В субботу мы с Мишей посетили совершенно внезапно и не без боя Останкинскую башню. Заранее не планировали, поехали, как любим, на авось. Поэтому нас там не ждали. Экскурсии проходят каждый час, но возможность купить билеты непосредственно перед временем экскурсии стремится к нулю, тем более в выходные дни. Нам сказали, что есть шанс, что кто-то отменит бронь, надо подождать. Я не люблю ждать, да и желающих дождаться снятия брони было многовато и они уже выстроились в организованную очередь. Поэтому мы развернулись и уехали. Но Миша решил не сдаваться и нашел билеты у каких-то посредников, причем даже дешевле, чем если покупать в самой башне. Забронировал. И нам оставалось только успеть их выкупить. Успели.
Со всех сторон башня подсвечивается. От этого становится еще красивее и величественнее. Она, правда, огромная. Никогда раньше не приближалась настолько к ней. Мимо проезжала, голову задирала, и только. Даже не знала, как туда подойти.
Вход в экскурсионное бюро довольно неприметен, зато есть парковка. Чтобы туда заехать, нужно звонить в бюро пропусков, тогда шлагбаум поднимут. Во второй раз мы без труда припарковались рядом. Уже знали, что и где.
Внутри экскурсионного помещения чистенько, светло. Культурно, одним словом.
Детям до 7 лет, беременным и еще кому-то посещать башню не рекомендуется. Это все связано с гипотетической необходимостью эвакуации. Фотографировать можно бесплатно, без ограничения (кроме пункта досмотра) и без штативов (их просто запрещено брать на башню).
Высоко-то высоко, но до главного по погоде не достать.
До башни добираться нужно по специально огороженной дорожке под крышей, выходить за ограждения запрещается. И не зря. Я несколько раз, уже стоя на смотровой площадке, видела, как с башни вниз стремительно летят большие куски льда. Вот, если не хочешь, чтобы снег башка попадет, выполняй инструкцию. Еще до выхода на эту огороженную дорожку необходимо пройти антитеррористическую рамку и идентификацию личности.
В фойе самой башни небольшая фотовыставка рекламного характера, призванная заманить прибывших запечатлеть себя на фоне достопримечательности с помощью местного фотографа. Во время нашего посещения фотограф отсутствовал, напоминанием о нем стояли пара отражателей и зеленый задник.
На фотографиях знаменитости, часть которых мы с Мишей узнать не смогли. Идентифицированы были актеры из сериала "Закрытая школа" и актриса, исполняющая роль Верочки в сериале... здесь могла быть ваша реклама - забыла, как называется, что-то про семью Ворониных. А, ну да, так и называется.
В фойе же башни начинается и сама экскурсия. Она по длительности небольшая, чуть меньше часа. Первая часть посвящена истории строительства башни, ее техническим особенностям, а также обязательному инструктажу, прямо как в самолете, по вопросам безопасности. О башне нам вещал очень хороший экскурсовод. Совершенно ненавязчиво и нескучно озвучил интересные факты в микрофон, поэтому всем было слышно, несмотря на то, что народу набилось человек что-то около семидесяти за один раз. И у самых скромных, таких, как мы, не было возможности подойти к экскурсоводу поближе.
На стенах развешаны плакаты, на которых наглядно показаны части башни, ее высота и другие нюансы. Смотровая площадка, являвшаяся нашей целью, находится на высоте 337 метров.
Первое название Останкинской башни, спроектированной архитектором Николаем Никитиным - Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия Октября.
Строительство длилось 4 года. И в 1967 году башня оказалась не только само высокой, 540 метров, в мире, но и самой необычной в своем инженерном решении. Впервые такое высокое здание было выстроено из бетона, довольно непластичного материала. Но Никитин использовал бетон за долговечность, а его непластичность компенсировал введением в каркас башни стальных тросов.
Теперь (да уже спустя несколько лет после открытия) Останкинская башня не самая высокая в мире, но все еще остается таковой в Европе.
На смотровую площадку нас доставил лифт со скоростью 25 км/ч. У меня дважды закладывало уши по пути вверх и единожды - при спуске. Миша сказал, что у него вообще не закладывало. В лифте находится специально обученная тетечка, так как башня - объект режимный и самим по себе там пребывать запрещается. По сигналу тетечки мы организовано заходили и выходили из лифта. В самом лифте имеется экран, который показывает в реальном времени движение лифта снаружи. Ничего интересного, тросы и темнота. А еще в лифте схематично изображена башня, выполняющая роль шкалы, по которой двигается синенькая черточка, показывающая на какой высоте в конкретный момент времени находится лифт. При этом в лифте отсчет ведется не в этажах, а именно в метрах. Если не ошибаюсь, если переводить высоту, на которую мы попали, в этажи, это был где-то 101 этаж.
Но самое интересное, конечно, не лифт, а смотровая площадка. В ней весь цимес, как говорят у нас в Одессе. Мы были на зимнем, застекленном варианте, площадки. Есть еще летняя, ее открывают, как погода налаживается. Конкретно открытие ни к какой дате не приурочено, как я поняла со слов экскурсовода. Вид очень напомнил мне то, что можно лицезреть из идлюминатора самолета по приземлении в темное время суток. Море огней. Мерцают, переливаются. И ничего не понятно, что, где. Для того, чтобы как-то сориентировать посетителей на местности, над окнами расположена карта местности, на которую конкретное окно выходит. Но все равно ничего не понятно. Остается верить на слово.
