Однажды Юлия Рожнева сказала мне: "Кисти, стопы и лицо куклы делают мастера, над ними нужно постоянно работать" С этим высказыванием я никак не могу поспорить. Каждый раз в процессе работы открываются новые "горизонты" и видение этих деталей, и, кажется, работа по их совершенствованию не имеет пределов. На мой взгляд - это самые интересные, сложные, выразительные и при этом весьма деликатные части кукольного целого. Для того, чтобы приблизиться к идеалу, для начала нужно понять, что кисть - это не просто пять палочек, расставленных в разные стороны, стопа - не утюг, а голова - не шарик с прикрепленными к нему глазами, носом и губами-лепешками, а сложнейшая деталь, имеющая множетсво плоскостей.
Поэтому я решила немного систематизировать информацию по этим деталям. Здесь вы не найдете подробного МК по лепке кистей, стоп и головы, но увидите изображения, которые помогут понять, как устроены некоторые части человеческого тела. Все иллюстрации я взяла из Анатомии для художников Готфрида Баммеса. Некоторые рисунки имеют оригинальные подписи на немецком, перевод я не даю, но, вдруг, кто владеет этим языком и сможет разобраться ))))
Итак, подборка №1 КИСТИ:
Подборка № 2 СТОПЫ:
Подборка № 3 ГОЛОВА:
Добавление от kikimorra
Итак. В подписи на пятой странице с ногами следующее:
Рисунок 287. Мускулы и связки стопы (вид сзади).
Сама стопа содержит только немного мускулов, мышцы голени проятнуты к ней длинными сухожилиями (разгрузка периферии тела).
Этой книжки у меня нет, зато есть "Рисуем людей" (Wir zeichnen den Menschen) его же. Вот оттуда про ноги
Альберт Беснард (1849-1934): Лежащая обнажённая, искажённая и укорочення, 1905.
Альбрехт Дюрер (1471-1528): левая стопа, построенная, в основных ракурсах, с отметками пропорций, 1513 или чуть позже.
Конструкционная форма скелета стопы
Формообразующий фактор живой стопы - это её скелет. Обращаться с ним во время рисования как с «натюрмортом из костей» совершенно бессмысленно. Мы понимаем суть формы из сути её конструкции:
- Стопа воспринимается как свод ниши с опорой на три точки - пятку, большую и малую подушечки пальцев.
- На этом чертеже видно выгнутый продольный свод свободно подвешенного внутреннего края стопы и плоский свод внешнего края.
- Внутренний край стопы с полуцилиндрической таранной костью накладывается на пяточную кость, которая задаёт направление внешнего края стопы. Это означает:
- Внутренний край стопы пересекает направление внешнего под острым углом.
- Оба края, сходящиеся в направлении пятки и расходящиеся за концом плюсны, на живой стопе хорошо видны.
- в поперечном своде - высшая точка которого находится ближе ко внутренней стороне стопы - головки плюсны (т.е. точки, к которым крепятся пальцы) расходятся лучами.
- валик таранной кости, который выше всего возвышается над подъёмом стопы, вставляется во внутреннюю лодыжку большой берцовой кости и внешнюю лодыжку малой берцовой кости (безопасность управления движением подъёма и опускания носка ноги).
- Сильный изгиб поперечного свода снижается к плоскому краю плюсны. Пальцы не имеют конструктивного значения для подъёма стопы.
- внутренний выступ лодыжки всегда расположен выше и дальше назад, чем внешний.
Кроме возможности изобразительного построения свода стопы из двух сводов - продольного и поперечного - возможен также и такой простейший метод:
- Понимание формы стопы как призматической структуры (вверху)
- Уплощение высоты верхней грани пяточной кости (2е изображение сверху) и скругление переднего края плюсны в направлении мизинца.
- Эта угловатая заготовка, снабжённая продольным сводом и полуваликом таранной кости, выгибается кверху (3я фаза сверху).
- В созданной форме намечаем острую вершину поперечного свода рядом с большой берцовой костью
- намечаем различные наклоны стопы при помощи поперечного сечения: вертикаль внешней стороны пяточной кости, крутой скос берцовой кости, уплощающееся снижение внешнего края стопы и т.д. до края плюсны.
Все приведённые факторы также делают изображение живым.
Перевод мой, если чо бить меня 8) Курсив - его.