Чтобы придумать оригинальный поп-фестиваль, необязательно идти по проторенной дорожке, собирая в программу "проверенные кадры", лучшие группы нынешнего фестивального сезона. Организаторы лейпцигского фестиваля Pop Up сделали упор на слово "независимый" (independent), сотворив в результате настоящую ярмарку всего, что имеет отношение к так называемой indie-culture - от выставки атрибутики, фильмов до, разумеется, музыкальных выступлений.
Слово "ярмарка" в предыдущем предложении неслучайное. Поскольку площади Pop Up устраиваются не только в клубах Лейпцига, но и в крупных торговых центрах, и даже в музеях! А в качестве участников приглашаются обычно исполнители из соседних стран, кроме, само собой, артистов отечественного (то бишь германского) происхождения.
Иными, словами, Leipzig Pop Up позволяет в рамках одного фестиваля совместить сразу три досуговых "формата": сам фестиваль, туристическую экскурсию и шопинг. Люди могут побывать на концерте, тут же приобрести какие-нибудь нужные им артефакты (кепки, футболки), потом отправиться знакомиться с достопримечательностями Лейпцига, потом снова вернуться на концерт - и так до тех пор, пока продолжается фестиваль.
Раз уж речь зашла о достопримечательностях, то несколько слов о них. Лейпциг считается одним из красивейших городов Европы. Это чуть ли не единственный немецкий город, не пострадавший во время второй мировой войны от бомбежек авиации союзников, благодаря чему сохранились в неприкосновенности многочисленные парки, улочки, памятники и прочие интересные места. Памятников здесь, к слову, больше, чем в любом другом европейском городе - более 15 тысяч. А путеводитель по всем памятникам Лейпцига представляет собой весьма увесистый том. Здесь находится крупнейший в Европе памятник Битве народов, в Лейпцигском зоопарке - самый представительный (опять же в Европе) отдел приматов, а также самый большой на континенте аквариум. В знаменитом университете Лейпцига учится более 20 тысяч студентов, что, соответственно, объясняет, почему именно в этом городе бурная ночная жизнь.
Ну, а еще Лейпциг известен как город ярмарок. Здесь разместили свои офисы и торговые центры крупнейшие дистрибюторские сетевые компании Европы. Здесь практически ежедневно проходят показы мод, открываются автомобильные салоны, собирают участников бесчисленные конференции потребителей и производителей. Знаменитая ежегодная Лейпцигская ярмарка проводится с 1500 (!) года и собирает представителей тысяч известных фирм.
Понятно, что городу, в котором испокон веков жители учились продавать и покупать, собственный поп-фестиваль не особенно нужен. И тем не менее в 2002 году группа энтузиастов решила провести в нескольких ночных клубах Лейпцига (а их, ночных клубов, в этом городе около сотни) небольшой фестиваль. Приурочив его проведение, естественно, к открытию Лейпцигской ярмарки (она проходит в мае).
Опыт оказался удачным, и почти сразу же сформировалась репертуарная политика Leipzig Pop Up. Несмотря на слово "поп" в названии, здесь упражняются в основном исполнители с разных андеграундных и "альтернативных" рекорд-лейблов. Причем подавляющее большинство этих команд - малоизвестные артисты со столь же локальных фирм, распространяющие свою продукцию преимущественно в Интернете.
Вот - ради интереса - список групп, выступавших на Leipzig Pop Up: Amusement Parks On Fire, Be Here Now DJ-Team, Bikini Machine, Blackmail, Booga, Brockdorff Klanglabor, Calaveras, Chung, Cockbirds, Crash House Brothers, Crash Tokio, Crashing Dreams, Daniel Stefanik, Delaware, Delbo, Denzel & Huhn, Desert Planet, Diario, DJ Donis, DJ Hometrainer, DJ Kick'n'Rush, DJ Marcel Siculsque, DJ Martin Petersdorf, DJ Mike Webster, DJ Rentek, DJ Resom, DJ SpVgg Breithbarth, DJ Tim Hespen, Doc Scott, Epo-555, Festland, FIAT, Florian Horwath, Fotos, Gogogo Airheart, Goodnight Monsters, Heinz Rilke, Hidalgo, Jage, Jens Friebe, Juno6, Justine Electra, Kate Mosh, Klez.e, Lament, Luna City Express, Marlow feat. DJ Comix, Matthias Tanzmann, Mika & Onkit, Miki Mikron, Mir, Mist, Misty's Big Adventure, Mr. Bigosh & High Priest, Royal, Naked Lunch, Navel, Odd, Ostinato, Pal Secam Kidz, Paradox, Pascal Fuhlbrugge, Radar, Radek, RichAndKool, Robert Manos, Ruben Cordero, Schneider TM, Seba, Sencha, Sometree, Sophia & Vito, Soulhunter, Soulslide, Spex DJ-Team, Sui, Tappo, Tappo, Taxi To The Ocean, The Bianca Story, The Dance Inc., The Downtown Psychedelics, The Grand Opening, The Whitest Boy Alive, Torpedo, VJ MFO, Windy, Woodruff And The Snibble Of Azimuth, Woog Riots.
Впрочем, малоизвестные - совсем не означает "никчемные". Этим как раз и интересен этот фестиваль: среди множества команд откровенной халтуры все же нет. Зато много необычной, экспериментальной, некоммерческой, странной - словом, именно "независимой" музыки звучит в эти дни в лейпцигских клубах. К тому же зачастую "свои" группы привозят известные радиоведущие и режиссеры клипов - вместо того, чтобы раскручивать глупую чужую музыку, они спешат лично показать, "как это надо делать". И результаты часто оправдывают их ожидания.
Ну, и еще в каждом лейпцигском Pop Up есть своя особая "фишка". В 2003-м здесь на три дня фестиваля организовали собственное радио, и все приезжавшие группы предлагали свои "форматные" песни - получилось такое веселое коллективное издевательство надо коммерческим радио. В 2004-м главными персонажами фестиваля сделали роботов, и, соответственно, приехало множество групп, играющих музыку, которая, наверно, понравилась бы роботами (синти-поп, электро, амбиент). В 2005-м шумно отметили 10-летие компании Compost Records, организовав трехчасовой трибют-гала-концерт в честь юбиляров.
А вот в 2006-м в Лейпциг приехали представители более ста лейблов "независимого" статуса, и это было самое внушительное сборище деятелей современной инди-сцены. Наверно, после этого к лейпцигскому фестивалю перестали относиться как к этакому "музыкальному гарниру для ежегодной ярмарки", как к необязательному проекту. Выяснилась удивительная вещь. В Европе существуют сотни фестивалей. Десятки из них ориентированы на "независимых" исполнителей. Некоторые проводят вполне грамотную политику, привлекая одновременно и тех, кто пишет музыку, и тех, кто ее продает (издает). Однако полностью этот эффект - когда никому неизвестный исполнитель может практически после одного выступления получить контракт с серьезным лейблом - реализуется только в Лейпциге, городе лучших ярмарочных традиций.
Со временем Лейпцигский Pop Up превратится в общеевропейскую "толкучку", куда будут ехать не только музыканты, но и владельцы магазинов, продавцы атрибутики, мастера тату, издатели фанзинов, лидеры фан-клубов, коллекционеры… и все они будут приезжать, чтобы найти что-то, что можно найти только на ярмарке. Но при этом Pop Up останется и музыкальным фестивалем, где каждый год можно услышать хоть и неизвестные, но перспективные группы. Не забудьте: следующий Leipzig Pop Up, как всегда, состоится в мае.
Vl.Tolstov - специально для
dolototuchek