Распоряжением главы Департамента культуры Москвы запланированный на вчерашний вечер показ
документального фильма HBO о группе Pussy Riot в «Гоголь-центре»
был запрещён. Не состоялась и последующая дискуссия с участием Марии Алёхиной, Надежды Толоконниковой, Ирины Прохоровой и режиссёра картины Максима Поздоровкина.
К чести Сергея Капкова, за подписью которого администрация «Гоголь-центра» получила указание о запрете мероприятия, он не предлагал своим подчинённым отменить показ под каким-нибудь невинным техническим предлогом, а выложил скан предписания в Фейсбуке. Вот этот документ:
Я совершенно согласен с выраженным в этом письме призывом «не эпатировать публику скандальными историями, не имеющими отношения к культуре во всех смыслах этого слова».
На мой взгляд, примером именно такой скандальной истории является вмешательство муниципального чиновника в вопросы репертуарной политики городского театра. Ни в одной цивилизованной стране в компетенцию муниципальных властей не входит цензура подобного рода. Лично я совершенно не затем плачу в городскую казну налоги, чтобы на эти деньги Департамент культуры мне указывал, какие документальные или художественные фильмы мне можно или нельзя смотреть и обсуждать в моём городе. Впрочем, это всё лирика. А на практике у нас есть офлайн и онлайн. В офлайне российский чиновник волен запрещать всё, что угодно -
фильмы,
книги,
спектакли,
художественные выставки,
музыкальные концерты или
поэтические чтения. А в Интернете по-прежнему действует статья №29 Конституции РФ, где, в частности, сказано:
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Так что смотрим и обсуждаем фильм Майка Лернера и Максима Поздоровкина
Pussy Riot: A Punk Prayer, не спросясь у Департамента культуры.
Click to view
NB: я совершенно не ожидаю, что мнение всех читателей этого журнала по поводу фильма или его героинь окажется одинаковым. Напротив, ожидаю той самой неоднозначной реакции, которой так испугался г-н Капков. Только хотел бы попросить участников обсуждения соблюдать корректность.
PS. Если кому-то интересно моё собственное мнение относительно Pussy Riot как политического или художественного проекта - я абсолютно не разделяю их феминистских взглядов, не являюсь поклонником их музыки и не считаю храмы какой бы то ни было религии подходящей трибуной для активизма, будь то политического или социального. Но я при этом считаю, что любые разногласия по таким вопросам, как искусство, религия или политика, уместней разрешать путём цивилизованных публичных споров, чем с помощью приказов по департаменту, нарядов милиции, судебных приговоров и концентрационных лагерей.