Сергей Лавров, отменивший свой сегодняшний визит в Анкару (планировалось обсуждение совместных российско-турецких планов по строительству газопровода),
призвал россиян отказаться от поездок в Турцию, куда в последние недели направились многие отпускники, не сумевшие вылететь на курорты Египта. Лавров объяснил свой призыв высоким уровнем террористической угрозы в Турции.
Момент, который сегодня также необходимо подчеркнуть, заключается в нарастании террористических угроз, проистекающих с территории Турции. Это безотносительно
случая, который произошел сегодня. Накапливается критическая масса террористических проявлений на турецкой территории. По нашей оценке, ничуть не меньше угрозы, чем в Египте. В этой связи, конечно, мы не рекомендуем нашим гражданам направляться на данном этапе в Турецкую Республику с туристическими или какими-либо иными целями, - заявил министр иностранных дел.
В столице Турции действительно
случился нынешней осенью теракт, самый кровавый за всю историю страны. Но по его следам никаких решений об эвакуации российских туристов или ограничению их поездок на турецкие курорты не принималось. А всего 9 дней назад (через 5 недель после взрывов в Анкаре) в курортном городе Анталья завершился
саммит G20 с участием руководителей России, США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Китая, Индии, Бразилии, Турции, ЮАР, Южной Кореи, Японии и других государств.
Сергей Лавров там, кстати, тоже был, и о террористической угрозе турецким курортам почему-то не заикался.
Вслед за заявлением Лаврова (и прямо ссылаясь на его слова) Федеральное агентство РФ по туризму
призвало всех российских туроператоров прекратить продажу любых путёвок и билетов в Турцию, угрожая уголовной ответственностью всякому, кто не выполнит этого распоряжения. Также Ростуризм заявил о безусловном праве всех россиян, уже купивших те или иные путёвки в Турцию, сдать их обратно турагентствам за полную стоимость. В случае, если люди по путёвкам туда уже уехали, Ростуризм призвал их прервать поездку и стребовать с туроператора возврат денег в размере, пропорциональном стоимости не оказанных услуг. О каком-либо участии государства в компенсации этих убытков (как
было в случае с Египтом) в заявлении не говорится. Зато там содержится довольно прозрачный намёк на то, что турфирмам предлагается срочно вернуть клиентам деньги в досудебном порядке, подав пример социально ответственной предпринимательской деятельности. Это практически дословная цитата из «Песни о Соколе» Горького:
Пускай ты умер!... Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером
Потому что российским туроператорам, потерявшим за последнюю пару недель и египетское, и турецкое направление (а это 9 млн и 4,5 млн путёвок в год), никакой более социально ответственной перспективы, чем банкротство, не светит. И легко сообразить, что когда туриндустрию накроет эта новая волна банкротств, у клиентов разорившихся агентств сгорят не только египетские и турецкие путёвки, но и любые другие туры и круизы, уже заказанные и оплаченные. По крайней мере, так случалось всякий раз, когда тот или иной российский оператор вываливался с рынка: деньги, ранее полученные банкротом от клиентов за путёвки, шли куда угодно, только не на оплату их путешествий.
Лично мне, как человеку, много и охотно путешествующему, эпопея с гибелью туристического бизнеса в России не представляется серьёзной проблемой, сравнимой с состоянием российской медицины, образования, дорог или ЖКХ. Я уже много лет не покупал никаких путёвок в отечественных турагентствах, потому что Интернет позволяет любой перелёт и проживание бронировать самостоятельно - в том числе и чартерные рейсы по бросовым ценам. Шенгенскую визу, за которой я последний раз обращался к посредникам лет 7 тому назад, давно уже можно получать напрямую в визовых центрах при посольствах, предоставив распечатки тех самых забронированных в Интернете перелётов и гостиничной брони. Я склонен подозревать, что основной причиной популярности туроператоров в России является плохое знание гражданами иностранных языков. Однако же ряд негативных последствий новой волны банкротств в турбизнесе виден уже сегодня.
Во-первых, схлопывание любой отрасли - это сокращение рабочих мест и превращение многих вчера ещё успешных бизнесменов в должников и банкротов. То есть рост социальной напряжённости в без того уже непростое время.
Во-вторых, это удар по многим смежным отраслям. Прежде всего - по рынку СМИ и рекламы, потому что турфирма, бизнес которой состоит в чистом посредничестве (купил билет Аэрофлота - продал его клиенту, взял комиссию), до 70% своих расходов направляет на маркетинг. Ну, и многим топ-блоггерам придётся забыть это сладкое слово «пресс-тур».
В-третьих, крупные туроператоры фрахтуют чартерные рейсы на популярных туристических направлениях. Если они прекратят это делать, в Гоа придётся летать регулярными рейсами через эмираты Персидского залива, а это сразу 1000 долларов с пересадкой вместо 500 за прямой перелёт.
Но самое главное, что Лавров, кажется, первый раз в жизни не соврал. Его лукавая формулировка безотносительно случая (читай: Су-24) помимо его воли оказалась достаточно правдивой. Уничтожение международного туризма в России - не ответ на катастрофу А321 или гибель бомбардировщика в сирийском небе. Это целенаправленная и комплексная политика партии, в которой и забота о безопасности туристов, и стремление побольней ударить Турцию по карману - всего лишь благовидные предлоги. Настоящая цель - воссоздание железного занавеса, анальное огораживание россиян от всего остального мира, с его благами и соблазнами. Той же цели служат и все ограничения в сфере Интернета, СМИ, некоммерческих организаций, пресловутое импортозамещение, сворачивание международного сотрудничества в культурной и образовательной сфере. Так что борьба с международным туризмом - это, по меткому выражению моего товарища и коллеги Фила Дзядко, всего лишь звено грёбаной цепи. А где-то там, в кабинетах, куются и другие звенья: введение выездных виз, перерубание интернетовского кабеля на заграницу и т.п.
Хотя, конечно, в свете вчерашнего боестолкновения между российской и НАТОвской авиацией все эти долгосрочные опасения отходят на второй план. В каком-то смысле даже хорошо, если Турцию захотят наказать рублём, а не
залпами крылатых ракет с Каспия.