заметки пациента. достойно перепоста....

Apr 12, 2012 12:04

нашел на просторах сети...не про меня однозначно, но в целом есть этом что то...

Один угрюмый Врач подобен был тирану:
Больной отчаянье в глазах его читал.
Другой участием, приветством жизнь вливал. -
Так бережно целить нам должно сердца рану.
И. И. Дмитриев.

ЛЮДИ С НЕДРУЖЕЛЮБНЫМ ИНТЕРФЕЙСОМ(заметки пациента)



Некоторое время назад у меня приключились... ну, скажем, проблемы со здоровьем. Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что они были из той разновидности проблем, решение которых мужчина начинает искать со всей доступной ему оперативностью. Что я и сделал - начал искать. Врач, к которому я попал, меня очень быстро и профессионально успокоил. И даже утешил. Он сказал: «Не волнуйтесь». Он сказал: «Ну-ну, все не так плохо». Он призвал меня расслабиться. Он проговорил со мной целый час в самой задушевной манере. Мы испили чаю, я показал ему фотографию своей девушки, а он мне своей. За этот час мы фактически стали друзьями, я не мог поверить своему счастью - встретить такого редкого человека, да еще врача, да еще нужной мне специализации. Он расписал мне гениальный курс лечения и предложил встретиться через две недели. И мы встретились. И еще через две недели мы встретились снова. И снова... Я ждал наших свиданий с нетерпением, и каждый раз он приветствовал меня все той же волной теплоты, участия и подлинного обаяния. Во всем этом была одна маленькая проблема - я никак не выздоравливал.

Наконец я сдался и обратился к другому доктору. Ничто ни в его манерах, ни в его внешности даже отдаленно не соответствовало слову «приятный». Он перебил меня на самом интересном симптоме, выписал рецепт и захлопнул карту. Он даже не ответил на мое «до свидания». Не говоря уже о сочувствии. Через неделю я был здоров.

Благодаря этому общению я уяснил для себя кое-что важное. Оказывается, когда дело касается здоровья и прочих серьезных материй, доверять нужно именно таким малообаятельным личностям. По очень простой причине: если они ухитрились выжить и добиться профессионального успеха в нашем мире, где принимают по одежке, значит, они стоящие специалисты. Пока их коллеги, наделенные харизмой, обаянием, стилем и вкусом, забалтывали окружающих, эти угрюмые страдальцы работали за двоих. Чтобы компенсировать свои коммуникативные недостатки, им приходится становиться лучшими в своей области. Такими, как мой неприветливый доктор, который экономил свое время на вежливых жестах и светских беседах. Более того, мне подумалось, что эти люди с недружелюбным интерфейсом - вообще одни из самых полезных представителей человеческого рода. Они экономят время - не только свое, но и твое. То есть не ведут приятных, но совершенно бессмысленных разговоров за чашкой кофе - они вообще берегут слова (или просто не умеют складно говорить?). Они не думают о том, насколько приятна будет их реплика, поэтому не раздают радующих слух и вселяющих оптимизм пустых обещаний. Отсутствие излишней деликатности мешает резким людям скрывать критические мысли по поводу плохо подобранного галстука, плохо сделанной работы и несовершенного мироздания. Говоря тебе в лоб то, что ты первым делом позиционируешь как «гадость», они подразумевают, что ты достаточно взрослый, чтобы услышать неприятную правду. В некотором смысле такие пассажи, как «у тебя пахнет изо рта» или «из тебя хреновый водитель», можно даже считать комплиментами.
Из таких именно людей получаются настоящие друзья. Посмотри на тех немногих, кого ты с полным правом можешь назвать друзьями, и вспомни свои ощущения от вашей первой встречи. Наверняка это не было любовью с первого взгляда. Наверняка каждый из тех, с кем ты потом прошел огонь и воду, в первый момент удивил тебя некоторой странностью, или молчаливостью, или резким суждением. Очень может быть, что вы даже поспорили (если не подрались), прежде чем стать не разлей вода.

