денежный вопрос. Часть 1

Aug 21, 2012 11:49


Вопрос с деньгами в психотерапии - вопрос особый. Он всегда поднимается, причём поднимается и клиентом и терапевтом. На мой взгляд, и в том и в другом случае это вопрос границ в отношениях. Каким образом связаны деньги и границы? Давайте рассмотрим случаи, когда вопрос оплаты терапии поднимает тот или иной участник отношений. Как истинный гештальтист в этом, как и в любом другом случае, предлагаю опираться на цикл контакта.



Вопрос с деньгами в психотерапии - вопрос особый. Он всегда поднимается, причём поднимается и клиентом и терапевтом. На мой взгляд, и в том и в другом случае это вопрос границ в отношениях. Каким образом связаны деньги и границы? Давайте рассмотрим случаи, когда вопрос оплаты терапии поднимает тот или иной участник отношений. Будучи гештальт-терапевтом в этом, как и в любом другом случае, предлагаю опираться на цикл контакта.

Преконтакт.

Вопрос оплаты терапии возникает у обоих участников отношений. Для начала он возникает в качестве одного из фильтров, которые позволяют отделить подходящий субъекту отношений способ удовлетворить свои потребности, от неподходящего. Смотрите сами: для специалиста клиент представляет определённую ценность. Ценность эта, безусловно, состоит из гонорара, который каждый конкретный клиент платит за услуги, и из множества других вещей: интереса, возможности профессионального роста, накопления данных для диссертации или книги, морального удовлетворения и пр. Соответственно, каждый специалист, определяя цену на свои услуги, осознанно или не очень учитывает эти и множество других факторов. Например, начинающему специалисту наличие клиентов, возможность формировать практику, а иногда просто данные для описания случая, важнее, чем материальное вознаграждение. Специалист опытный, который недостатка в клиентах не испытывает, будет в большей мере заинтересован оплатой своих услуг, при этом его будет уже волновать не сам факт оплаты, а конкретная сумма или уровень гонорара, ниже которого ему работать "не интересно". Впрочем, и его можно заинтересовать каким-нибудь нестандартным случаем, или некоторым эмоциональным вознаграждением, но это уже отдельная история.

Клиент же, в свою очередь, выбирая специалиста из предложенных на рынке, всегда интересуется стоимостью его услуг. Если так не происходит, это, чаще всего, говорит о каком-либо нарушении диагностического процесса, что может впоследствии стать предметом для работы, как и тот факт, что некоторые люди выбирают специалиста ценовой категории, которая им "не по карману". Как правило, оптимальным выбором оказывается такой, при котором оплата услуг психолога не отбирает существенную часть денежного ресурса (подробнее в жж у Вики Пекарской  в этой статье), но и не является суммой, которую человек готов выбросить просто так. Во втором случае это чревато частыми пропусками и наличием предлога для того, чтобы специалиста обесценить. Как специалиста.
В случае, когда финансовые запросы психолога совпадают с финансовыми возможностями клиента, между ними происходит встреча. И вопрос денег поднимается второй раз.

Вступление в контакт (завязка).

На первой встрече оба участника отношений окончательно решают вопрос о том, стоит ли в эти отношения вступать. Формально они обмениваются информацией, задают друг другу вопросы и проясняют позиции. На эмоциональном уровне каждый (и психотерапевт в том числе) для себя решает вопрос с доверием-недоверием другому. Вопрос с безопасностью и симпатией. На этой же, первой встрече (в крайнем случае, на второй-третьей) вновь возникает денежный вопрос. Участники отношений окончательно договариваются о стоимости встреч, способе оплаты, пропусках и опозданиях - в одну и в другую сторону. В это же время можно обсудить скидки и повышение оплаты терапевтом, возможность работы "в долг" в случае чего и... всё, конечно, не предусмотришь, но обговаривание таких вещей существенно снижает уровень тревоги, задавая р а м к и, или, как принято говорить в проффессинальных кругах, г р а н и ц ы отношениям. Прояснение этих границ на начальном этапе существенно влияет на уровень безопасности и служит для специалиста диагностическим инстументом, а в дальнейшем, может стать темой для работ(ы). Например,  бизнесмен, который пришёл работать о том, что у него не складываются отношения с сыном, начал с того, что отчаянно торгуется за незначительную скидку. Если предложить ему исследовать этот эпизод, может обнаружиться, что требование скидки - всего лишь способ контролировать ситуацию, что контроль ему нужен для того, чтобы обеспечить безопасность, что сыну его семнадцать, и он бунтует не против отца, а против такой его «заботы». Или вот женщина, безоговорочно согласившаяся на все ваши условия, расскажет, что не умеет противостоять просьбам свекрови и подруг... В общем, вы помните - "как лужи переходим, так и жизнь проживаем". Для специалиста прояснение этих вопросов является функцией защитной, и как любая защитная функция - важной. Благодаря заключённому контракту можно будет обстоятельно работать с сопротивлением, агрессией и ростом клиента, не в ущерб своим интересам.

продолжение следует...

супервизия, работаю...

Previous post Next post
Up