Понятие греха присутствует во всех авраамических религиях.
Но все они очень по-разному подходят к вопросу о его искуплении.
Существуют такие конфессии, в которых властью отпущения грехов наделены полпреды Бога на Земле.
Человек приходит к ним с рассказом о своих грехах, а они выкатывают прайс за снисхождение небес.
В других конфессиях посредников не предусмотрено. Там верующему предлагается вымаливать прощение у Бога самостоятельно и напрямую.
И в первом, и во втором случае предполагается, что при совершении человеком любого греха потерпевшей стороной является Бог. И Он же выступает главной инстанцией, которая при тех или иных условиях может согрешившего простить.
Но в иудаизме всё ещё затейливей устроено. У нас встречаются такие грехи, которых Бог человеку отпустить не может - ни через посредника, ни напрямую.
Есть такая важная дата в еврейском календаре -
Йом Кипур (Судный день, יוֹם הכִּפּוּרִים). Он наступает 10 числа месяца тишрей (в нынешнем году - c пятницы 13 на субботу 14 сентября). В этот день правоверный еврей может вымолить у Бога прощение за все религиозные ритуалы, которыми пренебрегал в течение предшествующего года: за несоблюдённые шабаты, за съеденную свинину и морепродукты, за квасное в Песах, за козлят, сваренных в молоке их матери, и прочие отступления от буквы Закона. Если от души попросить, то Бог все эти обиды забудет - и его прощённый раб сможет ещё один лунный год предаваться любимым порокам. С тем, чтобы 10 тишрей следующего года их по новому кругу замаливать на голодный желудок.
Но если грех человека состоял не в нарушении ритуалов, а в нанесении обиды ближнему своему - напрасно будет обидчик вымаливать прощение у Бога. Хочешь снять с себя этот грех - иди просить прощения у того, кого ты обидел. Если нанёс ближнему материальный ущерб - изволь ему же и возместить. Молитвами и песнопениями твоё дурное дело не лечится. И судья твоему раскаянию - не абстрактный Бог где-то там за облаками, а совершенно конкретный живой человек, которому ты нанёс обиду.
Это не какая-то моя осовремененная интерпретация древних текстов, а совершенно буквальная норма
из трактата Мишна Йома, 8:9:
Прегрешения человека против Вездесущего Йом Кипур искупает;
Прегрешения человека против ближнего своего Йом Кипур не искупает,
(И не будут они прощены) пока не захочет ближний (простить).
А как же всемогущество Бога? - спросите Вы.
А я отвечу: в том оно как раз и состоит, чтобы делиться властью со Своими подданными.
Это временщику страшно упустить хоть крупицу своих властных полномочий, ему нужно всё на свете контролировать - дела людей, их мысли, разговоры и чувства. Видали мы таких правителей, без вмешательства которых и дыру в заборе не починить, и старушке пенсию не перечислить. Это у них называется «ручное управление»: подданным нужно каждый день напоминать, что правитель всё видит, всё знает, всё может, и последнее слово в любом споре - всегда за ним.
А подлинному Владыке нет нужды трястись за Свою власть над миром.
Ему, наоборот, хочется этой властью поделиться с людьми. Чтобы они следовали Его Закону не из страха и не из-под палки, а по свободной воле - от осознания, что этот Закон совершенен и справедлив.