С тем же, кто с самого первого момента начинает источать дружелюбие и приветливость, стоит держать ухо востро. Это ведь проще всего: повосхищайся умом человека, расспроси о работе и домашних делах, наобещай с три короба - и он твой. Можешь теперь использовать его по желанию: брать у него взаймы деньги, одалживать на денек машину, подкатывать к его жене.
Именно так поступают псевдодрузья - говорят то, что ты хочешь слышать, смеются твоим шуткам, передают приветы супруге, а потом просят о маленьком одолжении. Настоящие друзья не такие. Они врежут правдой по лбу, пошлют куда подальше, если мешаешь, и не оставят мокрого места от твоей машины, одежды или подруги, если она им не нравится. Зато искренне. И если уж обронят, какую никакую похвалу, это будет правда на 200%.

Да, резкий человек с первого взгляда особой любви не вызывает. Из-за этого ему недоступны такие высокодоходные профессии, как мошенник на доверии, экстрасенс-целитель и строитель финансовых пирамид. Эти деятели обязаны производить благоприятное впечатление. За прямолинейностью реже, чем за тихой деликатностью, прячется трусость. Большинство прохожих вежливо отводит глаза в сторону, когда кто-то, может быть, излишне грубо ставит на место распоясавшегося ублюдка или предупреждает потенциальную жертву лохотронщиков о том, что ценные подарки на улице не раздают. Человек с недружелюбным интерфейсом, если он не дурак, хорош в качестве руководителя.

Обычно начальника хотят такого же, какой был у Юрия Деточкина, - мягкого, впечатлительного, чтобы отпускал пораньше и сочувствовал болезням твоих родственников. Не будем забывать, однако, что Деточкин на рабочем месте не делал ни карьеры, ни денег, даже не пытался. Большинство же граждан ходит на работу именно за этим. Вежливый и деликатный человек всячески избегает неприятных сцен. Он не умеет отказывать и стесняется говорить с подчиненными об их недостатках. Из-за этого под его началом скапливается человеческий балласт, мешающий работать всей структуре. Поэтому лучшие результаты (при прочих равных) будут у резкого и прямолинейного руководителя. Он, правда, может с легкостью устроить разнос, наорать при посторонних и редко когда похвалит. Зато сотрудники от этого работают все усерднее, хотя и много нервничают. Бесстрашно расставаясь со всеми, кто не справляется со своей работой, прямолинейный начальник расчищает место для тех, кто пашет. Он и не подумает, что какие-то шаги или решения могут отнять у него популярность. Если бы он заботился о своей популярности среди подчиненных, он бы уже давно куда-нибудь баллотировался.

Осознав ценность прямолинейных людей, я даже кое-чему у них научился. Раньше мне стоило больших трудов сказать человеку неприятную вещь. Я удобрял плохую новость таким количеством утешительных оговорок и обещаний, что собеседник, как я теперь понимаю, оставался в некоторой оптимистической растерянности. Я даже не мог толком сказать, что опоздаю на два часа. Я всегда говорил «на сорок минут», в результате чего меня ждали и очень ругались. Я стал с этим бороться. Теперь, когда я чувствую, что опаздываю на два часа, я уже почти без запинки говорю: «Я опоздаю на час, ну, может быть, полтора». Работа над собой продолжается. Я отдаю себе отчет, что призывы любить резких и прямолинейных субъектов в наших широтах звучат несколько странно. Мы так не избалованы вежливостью и обходительностью на улице и в транспорте, что радуемся любой улыбке. И уже готовы из угрюмого и приветливого человека первым делом выбрать второго. В случае со стюардом в самолете или кассиром в супермаркете этот подход, пожалуй, верен.

Но если речь идет о людях, в чьи руки ты вверяешь свое здоровье или благосостояние, не спеши «следовать голосу интуиции». Мрачные, малословные, чуть грубоватые и хмурые могут справиться лучше. И ты, взяв с их помощью новый рубеж, сможешь отметить это дело в ресторане. Где с помощью официанта и восполнишь накопившийся дефицит приветливости и милого обхождения. 

записки ложечкой Фолькмана

Previous post Next post
Up