A.Ponchielli : La Gioconda Deutsche Oper Berlin 19.01.2014

Jan 25, 2014 02:18

Весна в Берлине завершилась к утру следующего дня. Я достаточно быстро разобрался с этой ситуацией, п ч в этот день было намечено сходить в Treptower Park - по главной туристической тропе Берлина. Когда на перекладных добрался до места, зубы выстукивали дробь, а ноги заиндевели, расширились, укоротились и стали похожи, как мне показалось, на ноги известного танцовщика ивана васильева:-). Отдав дань уважения ☭ Советскому солдату с девочкой, спасенной на рукой, а также городу Берлину, сохраняющему памятник и парк в идеальном состоянии, отправился обедать;
в Берлине еду особо-то и не ищу, п ч есть место или даже места, расположенные в Charlottenburg, где можно поесть вкусно и дешево.

La Gioconda Amilcare Ponchielli начиналась в 5 час вечера. Во-впервых потому, что воскресенье; а, во вторых, потому, что опера, как известно, длинная - в ней три антракта, перемежающие хорошо скомпанованные по времени действия.




И поэтому все те рассказы про скучищу смертную, которые я слышал от очевидцев (тех, кто имел удовольствие слушать живьем), не оправдались. Это было мое первое знакомство с произведением, не считая давнего просмотра vhs-ки из Wiener Staatsoper с Éva Marton и Людмилой Шемчук, спектакля практически того самого.

Hui He | La Gioconda - Dana Beth Miller | La cieca - Marcelo Álvarez | Enzo Grimaldo - Lado Ataneli | Barnaba


Разумеется, предварительно ознакомился с либретто...
Это, я вам доложу, еще та «Весёлая девушка»  - определение по либретто, в которой все любят друг друга и одновременно гадят друг другу как могут, но в итоге побеждает женская дружба и, как во всякой уважающей себя опере, к концу определяются два труппа - одна утопленница, а вторая, главная героиня, сама себя порешила путем принятия яда перорально - все в мозгу перемешалось - закололась.
Фрагментарно из музыки к La Gioconda кое-что знал, что того, что воспроизводилось в концертах нашими певцами :
· естественно, Suicidio
· романс Слепой, который обожала петь Тамара Синявская
· Танец часов - конечно каждый дурак знает и я тоже
· Арию Энцо [«Cielo e mar»] не знал по одной простой причине, когда José Cura пел Джоконду в La Scala, я про него самого ничего еще не знал - настолько давно это было:-)

Короче, не сказать, что я был подготовлен на все четыре.
Но зато теперь более страстного поклонника этой оперы трудно будет найти.
Я опять хочу ещё и не понимаю, почему надо все время работать,
а не летать на самолете в Берлин, пусть, черт с ним, в Schönefeld:-).
Hui He | La Gioconda - Dana Beth Miller | La cieca - Ante Jerkunica | Alvise Badoero - Lado Ataneli | Barnaba


Само название оперы La Gioconda обещает провести слушателей по не часто встречающимся оперным лабиринтам. Музыкально оформить, витиевато задуманную Victor Marie Hugo, канву событий и переработанную Бойто в еще более заковыристую историю, довольно таки трудная задача. Уже одно только музыкальное оформление каждого поворота сюжета представляло собой достаточно большие трудности. Но композитор сочинил оперу таким образом, что в итоге кажется, - сюжет спешит и не поспевает за музыкой, настолько в ней много разнохарактерных ансамблей, настолько хорошо прописаны образы, что не то, что бы соскучиться, а сразу по окончании спокойно можно было бы повторить по новой :-).

Marcelo Álvarez | Hui He | Lado Ataneli | Marianne Cornetti


5 голосов [желательно очень высокого уровня] необходимый и достаточный комплект для этой оперы.
Собрать их в нынешних трудных условиях, понятно, не просто. Такое могут позволить себе театры из топовой пятерки, в которую не входит БТ.
Deutsche Oper Berlin может себе это позволить и с разной степенью успеха вокалисты озвучивали свои партии, выводя на высокий уровень тот самый ансамбль, к которому так стремится руководство нашего дома-2 на Театральной пл..

Если начинать с самого «узкого места», то это была довольно таки широкая Marianne Cornetti.
Я так понимаю, она певица с не плохим прошлым, но на данном этапе ее прошлое выражается только в фотографиях, которые она щедро раздает на подсыре. LAURA ADORNO есть где в Джоконде эффектно выстрелить, но этот персонаж, у которого если и нет молодого и красивого тела, обязательно должен иметь молодой и красивый голос. Это был тот случай, когда ни того / ни другого... Но т к были еще 4 солиста и, главное, что балет + опера оч красивая, то Cornetti прошла у публики вполне горячо. Но над ее драматическими талантами отчетливый ржак в зале имел место быть.

Marcelo Álvarez | Enzo Grimaldo - Marianne Cornetti | Laura Adorno - Hui He | La Gioconda


BARNABA, cantastorie исключительно интересный образ в мировой оперной культуре - злодей злодейский, благодаря которому интрига и закручивается, но все пакости делает из-за большой неразделенной любви. Характер сложный:-), но наделенный изумительно красивыми музыкальными фрагментами. Даже представить себе невозможно, что баритон, который поет такую мелодичную barcarola, потом спокойно топит бабушку - мать своей возлюбленной, да еще к тому же слепую. Поди-ка, изобрази это все на сцене... Но на то и оперные певцы, чтоб всю эту хрень до публики наилучшим образом доносить.
В этот вечер благородная задача выпала на долю Lado Ataneli, он, похоже, единственный, кто сейчас в этой редко идущей опере поет эту партию. Выглядел замечательно в колете /чулочках/ панталончиках - я такие костюмы люблю и оперные в них хорошо смотрятся, даже тенор Бота в Андре Шенье:-). Вокал без особых потерь с прошлых моих Паяцев в Вене и, как мне показалось, Барнаба ему удобнее и ближе голосово, чем Тонио. Все же он легкий spinto, чем тяжелый драм...

