Что менеджерам ИКЕА вменяется в обязанность ездить
на скромных машинах, летать эконом-классом и останавливаться в трёхзвёздных отелях во время деловых командировок - давно и хорошо известно. Это в каком-то смысле фирменный стиль компании, которым она выделяется не только на российском, но даже и на западном фоне. Всё-таки VIP-обслуживание, машины представительского класса и деловую авиацию не в постсоветской России придумали. Во всём мире корпоративный топ-менеджмент любит попонтоваться и помозолить глаза согражданам, теша анальный вау-фактор. Если Россия тут чем-то и выделяется - то исключительно тем, что у нас лидерами и законодателями этой моды выступают госчиновники, которые свои миллиарды в основном не заработали, а украли из бюджета. За границей, где
ратифицирована 20-я статья известной Конвенции ООН, слуги народа ведут себя скромнее. Но принципиальная разница тут спорная, потому что корпоративный топ-менеджмент - не учредители компаний, и роскошный свой образ жизни они оплачивают тоже за казённый счёт, а не из собственного кармана.
Интересней другое: откуда вообще берётся у образованных людей, выросших в цивилизованных странах, это дикарское желание выделяться на фоне окружающих блеском цацек, формой шильдиков на капоте и ненормальным количеством денег, заплаченных за бутылку газировки. Если какой-то ограниченный набор VIP-услуг (вроде спецобслуживания в аэропортах, реально экономящего силы, время и нервы) ещё можно понять и оценить, то огромная часть ритуалов, принимаемых на себя современными толстосумами - это чудовищные и нелепые неудобства, от которых нет ни малейшей пользы, кроме смешной показухи. Кому и что они пытаются доказать, старательно провоцируя зависть и классовую ненависть? Даже в бизнес-ориентированной Америке с её религиозным культом финансового успеха недалёким толстосумам удалось личным примером внедрить в общественное сознание устойчивый негатив по отношению к показному богатству. Что ж говорить об эгалитарной Европе, или о странах Третьего мира, где подавляющее большинство населения живёт не то чтобы скромно, а за чертою бедности.
В чём кайф провоцировать зависть и ненависть соотечественников? И куда девается потребность вызывать у окружающих добрые чувства - симпатию, солидарность, благодарность? Только не надо говорить, что во всём виноваты деньги, потому что нелепость такого объяснения уже достаточно высмеял Дуглас Ноэл Адамс в предисловии к «
Путеводителю автостопом по Галактике». Это не маленькие зелёные бумажки понтуются тем, как их много. Это понтуются живые люди. Причём одинаково часто и наследники больших состояний и те, кто их нажили с нуля, поднявшись из самых низов.
Мне это тем более непонятно, что сам я никогда такой потребности не испытывал. Просто не понимаю, в чём кайф выглядеть богатым в глазах бедняка. Если очень хочется, чтобы он тебя зауважал - мне кажется, что для этого есть более простые и осмысленные способы. Например, сделать что-то, заслуживающее уважения.