G.Verdi : Don Carlo, Dresden, Sächsische Staatsoper 24.06.2015

Jul 14, 2015 02:23

Настало время удариться в воспоминания, п ч в конце июня состоялся не большой оперный вояж, ознаменовавший окончание моего европейского оперного сезона.

Концертное исполнение «Пиковой дамы» в зале Чайковского накануне отъезда освещаю пунктирно : федосеевский оркестр понравился, Владимир Федосеев, как дирижер, опроверг всем известный закон возрастного тяготения к замедленным темпам, что оч украсило и как-то даже оживило затертую до дыр всеми нашими многочисленными театрами и оркестрами партитуру; к самым светлым воспоминаниям о вечере, проведенном в КЗЧ отношу мою фотографию рядом с клавесином, pardon, хаммер-клавиром (и я даже не знаю кто из нас лучше получился, я или этот самый клавир) и вокал господ Бурденко и Пинхасовича (соответственно, Томский и Елецкий).
Роман Бурденко, правда, не на моих глазах, а на глазах поклонников оперы города на Неве, вырос просто таки в оч серьезного певца и настоящего драм баритона, хотя во время оно, когда он подавал надежды на конкурсе Вишневской вплоть до 1 премии, ничего такого не обещал.:-)

image Click to view



Aleksandrs Antonenko - Роман Бурденко


Зато теперь его присутствие на сцене может украсить любой оперный спектакль и, в общем-то, такая баритональная группа, образовавшаяся в СПб - Марков, Бурденко, Пинхасович, вполне способна повлиять на воспитание правильного вкуса у питерской публики.
Мой давний кумир Антоненко из псевдо-драматического тенора постепенно превращается в spinto и, того гляди, вернется в лирику, с которой и начинал. Верхи теперь у него сильно зауженные и слабые, а слишком частое исполнение репертуара tenori di forza не оставило без последствий качество его вокала.





С другой стороны, а кому это качество нужно, если ему удалось потеснить г-на Юсифа с его просто таки уже полтора года как заслуженного и нагретого места. И Вена, Версаль, БЗК, Барселона и Прага рукоплещут вокальному квартету «Мечта», где за тенора г-н Антоненко. А где в этот момент г-н Юсиф, науке неизвестно. :-)

И в этот момент на фоне главного движка вот таких вот балаганных концертов, крутящегося вокруг себя с букетом цветов, самое время перейти еще к одному движку мировой оперы в понимании истинных тилеманов - Земпер-центру или Sächsische Staatsoper, Dresden,








который находится прямо вот в центре немецкого города Дрезден и в 5-ти минутах от моего отеля Ибис-бюджет, который, в свою очередь, расположен в торговом центре, где !!! можно купить литр трокенского белого вина за 99 их европейских копеек.
Путин не дурак был - знал где работать ! Пивка-то там попил по дешевке.:-)
И, к слову сказать, прилетел я в этот Дрезден на самолете Sukhoi Superjet 100 и мне повезло, п ч у него ни при взлете / ни при посадке ничего не отвалилось; и по сравнению с Франкфуртом, где е**т только так на паспорте, здесь меня встретили как родного милейшие погранцы, которые, скорей всего, родом из социализма.


Выдвинуться в сторону театра, пытающегося прорваться в категорию А, меня позвал не основной козырь - музыкальный руководитель Christian Thielemann, а рядовой спектакль Don Carlo с участием Nadia Krasteva. Некоторое время тому назад я ждал, что может быть Большой театр пригласит Надю спеть Эболи в нашей красивой постановке, но музыкальная политика ГАБТа в настоящий момент задвинула все мечты рядовых опероманов под самые не могу. Ждать нечего и некого. Все, что есть, - милости просим. Театр занят исключительно поисками режиссеров и именно на этом выстраивает свою, мягко выражаясь, оперную концепцию.

Nikolai Schukoff - Marjorie Owens - Nadia Krasteva - René Pape


Semperoper из заштатного, в совершенно не оперном городе по рассказам местным любителей, превратился в оперный дом, который имеет интенданта, открытого всему миру и готового собирать певцов по мере сил для ровного ансамбля.




