Ровно полгода назад миноритарным акционером ВКонтакте сделался фонд United Capital Partners, выкупивший 48% акций соцсети у двух её первоначальных соучредителей. Сделка была совершена в тайне от остальных владельцев, руководства и коллектива компании. Впоследствии эта секретность была объяснена желанием UCP успеть с заключением сделки, чему огласка могла помешать. Конспирологических теорий вокруг прихода нового миноритария строилось великое множество, но вскоре после публичного объявления о приходе UCP в публичном поле закончились все заказные скандалы вокруг Павла Дурова - и можно было предположить, что стороны нашли какое-то взаимопонимание в общих интересах.
Предположение, как мы знаем, оказалось ошибочным. Во вчерашних «Ведомостях»
Павел Дуров впервые публично рассказал о странном поведении нового акционера, и уже через несколько часов с собственной версией конфликта выступил фонд UCP. В Форбс поступило заявление одного из управляющих партнёров о том, что
этот фонд "допускает" отставку Павла Дурова, а сам партнёр дал
большое интервью изданию «Цукерберг позвонит», где перечислил все накопившиеся к создателю ВКонтакте претензии. По сути, в интервью полностью подтверждается всё то, что накануне рассказывал «Ведомостям» сам Дуров: что представители UCP зачем-то выдвигают против него кучу бредовых и смехотворных обвинений, грозят судами, натравливают на компанию американских адвокатов, и вообще ведут себя так, как будто бы полгода назад несколько миллиардов долларов в акции «ВКонтакте» вложили не они сами, а кто-то из их злейших врагов.
Почему они так себя ведут - загадка не только для Павла Дурова, но и вообще не очень понятно, с точки зрения здравого смысла. Отчего, разумеется, в прессе снова возникает спрос на конспирологические объяснения: мол, UCP изначально затем и пришли, чтобы сменить менеджмент крупнейшей российской соцсети на более лояльный и управляемый, с точки зрения власти. Но это объяснение звучит довольно нелепо, потому что миллиарды долларов, уплаченные за миноритарный пакет «ВКонтакте» ни на миллиметр не приблизили их к контролю над компанией. Есть ровно один человек на свете, от решений которого зависит продолжение работы Павла Дурова гендиректором компании, и имя этого человека всем известно. Его зовут Алишер Усманов, он доверил Дурову управление (и голосование) своим 40%-ным пакетом акций, что вместе с дуровскими собственными 12% составляет 52%, и представителям UCP ни на какой козе этого расклада не объехать. Если в условном Кремле созрело решение менять Павла Дурова на менее самостоятельного и более покладистого игрока, который бы по первому свистку закрывал оппозиционные сообщества, для этого не нужно вкладывать миллиарды в миноритарный пакет, а нужно вызывать на кремлёвский ковёр Усманова. Благо опыт имеется - как мы помним, зачистка ИД КоммерсантЪ в 2012 году проводилась именно таким способом, и совершенно не потребовала никакого выкупа акций издательского дома через подставные инвестфонды.
Остаётся другая версия, отчасти подтверждаемая в интервью г-на Качуро из UCP. Что новые владельцы миноритарного пакета соцсети действительно считают себя крутыми интернет-менеджерами, а создателя ВКонтакте - легко заменимой пешкой, на место которой можно поставить кого угодно, и бизнес в целом от этого только выиграет. С одной стороны, в это непросто поверить: на первый взгляд учредители UCP производят впечатление серьёзных людей, управляющих большими и разнопрофильными активами, а это подразумевает некоторую степень адекватности, вменяемости и здравомыслия. С другой стороны, стоит всё же вспомнить, что критерии, по которым топы UCP получили миллиарды долларов в управление, нигде не объясняются - и никаких оснований считать этих людей российскими Баффетами навскидку не просматривается. Из биографий управляющих партнёров легко заметить, что до прихода в фонд все они были наёмными менеджерами в зарубежных инвесткомпаниях, работающих на здешнем рынке. А потом кто-то, кого нельзя называть вслух, однажды решил поручить им управление активами неизвестного происхождения в размере 3,5 млрд долларов США, размещаемыми в тех не слишком прозрачных сферах российской экономики, которые находятся под плотным государственным контролем и регулированием. Это, безусловно, означает, что у управляющих партнёров UCP есть хорошие связи в высоких кабинетах, но это не даёт никаких оснований считать их сверхкомпетентными профессионалами в вопросах, связанных с управлением интернет-активами. Вполне можно себе представить, что эти люди на высокие технологии смотрят
как глава путинской администрации на москвичей: без понимания, зато с презрением... и рады были бы назначить на место Павла Дурова кого-нибудь вроде товарища Долгих.