Нахлынувшие чувства

Aug 22, 2012 19:26

Судебные приставы в Ярославле взыскали с одной дамы 50.000 рублей за обидные слова, написанные про соперницу в социальной сети. На беду несдержанной на язык ответчицы, "потерпевшая" не только спала с её мужем, но и имела некоторый профессиональный навык сутяжничества. Который и помог отсудить 50 тыр у обманутой супруги. Успех окрылил победительницу:

Подвергшаяся оскорблению женщина говорить об этом щекотливом деле категорически отказалась, но посоветовала всем, кто окажется на ее месте, обращаться либо в полицию - для возбуждения уголовного дела, либо к адвокату - для привлечения хамов к ответственности в рамках гражданского судопроизводства.

Я вот на минуточку себе попытался представить, что же будет с Родиной и с нами, если совет безымянной охотницы до чужих мужей окажется воспринят и применён согражданами на практике. Разберу один простой пример, непосредственно из текущей практики.

В этом журнале за 11 лет его существования добавлено 665.728 комментариев. Парень я мирный, ни в каких бытовых и коммерческих конфликтах не участвую, врагов не имею (или, по крайней мере, ничего не знаю о них). Львиную долю комментариев оскорбительного характера в моём ЖЖ оставляют люди, лично со мною не знакомые, видевшие меня в лучшем случае по телевизору (а то и вовсе не представляющие себе, как я выгляжу), для которых оставление таких реплик является просто способом выразить несогласие с моими взглядами, убеждениями или оценками окружающей действительности. Добавим сюда штатных едросских пропагандонов, зарабатывающих трудовую копейку однотипным политическим срачем в обсуждениях у популярных блоггеров, и представим себе, что на долю оскорбительных комментариев в моём ЖЖ приходится в общей сложности скромный 1% от общей массы читательских реплик.

Это значит, что если б я решил последовать совету ярославской сутяжницы, мне бы потребовалось возбудить 6657 уголовных (о клевете) и/или гражданских (о защите чести и достоинства) судебных дел. Дальше представим себе, что рассмотрение каждого из них обошлось бы российской правоохранительной системе в мизерные по её меркам 10 человеко-часов (не считая возможных кассаций и задействования службы судебных приставов для исполнения решений, если они окажутся в мою пользу). Итого на юридическую оценку 1% комментариев только в моём ЖЖ силовым и судебным ведомствам РФ пришлось бы истратить 665.700 рабочих человеко-часов, что при 40-часовой рабочей неделе означает 320 человеко-лет полной занятости (или 332, если накинуть 2 недели ежегодного отпуска). Все эти 320 человеко-лет были бы убиты на юридическое решение вопроса, который объективно (в деле частного обвинения единственно правомочная оценка ущерба - моя собственная) не стоит выеденного яйца.

При этом следует понимать, что ресурсы российской правоохранительной и судебной системы конечны. Они оплачиваются из средств государственного бюджета (из тех же денег, которых хронически не хватает на строительство дорог, школ и больниц), ради решения совершенно реальных, невымышленных задач. Таких, как пресечение и профилактика всех видов преступлений, охрана общественного порядка, защита прав граждан, интересов общества и государства в различных спорах и т.п. И у меня, честно говоря, нет ощущения, что система со всеми этими задачами сколько-нибудь прилично справляется.

Если даже ничтожная часть блоггеров и участников соцсетей в России последует совету ярославской блудницы, и начнёт заваливать суды и ведомства однотипными исками в жанре киса обиделось и требует денег, существующие ресурсы правоохранительной и судебной системы окажутся исчерпаны молниеносно.

На бумаге в российском законодательстве (как и в законах любого другого государства) прописаны какие-то барьеры, ограждающие институты юстиции от шквала ничтожных, из пальца высосанных исков. Но эти барьеры даже в теории весьма призрачные, а на практике, как показывает и ярославский водевиль, и громкое дело Pussy Riot, они вообще не работают.

По сути дела, высосанные из пальца "душевные страдания" ключницы, вертухая-на-зарплате и храмовой торговки открывают для судебной системы не менее внушительный ящик Пандоры, чем патент интернетовского сутяжничества по мотивам реплик в форумах. Как мы помним, одна адвокатская контора в Новосибирске уже готовит дюжину однотипных исков с формулировкой кисо скачало ролик в YouTube, посмотрело и обиделось на 30.000 рублей. Скорое следствие хамсудьи Сыровой продемонстрировало стране и миру, что ни малейшей доказательной базы от кисо не требуется, достаточно поохать в свидетельском кресле про утраченный душевный покой - и ты уже признан потерпевшим в уголовном процессе. Кстати, и заочный "свидетель через YouTube" в Хамсуде тоже был допущен к участию в процессе, в отличие от заявленных защитой реальных свидетелей, которые находились 21 февраля в ХХС и наблюдали происходившее там собственными глазами. Другой вопрос, что в приговоре показания этого телезрителя были задним числом оставлены без рассмотрения. Но зачем-то его предъявили всей стране и дали трибуну для разглагольствований о бесовской природе - весьма похожих на те, которые как раз нашли место в обвинительном приговоре.

Наверное, от моих печальных прогнозов по поводу краха всей нашей хлипкой квазиправовой системы можно было бы отмахнуться как от банальной страшилки, от которой система сумеет себя защитить, как только угроза примет сколько-нибудь серьёзные масштабы. Но тут есть одна беда, о которой я, пожалуй, расскажу через некоторое время отдельным постом.

Так что продолжение следует...

цирк, перевернутый мир, суд

Up