Достоин ли уважения такой интендант ?
Безусловно.
Начал он или она - не знаю какого пола у них директор, да это и не важно в Европе сейчас:-) - резво, если вспомнить Сильву с главным дирижером, с Флоресом на подпевках и подбегушках, и с основной ударной силой современной оперы, сами знаете кем.:-)
Карлос конечно и не пытался достичь небесных высот того самого мероприятия, но когда в cast появился René Pape и в плюс к нему пошла Крастева, это тот случай, который называется половина ансамбля в кармане.
На тенора деньжонок не хватило и, как и следовало ожидать, как только на тенора деньжонок не хватает, заглавная партия сразу же становится самым слабым местом спектакля.
И даже более ничего говорить по поводу несчастного принца не приходится, но можно было хотя бы Lee пригласить, что ли … Он это везде поет, когда у театров с деньгами не оч хорошо и поет вполне себе ... на уровне:-).

Вообще, какая-то лажа получается ... опера называется Don Carlo,
но ни вспомнить ни одного представления,
где бы исполнитель Дона Карлоса хоть как-нибудь соответствовал своему положению.
Почему то считается, что без него этот спектакль спокойно может обойтись.
Ну, Карлос, испанский инфант … ну и хер с ним.:-)
Елизавета Валуа ... тоже вопрос заковыристый … эта партия непонятно для какого голоса написана. В ней есть великолепные лирические фрагменты, с которыми вполне могут справиться все многочисленные иоланточки; есть напряженные моменты, связанные с нижним регистром и их надо озвучить, хоть умри, и желательно голосом, а не утробой; и, разумеется, Tu che la vanita, которая в самом конце и требует драматизма и мощного большого голоса, да и просто выносливости исполнительницы.
Короче, нужна Maria Callas, а т к Мария Каллас наших дней еще не подобралась к Елизавете, то все надежды можно связывть лишь с желанием народной артистки театра Станиславского и республики Абхазия выступить во что бы то ни стало в Доне Карлосе.:-)

В моем случае Semperoper предъявила Soprano местного значения, но при этом американского происхождения - Marjorie Owens и произошел тот самый случай под названием немецкая неожиданность, - когда в самых разных больших и маленьких немецких театрах поют никому неизвестные исполнители высокого уровня.
Сопрано было конечно лирическое. Но как аккуратно певица обходила острые углы, практически нигде не сорвалась на крик, по максимуму использовала красоту тембра и остроту звука, правильно распределила силы и ее Ария выстрелила и была достойным венцом этой сложной партии. И если сравнивать с практически топовой сейчас Елизаветой Аней Хартерос, то о том, кто лучше, можно поспорить...

К Nadia Krasteva я дышу неровно, мне в ней нравится всё и, более того, считаю, что ее вокальные возможности давно переросли Маддалену, которую ей постоянно предлагают в Вене и в Мюнхене.



Исполнение Крастевой партии Эболи это привет от старых мастеров, так любимых всеми, но абсолютно испарившихся с современной оперной сцены. Так пели в те времена, когда в моде был  густой сочный меццо-сопрановый звук, когда одним из первых достоинств меццо являлся богатый нижний регистр, когда певицы давали волю эмоциональному вокалу. Чего уж там говорить, как мы всем сейчас любим Елену Образцову, а если кто помнит, ее называли животное сцены:-). Теперь стихия не в моде даже в Кармен и вердиевская музыка сейчас исполняется как музыка Моцарта - б е с с т р а с т н о. Такое пение конечно понижает градус восприятия конкретно, но Надя Крастева в Эболи это совсем другой случай, благодаря ей в этом спектакле сразу же появился контраст голосов и противостояние характеров Елизаветы и Эболи, что, собственно, и прописано в музыке Верди.

