Путин подписал сегодня
Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Довольно симптоматично, что с его принятием утратил силу
ФЗ «Об ограничении курения табака».
Вся суть новой антитабачной политики выражена прямо в заголовках. Борьба с курением, которую власти 12 лет безуспешно вели, отодвинута на задний план. Отныне в России борются с курильщиками, в интересах тех, кто не курит.
Меж тем, здравый смысл подсказывает (а у кого его нет, тот может просто почитать надписи на сигаретных пачках), что целью борьбы с курением является нейтрализация вреда, который наносит здоровью курильщика вдыхание табачного дыма. Про этот вред есть
много разных цифр, исследований и медицинской статистики. О нём же
рассказывал Медведев, когда презентовал ныне принятый законопроект.
Также здравый смысл подсказывает, что если бы все курильщики бросили курить, то никакая «охрана здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма» никому бы не потребовалась. Этот дым прекратился бы начисто, раз и навсегда, вместе со всеми гипотетическими рисками и реально неприятными ощущениями, которые он приносит.
Поэтому в любой стране, где за последние 10 лет достигнуты ощутимые успехи в борьбе с курением, мы видим огромный спектр усилий, направленных именно на помощь курильщикам в бросании курить. Помощь и медицинскую, и консультативную, и социальную. А там, где это направление работы задвинуто, никакие даже самые жёсткие репрессивные меры не помогают. Мы это
недавно тут обсуждали на примере французских драконовских мер, результат которых с 2000 по 2010 год оказался нулевым. И британских программ помощи курильщикам, которые за тот же период помогли снизить число страдающих зависимостью в полтора раза.
Почему же российский законодатель глух к успешному опыту Великобритании, но так активно рвётся наступать на французские грабли?
Самое очевидное объяснение состоит в том, что борьба с курильщиками (в отличие от борьбы с болезнями) хорошо вписывается в общий тренд нашей госпропаганды. Которая со дня известной «рокировки» 24.09.2011 целиком сводится к поиску внешних и внутренних врагов, к неустанному натравливанию одной части общества на другую. Провинцию натравливают на столицу, коренных жителей - на мигрантов, думская и телевизионная клоака непрерывно вспучивается пятиминутками ненависти к иноверцам, инакомыслящим, сексуальным меньшинствам. МИД обличает Евросоюз, Дума воюет с Америкой, приняты законы против НКО, готовится государственное лицензирование волонтёров, ни на минуту не прекращаются поиски внутренних и внешних врагов в Интернете... Каждый день на Старой площади напряжённо придумывают, с каким бы врагом ещё побороться. При этом, например, никакие попытки контролировать Интернет не направлены против взлома сайтов, DDoS-атак, спама, фишинга, то есть против болезней, от которых российский сегмент мировой Сети действительно тяжко страдает. Потому что лечить болезни - трудная и кропотливая работа, на которую у власти не хватает сил, мотивации и мозгов. Та же в точности история и с курением. Бороться с никотиновой зависимостью - трудная и ответственная работа. То ли дело - штамповать законы против курильщиков.
Есть и ещё одна причина, наглядно продемонстрированная нам в недавней истории с МИДом и синими паспортами. Если бы Путин и Медведев были заядлыми курильщиками, то, конечно же, тема медицинской помощи для страдающих этой зависимостью была бы приоритетной в том законодательстве, которое они продвигают. Но случилось так, что во власти у нас представлены страдающие от табачного дыма, а не от болезней, связанных с курением. Потому и законы пишутся с точки зрения некурящих - причём самой инфантильной их части, для которой единственная реальная проблема с курением состоит в неприятном запахе дыма поблизости от их ноздрей.