да просто потому, что только зная истинное положение дел, можно действовать не вслепую, а принять более-менее верное решение. Уважение к истине - это вопрос выживания человечества. Именно поэтому детей учат говорить правду, наказывают за враньё. Именно поэтому в иные времена ложь считалась бесчестьем, подрывала репутацию. Торгашеский дух разъел эту жизненную основу, на которой стоит общество - уважение к истине. Это что-то вроде того трагического отключения датчика метана в шахте, что привело к огромной аварии. Главное - впарить, а там видно будет. От глобального краха «прогрессивное человечество» спасает только огромность накопленного экономического потенциала. Пока спасает.

ПРО МАСШТАБ И МАСШТАБЫ

Торгашеский дух разъедает и систему образования. Я не про платное обучение - я про другое. Я про «клиенториентированное» обучение: чего изволите? К ученику сегодня принято подходить как к клиенту: недаром же обучение официально называется «оказание образовательных услуг». Услуг - понимаете? Ну, вроде стрижки или починки обуви. Потому и учат сегодня так, чтоб никого не озаботить, не огорчить и не затруднить. Никого не ругают - не ругают же меня в сапожной мастерской, что каблуки стесала? Дурак сегодня - это «альтернативно одарённый», он просто «другой». А вообще всех надо хвалить и ни в коем случае не докучать всякой нудьгой. Яндекса что ли нету, ежели вдруг какая нужда приспичит? Результат налицо. Сегодня я зашла на некий сайт, где обучают дизайну интерьеров, даже диплом дают за 700 р., красивый такой диплом. Так вот там в первом уроке подробнейшим образом объясняют, что такое масштаб. В принципе идею объясняют - что можно построить маленькое изображение и пользоваться им, словно большим. Во! Небось знают свой контингент устроители тех курсов.

Торгашеский дух в своём предельном развитии тяготеет к предельному же углублению разделения труда. Если можно не делать, а купить - надо купить, - нашёптывает торгашеский дух. Такой подход, охвативший всю нашу жизнь, ведёт к личной дебилизации. Я знаю молодых женщин, не умеющих элементарно готовить, не способных укоротить брюки, т.к. подлинно не умеют держать иголку в руках, не знают простых ручных швов. А зачем? Есть же всякие там таджики…
На государственном уровне - это постыдная покупка тренеров и игроков для всяких там олимпиад. Ну, если нет у нас своих надлежащих спортсменов и тренеров - ну, отмените вы эти гладиаторские бои… Куда там - лучше купим.

На это мне хотелось бы закончить эти беглые заметки. Моим многочисленным читателям и критикам хочу ещё раз напомнить то, о чём говорила с самого начала: я не о торговле как таковой - я о духе торгашества, который охватил весь сегодняшний мир. Противостоит духу торгашества дух, который я вслед за Зомбартом называю «героическим». Термин этот условен, как условен вообще всякий термин.
Торгашеский дух достиг своего предельного раскрытия и развития, он заполнил собой всё. И он разъел современный мир, превратив его в крайне хрупкую конструкцию, которая может в любой момент рухнуть. Возможно, мы окажемся свидетелями этого обрушения. После этого нас ждёт, скорее всего, далеко не гламурная и даже весьма суровая жизнь. И дух у неё будет преобладать другой. Мне думается, скорее героический. Поневоле.
Previous post Next post
Up