ПРАВОСЛАВНЫЙ КУРБАН-БАЙРАМ

Nov 06, 2011 13:30



Крымские мусульмане сегодня празднуют Курбан-байрам. Пустыми стоят городские рынки, многолюдно у мечетей. Но традиция "курбанов" есть и у православных крымчан - болгар и греков.

У крымских болгар:
"Интересно, что многие православные религиозные праздники крымские болгары отмечали по-восточному, устраивая курбаны, когда закалывали жертвенных баранов или крупный рогатый скот и, поджарив или сварив, угощали родных и знакомых, а иногда устраивали общественный обед. Общественные курбаны проводились в день Св. Георгия - 23 апреля, Троицын день, на Успение, Рождество пресвятой Богородицы, и частные курбаны на Иванов день, Тарнасов день, Петров день, Ильин день и по окончании полевых работ.
http://ccssu.crimea.ua/crimea/etno/ethnos/bolgary/index.htm#prazdniks
У крымских греков:
"Храмовые или престольные праздники носили название «Панаир». Весь народ задолго готовился к ним: покупали или шили новые наряды и обувь. Еще накануне в деревню съезжались бывшие жители села и другие гости. Причем никого не приглашали специально - приходили все, кто помнил и чтил святого покровителя. Церковь стояла открытая, чтобы люди могли молиться святому. Танцы «хоро» иногда начинались с вечера. Музыканты играли на кемендже, гайде, зурне, дауле. Говорят, что к концу Панаира обувь от танцев стиралась так, что ее можно было выбрасывать.Весь народ задолго готовился к ним: покупали или шили новые наряды и обувь. Еще накануне в деревню съезжались бывшие жители села и другие гости. Причем никого не приглашали специально - приходили все, кто помнил и чтил святого покровителя. Церковь стояла открытая, чтобы люди могли молиться святому. Танцы «хоро» иногда начинались с вечера. Музыканты играли на кемендже, гайде, зурне, дауле. Говорят, что к концу Панаира обувь от танцев стиралась так, что ее можно было выбрасывать.
«Хозяином» или распорядителем праздника был человек, который хотел избавиться от какой-либо беды или болезни. После молитвы он обещал принести жертву - «курбан». Это мог быть барашек, петушок или бычок. На рассвете жертву трижды обводили вокруг храма, а потом забивали. Угощение из жертвенного животного - вареное мясо и кашу на мясном бульоне - готовили на открытом огне в больших котлах. После праздничной литургии в храме устраивалась совместная трапеза для всех жителей села и гостей. Иногда столы накрывались прямо во дворе церкви. Считалось, что съеденная на Панаире пища, особенно мясо «курбан», избавляет человека и его семью от болезней и несчастья. После трапезы продолжалось гулянье с песнями и танцами. В этот день устраивались ярмарки, конные состязания, соревнования по борьбе «куреш». Веселились все: от мала до велика. Юноши присматривали себе невест.После трапезы продолжалось гулянье с песнями и танцами. В этот день устраивались ярмарки, конные состязания, соревнования по борьбе «куреш». Веселились все: от мала до велика. Юноши присматривали себе невест.

Сегодня крымские греки так же ярко и весело отмечают Панаир. В селе Чернополье храмовый праздник Константина и Елены проходит два дня. В первый почитают Константина, во второй - Елену. После службы в храме все участники направляются к освященному источнику для омовения водой. С собой приносят иконы. Затем готовятся угощения из мяса жертвы - «кромидато», устраивается общая трапеза и начинается гулянье. В первый день все поют и танцуют, а на следующий мужчины меряются силой. В борьбе участвуют и юноши. Торс борца дважды перехватывается домотканым поясом. Хватаясь за него, надо уложить соперника на землю. Победителем считается тот, кто одолеет подряд трех борцов.

Понтийские греки села Пионерского освятили свой храм в честь св. Георгия, о котором говорят: «…пятерых святых достоин». На Панаир все, кто носит имя Георгий, а также давшие обещание сделать «курбан» собираются у церкви. После жертвоприношения готовят мясо, едят сами и раздают прохожим.

Празднуют Панаир и в Старом Крыму, где особо чтят святого Пантелеймона. Ежегодно совершается крестный ход к святому источнику. Умываясь водой, люди молятся об избавлении от болезней. Недаром говорится: «Все кривые и хромые бегут к святому Пантелеймону». И даже во времена, когда церкви были закрыты, греки устраивали молебен и святую трапезу у источника, за которым всегда бережно ухаживали.
№ 38 (3512)
28 февраля 2006 года "Крымские известия".

субкультура, традиция и обряд

Previous post Next post
Up