Есть мнение, что до Интернета у нас у всех, и в Америке, и в СССР, было офигеннейшее прайвеси, но потом пришли злые Брины с Цукербергами, разместили в открытом доступе наши платёжные данные, фотографии в обнажённом виде и поэтажные планы жилищ - а теперь ещё и глумятся, провозглашая на каждом углу, что прайвеси умерла.
Мне всегда было трудно понять людей, которые подобное утверждают. Например, потому, что кредитными карточками я пользуюсь с марта 1990 года, в частности с 1994 года использую их в Интернете, на сотнях разных сайтов, в десятках стран, а номера моих карт украли за эти 17 лет всего трижды - в московском банкомате, на тель-авивской бензоколонке и в киевском клубе. Все три раза копии снимались с физического экземпляра карты, а не похищались ушлыми хакерами из моего компьютера или базы данных интернет-магазина. Этот опыт навёл меня на мысль, что в офлайне для наших персональных данных существует куда больше серьёзных угроз, чем в Интернете. Месяц назад, путешествуя по Вьетнаму, я имел случай в этом убедиться на живом примере одного известного отечественного политика - ныне доживающего последние дни в должности и.о. третьего лица российской власти.
Расскажу по порядку, то есть начну издалека. Главной туристической достопримечательностью Северного Вьетнама является, как известно, залив Ха Лон с его тремя тысячами островов. Иностранцы попадают туда из Ханоя на машинах и автобусах. Дорога занимает около трёх часов, так что вполне естественно желание странников на полпути размяться и оправиться. Поэтому не удивительно, что именно на середине популярного маршрута предприимчивые вьетнамцы открыли большой туристический центр, который простодушные американские туристы так и называют:
toilet stop on your way to Ha Long Bay from Hanoi. Там есть, разумеется, и туалет, и неплохая закусочная, и сувенирная лавка площадью в пару тысяч квадратных метров. Но для особо богатеньких буратин главной достопримечательностью является фабрика-магазин пафосной каменной скульптуры в новорусскомвьетнамском стиле: слоников, львяток, драконов, обнажённых нимф, дев Марий, распятий и даже абстрактных композиций для продвинутых покупателей. Легенда гласит, что эту продукцию здесь же изготавливают местные инвалиды. Их даже предъявляют особо любопытным гостям.
Турист, которому дензнаки ощутимо оттягивают карман и создают неудобства при ходьбе, может тут же сию продукцию и прикупить. При этом ему объясняют, что тащить многопудовые сувениры дальше на собственном горбу в Ха Лон и обратно совершенно незачем: расплатившись, буратино оставляет владельцам фабрики свой домашний адрес, и покупки ему доставляются непосредственно на дом.
Только одну вещь забывают объяснить туристу: что его вклад в экономику Вьетнама будет увековечен на местной доске почёта, вместе со всеми данными, которые у него взяли для доставки груза, и фотографией, под гордым заголовком OUR PRODUCTS GO TO WORLDWIDE:
Забыли об этом предупредить и
российского сенатора Александра Торшина, ныне и.о. председателя Совета Федерации, когда он с супругой путешествовал по Юго-Восточной Азии. Не чуя подвоха, представитель правительства Республики Марий Эл в Совете Федерации РФ и будущий автор
законопроекта, выводящего Россию из европейского правового поля, прикупил на вьетнамской фабрике немножко каменной скульптуры для обустройства своей скромной квартирки на Осенней улице в Крылатском. Вернее, прикупила, очевидно, супруга, но сенатор исправно сфотографировался с покупкой, и оставил продавцам все свои данные, включая и прямой московский мобильник, и домашний адрес, и электронную почту. Не успела сановная чета выехать за ворота toilet stop, как все их персональные данные оказались на доске почёта, при входе в сувенирный супермаркет:
Они до сих пор там висят, на радость толпам российских туристов, которых в одном только прошлом году
во Вьетнаме отметилось 110 тысяч. Ей-Богу, если бы все те же данные - мобильник, домашний адрес и электронную почту - сенатор разместил бы в своём профиле на Фейсбуке в режиме "для друзей", то доступ к этой информации получило бы значительно меньше людей.