Варламов опубликовал вчера
подробное руководство по борьбе с автомобилистами - для мэров городов.
Там даны примеры разнообразных запретов, ограничений, штрафов, налогов и сборов, делающих перемещение на собственном транспорте по городу дорогим и хлопотным удовольствием - с картинками из практики Сингапура и Джакарты, Пекина и Токио, Амстердама и Нью-Йорка.
Чтение интересное и полезное, но, как обычно, ни слова не сказано о главном.
Не существует на свете ни одного города, где удалось бы решить проблемы дорожного движения за счёт одних репрессивных мер, вообще никак не развивая общественный транспорт.
И уж тем более не существует ни одного примера успешного решения дорожных проблем на фоне жёсткой борьбы одновременно с
маршрутками,
трамваями,
троллейбусами и
монорельсом, под
разговоры о том, что хорошо бы запретить Uber, при практически
законсервированном развитии метрополитена.
Конечно, легковые машины - это плохо, токсично, неэффективно, и хорошо б их стало меньше на душу населения в одной отдельно взятой Москве, Питере, Киеве. Но только не нужно забывать, откуда они взялись в таком количестве в постсоветских мегаполисах с дисфункциональным городским хозяйством.
Частники, ездящие на работу и в кино на собственной машине - это не понты и не попытка кого-нибудь впечатлить. Личный автотранспорт, по большому счёту - и самое дорогое в современном городе средство передвижения, и самое хлопотное. Своя машина - это не только налоги, штрафы, страховки, расходы на бензин, замену масла, обязательный техосмотр и эпизодический ремонт, но также и круглогодичная трата времени - например, на поиск парковки в центре города.
В городах, где нормально функционирует общественный транспорт, где разработаны и соблюдаются нормативы по размещению его остановок в шаговой доступности от жилья, торговых и офисных центров, никому в голову не придёт добираться на собственной машине туда, куда можно вдвое быстрей и без головняка доехать общественным транспортом. А для всяких внештатных ситуаций (ночное время, тяжёлые сумки с покупками) существует такси.
Но там, где нет и не предвидится общественного транспорта в шаговой доступности, «борьба с автомобилистами» превращается, по сути дела, в тупую
борьбу с населением, по известной
формуле Хуснуллина-Казинца. К подражанию лучшим зарубежным образцам этот подход не имеет даже самого отдалённого отношения.
Подменять цивилизованную практику развития общественного транспорта репрессиями против не желающих ездить из Бусиново на велосипеде в центр - это не «мировой опыт», а совершенно советский подход к проблеме. Помнится, в СССР пытались бороться с проблемой товарного дефицита, сажая спекулянтов в лагеря. Вообще, по опытам в жанре «
кнут без пряника» нам нет равных на планете. Скоро уже в Москву можно будет приглашать мэров Сингапура, Нью-Йорка и Лондона - учиться передовым приёмам
борьбы муниципалов с населением. Только транспортных проблем столицы эта учёба никак не решит.