Есть у
Фонда АdVita и центра «
Антон тут рядом» совместный проект, который называется «
Благотворительный университет».
Базируется он на двух площадках в Санкт-Петербурге.
На одной из этих площадок, в
Ленинград-Центре (помещение бывшего кинотеатра «Ленинград»
в Таврическом саду) завтра в 19:30 пройдёт мой семинар про выживание в эпоху экономических кризисов. Семинар этот не новый, премьера состоялась зимой 2008/2009 в Ситиклассе, но с учётом реалий 2015 года я его до сих пор не обновлял. Так что актуальная версия прозвучит завтра впервые. Возможно, впоследствии буду читать такой же и в московском Ситиклассе.
Выбор темы связан с моей профессиональной судьбой: первый опыт менеджмента свалился на меня именно в кризис 1998 года, и он оказался успешен именно благодаря этому самому кризису. Если бы тот же самый Глеб Павловский обратился ко мне годом раньше с таким же предложением делать первую русскую интернет-газету, то я б, наверное, отказался: элементарно не знал бы, где мне искать сотрудников, и как вписать в смету аппетиты возможных подрядчиков. Все московские СМИ к сентябрю 1998 года были убыточны (дотационны), но некоторые из них платили звёздным авторам до 8 долларов за строку. С той сотней тысяч долларов, которая у меня была на создание газеты, я б такие расценки не потянул... А в кризис расценки драматически изменились, и тех же 100 тысяч хватило на дизайн от Лебедева, движок от Максима Мошкова, на редакцию из восьми человек (включая и меня, и Юлию Миндер, и Норвежского Лесного, и Лёху Андреева, и культового дизайнера Линкси, и того же Мошкова техдиректором), на успешный старт и три месяца выхода газеты... В создании Ленты.Ру тот кризис тоже сыграл свою важную роль: костяк новой редакции составили четверо выходцев из новостной службы «Коммерсанта», которым зарплаты задерживали к тому моменту уже около полугода. И будущий NewsRu.Com, к созданию которого я приступил сразу после Ленты.Ру, тоже с большим комфортом собрал команду из гуманитариев, потерявших и работу, и многие случайные заработки в кризис.
В 1998 году это так совпало случайно, а 10 лет спустя, когда Дмитрий Солопов, Егор Альтман и Даниил Купсин позвали меня делать BFM.Ru, я уже очень отчётливо понимал, что надвигающаяся буря - это масса возможностей для нового издания, посвящённого экономической тематике. Конечно, BFM.Ru по значимости для Рунета нельзя сравнивать с Лентой, Газетой и НьюсРу, но он на такое сравнение и не претендовал. Речь шла исключительно о скучном, хорошо монетизируемом издании в нише РБК. И задача выхода на безубыточность была достигнута в считанные месяцы. Причём кризис тут помог не только снижением себестоимости всех составляющих бизнес-процесса, но и тем, что предсказуемо повысил интерес к экономической тематике. Леонид Бершидский в ту пору, и из тех же самых предпосылок, успешно запустил свой Slon.Ru - тогда как его же любимый проект SmartMoney, освоивший на старте больше инвестиций, чем БФМ и Слон, вместе взятые,
этого кризиса не пережил. Хоть он и был проектом весьма успешного издательского дома Independent Media - куда более серьёзного игрока на медиарынке, чем издатели БФМ и Слона.
Но семинар мой - не про то, как делать в кризис интернет-издания, наживаясь на бедствиях гуманитариев.
Он - о том, что кризис таит в себе для каждого человека не меньше возможностей, чем угроз.
Конечно, он сопряжён с разрушениями, с драматической перетряской всех привычных нам реалий, но как знать, не окажется ли эта встряска для нас полезной?
В каком-то смысле кризис - это испытание, посланное для укрепления наших сил, расширения возможностей и кругозора, для освобождения из плена рутины.
В любом случае, если так его воспринимать, то, может быть, трудные времена окажутся самыми счастливыми в нашей жизни.
Пользователи ВКонтакте
могут записываться на семинар здесь, а гости Санкт-Петербурга - по телефону +7 812 242 99 99.