Всем известная «поклонница» творчества Ю.Н.Григоровича, балетный критик Татьяна Кузнецова, автор бессмертной фразы «Ширин, выдаивая левую грудь...» довольно таки давно заявила, что балеты Григоровича устарели и Большой театр, засучив рукава, за последние 10 лет сделал всё для того, чтобы воплотить в жизнь творческий посыл патриарха, тьфу, матриарха рашен хореографишен. И оказывается сделать это было совсем не трудно...
На данный момент усилиями прежнего директората, художественного руководства, руководителя балетной труппы удалось снивелировать сольный состав до уровня всем известных глиняных китайских солдат - вроде бы все скульптуры разные, но как только посмотришь на их шеренги, зацепиться не за что. На сей раз перед Григоровичем во всей своей красе встала абсолютно неразрешимая задача - сделать из физкультурников некое подобие осмысленных персонажей...
До вчерашнего дня мне казалось, что весь Григорович обязан идти в Большом театре.
Черт с ним, что черти как танцуют !
Черт с ним, что Спартак идет без Спартака; что Иван Грозный без Ивана и, что еще хуже, без Анастасии - балеты Григоровича всегда были особенностью и лицом БТ, а те, кто могут хотя бы как-то осмыслить ногами центральные партии его балетов, всегда будут стремиться принимать в них участие (и поклонники по сю пору обожают любоваться на свой предмет в образе Спартака : не забудем про Ивана Васильева и вспомним про Полунина, который недавно навел шороха в стройных рядах своих фанаток).
Но к сожалению вчера все уперлось в Легенду о любви, несомненно самое удивительное, мистическое и колоритное произведение Мастера.
Премьера прошла, подтверждая аксиому, как только исполнители перестают понимать зачем они на сцене и что именно пытаются донести до публики, мероприятие превращается в физкультурный парад; причем, не самого высокого качества, учитывая нынешнее балетное положение дел в труппе.
И тогда, да - получается точно по Т.Кузнецовой - Ширин вместо того, чтобы дарить сердце Ферхаду, выдаивает левую грудь; Ферхад на протяжении всего спектакля находится в полном восторге от себя самого и танцует преимущественно сам с собой.
Артисты, понятно, репетировали, спектакль усилиями Григоровича и педагогов-репетиторов, в общем, прошел без всяких неприятностей, но и приятностей от него в нынешнем виде, увы, ждать не приходится...
Удивительное дело, исчезло всё ! Начиная от Мехменэ Бану и заканчивая придворными танцовщицами. И абсолютно ясно, чем больше труппа будет танцевать пешочком балеты в стиле где бы взять клюкву поразвесистей, попримитивнее и поглупее, тем труднее будет воплощать серьезные мысли человеческим телом. Простой народ танцует на сцене Большого театра, повинность отрабатывается и барщина, и оброк; за каждый выход люди получают деньги, и те, кто по-солистее, понимают, что Легенду им больше нигде не танцевать - только тут и, следовательно, особо заморачиваться изучением глубинных основ и движений души всех этих ферхадов, ширин, мехмене - нет. Да и души этой самой нет. И возможностей.
★ Хотя.., не особо было чисто танцевальных возможностей у Ульяны Лопаткиной, и тут исполнительница Мехмене Бану С.Захарова вполне как бы ей сродни : в одной из самых прыжковых партий - балерина без прыжка, больше склонна к передвижению пешком, не ахти какие вращения, т е убийственными фуэте, которыми славилась, допустим, Тимофеева не потрясет.
Но Лопаткина начисто переиграла Захарову, п ч это тот самый случай, когда артистка понимает что она делает, пусть пешком, но с такими выверенными позами, с прорабортанными руками, без намека на дешевизну; с окрашиванием всей партии своим собственным внутренним содержанием, которое вполне может быть интересно; с откуда то взявшейся вполне восточной графичностью и истомой. Этого ну начисто нет у нашей первой примадонны. При том, что балерина замечательно выглядит ! Но кто же плохо выглядит в этих костюмах, придуманных Вирсаладзе, - вот уж где все во славу женщины.
с генеральной
В Питере культура отношения к Легенде о любви совершенно иная, чем в Мск - они считают этот балет своим и для их артисток танцевать главные роли в спектакле есть экзамен на Балерину. Это всегда так было и означало, что исполнительница достигла такого уровня, что ей есть что сказать о странной судьбе этих удивительных сестер (хотел пошутить - братьев, но испугался что плохо кончится...:-))
Можно возразить самому себе, в том смысле что СЗ ярко выраженная академичка, балерина достаточно холодная и жаром души врядли кого-нибудь обдаст + на данный момент сильно заточенная под тот репертуар, к которому привыкла западная публика : вот вам Манон, вот вам Маргарита Готье, вот вам Татьяна, сидящая под той самой развесистой клюквой, выросшей в Штутгарте...
Легко соскочить с такого репертуара и проявить себя в настоящей балетной драматургии не удалось. Отсюда много лишних движений и мало достижений. По ТВ балерина рассказала, что впервые у нее такая роль, в которой она ... ни разу не улыбается... Но этого оказалось мало для того, чтобы постичь сущность Мехмене Бану.
Если говорить об академичках, то первая исполнительница роли Ширин - Ирина Колпакова-эталон академизма, однако она раз и навсегда осталась эталоном для исполнительниц роли Ширин. И в городе на Неве эту линию так и продолжают вполне успешно (кто не верит, посмотрите как танцуют Сомова и Осмолкина, как точно прописывают все прыжочки - ведь они все разные, все движения рук, кисти как работают и как они сердце дарят воему Ферхаду).
Легенда - балет, в котором каждое движение имеет смыл. Просто работать в нем нельзя.
Последний раз я смотрел Легенду в Крокусе - это были два незабываемых ⇪
спектакля. При том, что п/р Гергиева и без него оркестр играл черти как, но это можно было простить, п ч на сцене в оба вечера разворачивалась настоящая легенда о настоящей любви.
А второй раз была [как потом оказалось] последняя Легенда Николая Цискаридзе и накануне нынешней премьеры я пересмотрел фрагменты с его участием... И вот вам два изображенья: вот - и вот, как говаривал Гамлет. От исполнения Цискаридзе того спектакля вся кировская труппа была в полном апофигее, а их заставить кем-то восхититься оч трудно.
У нас в Большом ничего подобного таким Легендам не предвидится.
По нынешним силам труппы наверное опять надо звать Lacotte, пусть поставит что-то типа Марко Спады. Ну, и, конечно, Месяц в деревне - это то, что будет в точку и тут я совершенно слился в экстазе с Кузнецовой :-) - она ждет/не дождется, чтобы полюбоваться, а я, чтоб посидеть дома, как теперь постоянно делаю, вместо того, чтобы хотя бы раз в месяц ходить в Большой на какой-нибудь перманентный балетик из серии с миру по нитке / нищему рубашка.
В заключении, продолжая сравнивать, могу сказать - насколько Большой театр оказался мелок и глуп, когда всё сделал для того, чтобы избавиться от Н.Цискаридзе...
Масштаб театра измеряется теперь в миллиметрах. И вся та говорильня, которую нынешний директор ведет на разных телевизорах, это все пустое и не подкрепляется творческим потенциалом труппы. Слабеет она на глазах.
Юрию Григоровичу конечно респект - что мог он сделал !
Но к сожалнию эти артисты из поколения пепси.
Анна Никулина - Денис Родькин - Светлана Захарова - Виталий Биктимиров