Как мы помним, после блокировки
navalny за нарушение условий домашнего ареста его сторонниками был создан сайт
navalny.us, с которого, нажав красную кнопку, пользователь может попасть на не заблокированные в России зеркала этого блога.
Газета «Ведомости» выяснила про этот сайт пару восхитительных подробностей.
Во-первых, его создатели вычислили IP-адрес Роскомнадзора, и при заходе сотрудников цензурного ведомства на страницу с красной кнопкой им показываются фотографии котиков. Цензоры в разговоре с газетой предположили, что это делается для того, чтоб затруднить им составление списка зеркал ЖЖ Навального для последующей блокировки. Хотя мне кажется, что это скорее сделано для лулзов. В любом случае, Роскомнадзор публично признал, что занимается в текущем режиме блокировкой зеркал блога Навального. То есть уже такой формой цензуры, которая выходит даже за рамки беспредельного «закона Лугового» - там, как мы помним, основанием для блокировки должно было служить обращение заместителя Генерального прокурора по каждому отдельному ресурсу, содержащему экстремистские призывы.
Правда, как мы помним, ЖЖ Навального был заблокирован не за экстремизм, а за «нарушение условий домашнего ареста». Эти условия запрещают лично Навальному выходить в Интернет и собственноручно публиковать посты. Он этого и не делает (иначе бы ведомства, давно нашпиговавшие его квартиру и телефон жучками и камерами скрытого наблюдения, без труда представили бы и суду, и читателям габреляновского холдинга бесспорные доказательства этих страшных преступлений). Так с чем же, на самом деле, борется Роскомнадзор?
Представитель Роскомнадзора полагает, что, несмотря на массу появившихся «зеркал», блокировка блогов Навального достаточно эффективна: «Аудитория его блога рассеялась по массе сайтов и, очевидно, уменьшилась».
Напомню, что аудитория его блога не находится под домашним арестом, и по определению не может нарушить его условий. По сути дела, Роскомнадзор официально признал, что его деятельность по затыканию рта оппозиционеру не связана с выполнением условий домашнего ареста ни de jure, ни на практике. Просто существует указание фильтровать, и даже фиговый листок «закона Лугового» при его выполнении давно отброшен.
Надо отдать должное представителям Роскомнадзора: они об этом говорят и сами, прямым текстом.
Поскольку сам по себе этот сайт не является копией блога Навального, не содержит его записей, у Роскомнадзора нет полномочий его блокировать, указывает представитель службы. «Мы не знаем, кто именно занимается созданием “зеркал” блога, эта деятельность по закону не запрещена», - добавил он.
Нужно понимать, что на сегодняшний день, по данным
РосКомСвободы, на разных стадиях обсуждения в Думе находятся аж 20 новых законопроектов, описывающих новые поводы для цензуры в Интернете. Очевидно, как и ранее принятые цензурные нормы, все эти высеры траченого водкой и кокаином депутанского мозга сразу после принятия получат обратную силу. То есть ресурсы будут подлежать блокировке за те материалы, которые были на них размещены в течение 20 лет до принятия закона (20 лет - возраст не только доменной зоны RU, но и первых веб-страниц на кириллице). Блог Навального - это просто первый пример того, как выглядит эта обратная сила. Там, как известно, 3480 постов и больше 2 миллионов комментариев было размещено до наложения домашнего ареста - следовательно, никаким нарушением его условий эти посты и комментарии являться не могут. Тем не менее, они блокируются.
Честно говоря, я уже перестал понимать, зачем принимаются новые законы о цензуре, если в практике её применения никто давно не оглядывается на уже принятые. По сути дела, чтобы законодательной норме догнать правоприменительную практику, осталось внести в «закон Лугового» ровно одну простую фразу:
Любые сайты могут быть заблокированы кем угодно, на неограниченный срок без объяснения причин.
По факту именно это и происходит сегодня на практике. Если про Навального есть ещё какая-то нелепая формулировка про «нарушение условий домашнего ареста», то про сайты ej.ru, grani.ru и kasparov.ru по сей день не известно, к каким их текстам были претензии. Ни один материал из этих изданий не признан экстремистским, или нарушающим любую другую юридическую норму. Ни одному из авторов этих изданий не предъявлено обвинений в создании и/или распространении запрещённой информации. Эти сайты закрыты «просто так», без даже видимости законных оснований. Можно, конечно, принять завтра закон, который задним числом подведёт под такую блокировку видимость юридической базы. Но совершенно непонятно, кому он был бы нужен. Генпрокуратуре и Роскомнадзору - очевидно, нет: они действуют в полном осознании того, что под их действиями нет никакой юридических оснований. Басманному суду тоже, очевидно, хватает существующей правовой базы. Единственное приходящее в голову объяснение - депутаны страхуют исполнительную и судебную власть от нового Нюрнберга, чтобы защита могла сослаться на «закон государства» как оправдание преступных действий. Но тогда полезно им вспомнить, что
в Нюрнберге такая отмазка в своё время не проканала.