СОРМ-3: как они хотят за нами следить

Oct 22, 2013 02:07

Министерство связи подготовило и согласовало в ФСБ (точнее, ФСБ подготовило и согласовало в Минкомсвязи) новое распоряжение о порядке действия системы слежки за пользователями Интернета в России после 1 июля 2014 года. Существующий сегодня порядок доступа силовиков к переписке и персональным данным граждан России называется СОРМ-2, так что новые правила можно было бы назвать СОРМ-3.

Суть приказа Минкомсвязи простая. ФСБ хочет знать о каждом нашем телодвижении в Интернете: кому и что мы отправили, от кого и что получили, на какие сайты заходили, какой у нас там логин и пароль. Причём ФСБ хочет об этом знать не post factum, а строго в режиме реального времени. Существующий сегодня порядок доступа (посылаешь запрос в Яндекс.Деньги - получаешь полный список всех жертвователей Навального; посылаешь второй запрос - получаешь всю их платёжную историю) наших бдительных читателей и слушателей больше не устраивает. Им надоело посылать запросы, кого-то о чём-то просить, придумывать мотивировки. Честно говоря, они и до сих пор с мотивировками не перестарались: что там за дело расследовалось, в рамках которого потрошили наши кошельки, мы не услышали за прошедшие с тех пор два с половиной года. Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Теперь мутноглазые требуют, чтобы все наши данные поступали к ним сразу и без запроса.

Ещё в проекте приказа Минкомсвязи содержится удивительное требование, чтобы подслушанные вживую пользовательские данные хранились 12 часов. И это вообще никак невозможно объяснить, с точки зрения здравого смысла. Потому что если наши данные уже поступили на сервер ФСБ, то никакая Минсвязь даже в теории не может проконтролировать, сколько времени они будут там храниться. Например, протоколы допросов Осипа Мандельштама на Лубянке хранятся в Центральном архиве ФСБ без малого 70 лет. И никакое российское министерство не может потребовать, чтобы их оттуда удалили, или передали в музей. Так зачем же нужна эта нелепая инструкция Минсвязи про 12 часов хранения?

Вопрос этот, как ни удивительно, имеет довольно простой ответ. В часах хранения тут выражено не время, а место. Фиксация всего входящего и исходящего интернет-траффика 75 миллионов российских пользователей потребует, безо всякого преувеличения, петабайт и эксабайт дискового пространства. Речь идёт о многих тоннах дорогостоящего современного оборудования, которые придётся докупить. По нормам действующего законодательства, закупать это железо должен тот орган, который использует данное оборудование для собственных нужд. То есть в данном конкретном случае ФСБ. Но кассирам этой организации, конечно же, не хочется, чтобы миллиардную инвестицию в новые дисковые массивы вычитали из их бюджета. Им проще, чтобы податливый министр Никифоров обязал самих пользователей Интернета платить за апгрейд аппаратуры слежения. Так что «12 часов» в приказе Минсвязи - это не тот промежуток времени, после которого украденные у нас персональные данные кто-то обязан будет стереть со своих серверов. Это всего лишь указание на тот факт, что оплатить технические спецификации новой прослушки предложат конечному пользователю из своего кармана. Оплатить, в сущности, в третий раз, потому что и бюджет ФСБ, и бюджет ведомства Никифорова уже из этого кармана изъяты. А СОРМ-3 в смету не поместился, поэтому его предлагают взыскать у тех же терпил при посредничестве операторов связи.

Если же говорить по существу СОРМ-3, то весь сухой остаток умещается в три простых пункта.

п. 1. Безусловно, тотальная слежка за законопослушными гражданами противоречит всем действующим законам РФ. Включая и Конституцию, и УК, и УПК, из ФЗ №152 о защите персональных данных, и ФЗ об ОРД. Это в чистом виде подрыв основ конституционного строя, государственная измена, high treason. Если Россия из бандитского государства когда-нибудь превратится в правовое, то и Бортникова, и Никифорова за один этот приказ ждут долгие сроки заключения.

п. 2. С точки зрения декларируемых целей, СОРМ-3 абсолютно бесполезен. Террористу, который использует Интернет для координации заведомых преступлений, нет никакой причины использовать в своих коммуникациях привязанный к его паспортным данным идентификатор IMEI и именной контракт на доступ в Интернет. У любого желающего в РФ есть миллион способов организовать себе и гаджет, и доступ в Сеть, никак не привязанный к официально учтённым данным пользователя. Скажу больше: такая возможность есть не только у любого россиянина в России, но и у любого иностранца в Китае. У которого нет связей, знакомств, знания языка и местных обычаев, зато есть немножко денег и желание соблюсти анонимность/конфиденциальность при доступе в Сеть.

п. 3. Может быть, самый важный вопрос - что изменится с 1 июля 2014 в жизни пользователя. Не изменится ничего. За вами как следили, так и дальше будут следить. Слежка эта как была неэффективной, так и впредь останется таковой. Если вдруг у власти появится потребность выпотрошить лично ваше постельное бельё, то власть это сделает без оглядки на любые приказы Никифорова. Просто Вы вдруг на LifeNews или в газете «Известия» прочтёте распечатки своих телефонных разговоров, фейсбучных чатов, банковских транзакций. Для этого не нужно никакого СОРМ-3, достаточно политического заказа. А если такого заказа нет, то совершенно неважно, сколько хранятся в ФСБ логи ваших чатов: 12 часов, как в приказе Никифорова, или 70 лет, как в деле Мандельштама. Их всё равно некому читать.

фсб, слежка

Up