Экскурсовод пытался объяснить, где находится Кремль, поскольку его первым начинает искать большинство поднявшихся. Объяснил доступно: ориентируйтесь вон на ту группу огней, что вдоль дороги слева, а потом, видите, их пересекает черточка? Это и есть она, Кремлевская стена.
Не знаю, лично я Кремль не увидела, а вот Эйфелеву башню - это пожалуйста.
На самом деле интересный эффект вышел. И случайно был обнаружен только при просмотре фотографий. Дело в том, что на самой смотровой площадке горит свет, а также подсвечиваются многочисленные световые панно и экраны на внутренней стене. Эти световые панно и экраны отражаются в стекле и накладываются на картинку снаружи. Таким вот образом частичка Парижа оказалась в Москве.
Как в лучших домах на смотровой площадке имеются и телескопы. Как в более лучших домах - телескопы бесплатны. А еще неуклюжи и от них мало толку. Или я просто не умею их готовить.
Вся эта верхотура усугубляется еще и наличием стеклянного пола. Слава богу, не по всей окружности площадки, а только ее часть застеклена. И хотя экскурсовод уверял, что данное стекло бронированное и выдерживает нагрузку, равную трем тоннам, брошенным с какой-то там силой, я еле себя заставила ступить на этот пол. Носком ботинка трогала и убирала ногу. Потом все-таки ступила. Ладони сразу вспотели. У меня же боязнь высоты. Причем как таковой высоты не боюсь. То есть в дрожь меня не бросает, когда я нахожусь на высоте, в самолете люблю места у "окошка" занять. Я боюсь бездны под ногами. У меня руки начинают холодеть, даже когда я в кино вижу, как, например, кто-то срывается с крыши и геройски так висит на липочке, придерживаясь за какой-нибудь архитектурный элемент мизинцем, или ходит по канату, на воздушных гимнастов боюсь смотреть. А знаете, как я кричала в парке аттракционов "Порт Авентура" в Испании, когда Миша обманом затащил меня на страшную штуку, которая поднимает тебя вверх, потом немного опускает, чтобы ты насладился пейзажем, а затем стремительно бросает вниз! При всем при этом ты же не сидишь, а болтаешься, как букашка, пришпиленная булавкой стараниями безумного энтомолога, ножками дрыгаешь, а внизу - ничего, пустота, бездна, неизвестность. Правда, я мало что тогда рассмотрела, с закрытыми-то глазами от страха.
Но в этот раз глаза у меня были открыты. Но руками я держалась то за поручень, то за Мишу, - как будто это могло что-то изменить. С моими-то нормативами по подтягиванию на поручне я не продержалась бы и пяти секунд, потные ладони наверняка сократили бы и это время. А Мишина ладонь только бы скрасила полет. Летели бы мы вдвоем с Мишей, только в отличие от влюбленных с известного полотна Марка Шагала, непринужденность бы в нашем полете над городом отсутствовала.
А это лестница, ведущая на летнюю площадку. Сейчас на нее доступа нет по причине несезона, о чем вещает бумажка на натянутой между перилами веревочке. Этажом ниже находится ресторан "Седьмое небо", но он закрыт еще с 2000-ого года, когда пострадал при пожаре. Так до сих пор его и не восстановили. Обещают каждый год, но воз и ныне там.
А этот вид, я с уверенностью могу сказать, на ВДНХ. Видите, справа разноцветный круг? Это колесо обозрения. Также, правда, с очень большим трудом при просмотре фотографий с увеличением нами был распознан Мухинский шедевр "Рабочий и колхозница".
Мало того, что башня из бетона, так у нее еще и фундамент залегает в основании всего на 4,5 метра - это крайне мало для здания такой высоты. Такое возможно стало потому, что Никитин - гений, и за ночь выдумал, что башня должна напоминать лилию в перевернутом виде. Вот это расширение внизу выполняет функцию опоры, весит в два раза больше, нежели сама башня, а под этими "лепестками" фундамент еще меньше, что-то около полутора метров.
Здание МГУ, "Родина-мать зовет" - проекты в работе над которыми Никитин принимал деятельное участие, отличающиеся именно высотой. Также Никитина привлекли к участию в проектировании Дворца Советов, того самого, огроменного, что должен был занять место снесенного Храма Христа Спасителя и сверху которого должен был стоять Ленин, путь указующий. Фундамент, кстати, разработанный Никитиным, даже заложили, но во время Великой Отечественной разобрали.
После визита башня стала даже как-то роднее. Понятнее что ли. А то протыкала своим шпилем небо, скрывалась в тумане, возвышалась такая вся серая и из бетона, а у нее, оказывается, душа есть и всякие интересности внутри. Так что, будете проходить мимо, не проходите, а поднимитесь ввысь и окиньте взглядом красоту неимоверную с высоты невероятной.