Nadia Krasteva - Markus Werba


В роли маркиза ди Поза ансамбль поддерживал красавчик Markus Werba, ярко выраженный лирический баритон, что для этой партии не является недостатком, а иногда и наоборот, чаще всего именно лирики поют эту партию с большим успехом. Верба эту традицию поддержал вполне профессионально и хоть иногда тенорок из него пробивался, но правильному восприятию Сцены смерти Родриго это николько не помешало.:-)

Неудачный московский концерт René Pape в доме музыки можно спокойно забыть раз и навсегда - он в блестящий форме и свою короную партию со всей своей значительностью, внутренними переживаниями, драматическим посылом исполнил на уровне, к которому на данном этапе никто из басов приблизиться не сможет.


Michael Eder /The Grand Inquisitor/ - René Pape /Philip II/ - Nadia Krasteva /Princess Eboli/ - Nikolai Schukoff /Don Carlo/ - Marjorie Owens /Elisabetta/ - Markus Werba /Rodrigo/


Полное голосовое попадание и Pape, как матёрый вагнерист, образцово покателен в одной из лучших басовых вердиевских партий. Магнетическая сила голоса и при этом сдержанность, а местами даже отстраненность в совокупности дают результат, который выводит Филиппа на первое место в Доне Карлосе.



В итоге, к ансамблю солистов, несмотря на некоторые теноровые неудачи:-), все же меньше претензий, чем к оч раскручиваемому оркестру Земпер-оперы.
То, что не все с музыкой в порядке, стало понятным с первых тактов увертюры, а дальше пошло как в Большом - полный раздрай с хором и реальная фальшь, когда музыканты не стесняются сбрехнуть. Но, как всегда в Доне Карлосе, за апофеоз отвечала перекличка медных в auto da fé, где просто играли грязно и неопрятно. Хотя дирижер был вполне себе дирижер-Paolo Arrivabeni.



То, что вступали как горох, об этом и вспоминать не хочется, это не самое было страшное. Тут не до нюансов и не до того, какая интерпретация.
Да и хор, скажем так, не блеснул.
☝ И в этой ситуации у меня, как у зануды, возникает вопрос - они только при Тилемане играют «так замечательно», как они играли в той самой знаменитой Сильве ? Но там-то хоть никто не врал, но и музончик этот все таки не Дон Карлос Верди.:-)
Т е дирижер-бенефициант востребованное явление и в Германии, а не только у нас в Большом.
Вот жаль я с Вагнером не дружу, а то интересно было б восслушать как набирающий обороты оркестр и чуть ли культовый conductor лажает там. А ведь лажают наверняка.:-)

Ну и, как водится, надо рассказать что на сцене происходило, конечно не в таком количестве, как наши критики любят рассказывать кто куда прошел, а коротенечно.:-)
Постановочка ни о чем. Это одно из разветвлений главного направления оперного искусства = режиссерского театра. Судя по всему, сцена Земпер-опер дает возможности развернуться во всякого рода фантазийных постановках, но для этого ж надо где то взять режиссера с фантазией... А их раз-два и обчелся.





Поэтому дальше стены с черепами, с которой, собственно, начиналось произведение и по которой в финале несчастный Карлос оч опасно съехал ( и в принципе мог бы даже убиться, но все обошлось ), дело не пошло.
Еще вот такое скромное обаяние дешевизны в виде черного пластика, в который была затянута вся сцена, прикрывалось в целом красивыми костюмами, но почему-то только у Эболи. Все остальные были одеты черти как без всякой связи между собой, со временем и с изображаемым персонажем.
По-хорошему, этот Don Carlo был полуконцертный, где основную работу взвалили на себя (как всегда) певцы и это намного более терпимо, чем когда на первый план вылезают комплексы режопера.

Залет в Дрезден был оч коротким - только театр и замечательная площадь, на котором он стоит. Даже на Madonna Sistina не удалось полюбоваться. Но если Интендант действительно будет подбирать равнозначные ансамбли и подтянет оркестр, хотя бы до уровня города Висбаден, то ездить в Дрезден будет за чем.:-)

Пиковая дама, Опера в концертном исполнении, Sächsische Staatsoper—Semperoper, don carlo, nadia krasteva

Previous post Next post
Up