Ante Jerkunica


LA CIECA, madre della Gioconda и ALVISE BADOERO, uno dei capi della Inquisizione di Stato пели солисты fest-ансамбля, а он в Deutsche Oper никогда борозды не портит. Какие-то особые изыски в их вокале трудно отыскать, однако помощь в правильном представлении знаменитого произведения оказали существенную.



Теперь Tenore.
Про него буду рассказывать особенно, п ч это был Marcelo Raúl Álvarez.



Ему достался один из самых сложных героев тенорового репертуара, который, если можно так выразиться, хрен проссышь про что это :-) :
✑«Patricius .., которого за что-то выперли из Венеции - набедокурил; крутил с Лаурой. Когда-то успел обручиться с Джокондой, но при этом, увидев Лауру, тут же начал строить ей глазки и назначать свидания...
Как Альварес строит глазки, я вам раньше рассказывал:-), в этой ситуации ему можно даже не петь : он становится таким плюшевым, в обольщениях помогает себе языком, обильно жестикулирует - ну оч эмоциальный мужчина:-) → Да и чего тут скажешь, ситуация-то какова - одни эмоции. :-)



В итоге ENZO GRIMALDO, Principe genovese остается с Лаурой, а благородная Джоконда
"Ушла с дороги / таков закон / третий должен уйти"
Самый яркий теноровый музыкальный момент - Ария «Cielo e mar» во 2 действии, которая теперь известна и мне:-). Marcelo Álvarez, тенор вполне зачетный; любимец публики и любимец бабок (их понаехало в Берлин специально на него).
Роль Энцо для него сопряжена с неким напряжением; не так-то просто дается, особенно это ощущается в некоторых моментах в верхнем регистре. Но никаких срывов, все чисто, голос настоящий теноровый и приятный для уха сам по себе.
Будучи в здравом уме и твердом памяти, отчетливо понимаю, что мои рекомендации на фиг никому не нужны, но я бы ему петь на mezzo-voce не рекомендовал:-). В этом месте сам себя ощутил педагогом вокала, закончившим гнесинку, из старшей группы детского сада.




Был там еще и БАЛЕТИК. И я это оч люблю, когда в опере балетик, - не специально переться на прыжки и ужимки смотреть, а ненадоедливо, между делом и 2-мя фужерами вина в антрактах, вышла так вот ... «Лошадь в окружении стрекулистов мужского пола и ... пошла плясать губерния на не гнущихся конечностях».



Поднимал там Володюшка Малахов балет, поднимал ... И вот вам результат - Танец Часов - кто в лес / кто по дрова. Но что творила публика при этом ... 6 фуэте в наклонном положении, как пизанская башня, барышня в коде скрутила = кавалер ее поймал и местные бабушки просто из лифчиков повыпрыгивали. Про кавалеров рассказа не будет, п ч это какая-то самодеятельность, несмотря на то, что в программе значился некий Коррадо Катани:-).


Marianne Cornetti | Laura Adorno - Hui He | La Giococnda - Marcelo Álvarez | Enzo Grimaldo - Dana Beth Miller | La cieca


image Click to view




Абсолютную законченность спектаклю придала исполнительница заглавной роли, певица китайского происхождения Hui He.

Певица известная, поет много и везде.
Я ее слушал в Stiffelio и было это лет ... несколько назад; теперь она и в Вене, и на Arena di Verona, и в Teatro alla Scala, и в Deutsche Oper Berlin; - и все это вполне заслуженно.
Как-то так получилось, что сейчас есть даже некоторая конкуренция для крепких сопрано и Hui He одна из тех, которая бесспорно в топе.
О г р о м н ы й голос !
Отлично управляемый, так и звучит до сих пор заключительная сцена 1 акта, когда Джоконда на фоне хора медленно идет по диагонали и пропевает мелодию, переходя от piano к forte, и наоборот.
Это конечно драматические сопрано, которому под силу всё.
У нее настолько ровный и настолько организованный вокал, что каких-то обычных и прощаемых для драмсопрано шероховатостей (не плавные переходы, резкость, стенобитность) их просто нет, - поет красиво. Piano He Hui, не просто подкупают-восхищают : длинные, выпуклые. Не знаю насколько голос подвижный, но для Джоконды полное попадание в точку. Эта роль далеко не всякой, даже замечательной певице, по силам; например, все последнее действие главная героиня практически не закрывает рот и перед этим три действия : дуэты, ансамбли, соло; тут не только вокальная выносливость, но и физические силы должны быть в полном порядке. Все это есть.
И даже специфическая внешность каким-то образом только добавляет интересности роли, но это еще и в Стиффелио было понятно.

Во
как съездил ! Такие два сопрано послушал. Да и в Стокгольме Maria José Siri неплохо спела. Оч продуктивный январь получился.

Любимая калитка перед административным входом в Deutsche Oper на сей раз была очень даже неплохо подкреплена самыми разными поклонниками.
Выход Hui He обрамлял китайский десант в количестве не меньше 15 человек.
Энцо, сами понимаете, будучи Тенором, вниманием тоже не был обделен; он все такой же :-) веселый, вне зависимости где находится, в Вене или в Берлине:-).
А т к все вышли практически одновременно, общий тонус подсыра был примерно на таком же уровне, что и спектакль.





deutsche oper berlin, la gioconda

Previous post Next post
Up