Вдохновленное френдами

Mar 25, 2011 19:16

Пост Аиды serebryakovaa про спортивный комплекс как средство против комплексов напомнил мне один рассказ. Как вы помните, советские интеллигенты читали "либеральную ЛГ - "Литературную газету" - особенно во время "развитого застоя" или недоразвитого социализма. (В свое время вице-президент РФ Руцкой, приехав к нам, сказал: "Вот где настоящий социализм!") Я школьником читал, в основном, 16-ю страницу - "Клуб ДС (12 стульев)" - Евг. Сазонова и др.
Стихотворение, написанное Евг. Сазоновым в 3 года:
На окне стоит горшочек,
Распустился в нем цветочек.
Женя тоже как  цветочек -
И у Жени есть горшочек.

И в 16 лет:
Вот и кончается детство счастливое
И наступает счастливая юность.
Дальше идя поэтической нивою,
Я обрасту бородой и осунусь.
В детстве стою на последней ноге.
Первоцй же смело вступаю в ЛГ.

Память у меня дурацкая: одни помнят образы, другие - запахи. А я - слова и тексты. Хуже всего - фамилии, имена - тоже не очень, особенно женские.
У нас был один актер 80+ из национального театра "hабима". Он говорил: -У меня местный склероз - на фамилии. Я помню все свои роли, а фамилии - ни фига.
Итак, рассказ.
Трудный подросток Коля Н. гнался за мной, размахивая доской, вырванной из забора. "Ничего, - думал я, залезая на фонарный столб, - вот закончу кандидатскую..."
"Ничего, - думал я в следующий раз, отсиживаясь в канализационном люке. -Вот поеду в загранкомандировку..."
Но однажды я проходил мимо спортзала и подумал, что будет, если Коля Н. однажды заглянет сюда. Я решил его опередить.
"Ничего, - сказал тренер. -Стойка есть, но удар слабоват." Через месяц усиленных тренировок я первым делом избил Колю Н. Кандидатскую я не закончил - времени не осталось.  В загранкомандировку я не поехал - все окрестные хулиганы нажаловались на меня моему начальству.
Но как приятно тихими летними вечерами пройтись по улицам родного города с томиком Тютчева в руках. Очередь у пивного киоска вздрагивает, а старушки на лавочках с уважением говорят: "САМ идет!"

Диссертации были своего рода escape'ом из советской действительности - это одна из причин, почему я оставил "путь в науку" и выбрал "движение в потоке жизни" (другое направление в индийских философиях).
Как в "Игре в бисер" Германа Гессе: долгие поиски интеракций с реальным миром, а в конце - "...и больше из леса он не вышел".
Другой причиной было то, что для "унаучивания"/"удиссертационивания" надо было забуриться на своем участке и забыть обо всем остальном. Плюс в моем направлении - "Численные методы" - можно было еще и учиться много лет, и считать - тоже много лет, и с неизвестным результатом. (Расчет "методом установления" был одним из самых продолговатых. Мой руководитель Пироженко любил рассказывать, как он ходил считать в "левый" ВЦ - особо мощный - и операторы любили его и синоптиков - его и их задачи он запускали и шли спать. А если задать хорошую точность, то можно спать и неделю, и месяц.
А тогда как раз советское (или, точнее, СЭВ-овское) компостроение начало понемногу развиваться - сделали СМ-4 - космический корабль по сравнению с ЕС-ми. И они появились, конечно, не в нашем НИИ, а в ВЦ разных министерств, в один из которых меня и пригласил мужик, с которым мы делали "левый" проект.
Плюс, конечно, зарплата в ВЦ Минлегпрома была ровно на 50% выше.
Для "открепления" молодого специалиста - меня - мне пришлось съездить в Москву - в Минэлектротехпром. За неделю я там всем надоел - и они спустили указание в родной НИИ - отпустить этого  молодого специалиста к такой-то матери.
Как у Жванецкого: "Пролетая над городом Череповцом, посылаю всех к такой-то матери".
Что характерно, в ВЦ/ПКБ СУ я написал больше статей, чем в НИИ .(одна из них - самая короткая - 1.5 стр. - выжали всю воду - была опубликована в сборнике родного НИИ).

Я как-то рекомендовал kaplly книгу Рейна Салури "Похождения диссертанта". Я тоже ее не нашел - расскажу по памяти. Как говорил Марк Галлай, один из первых испытателей реактивных самолетов, воспитатель космонавтов и писатель: "Записные книжки - ерунда! Все самое главное остается в памяти. А что н остается - и ... с ним!"
(галай по ивритски - детектор. Например, "галай матехот" - металлодетектор).
Дело происходило, судя по всему, в начале 1960-х, когда появились первые ЭВМ.
Пироженко: -Я не понимаю. Вот у них - компьютеры - потому что считают. А у нас ЭВМ - почему?
Астановский (завлаб): -Дурак! ЭВМ - потому что электронные!
 герой - дипломант биофака в Тарту - что-то посчитал, а в alma mater его не поняли и поставили "госоценку" - 3 (кстати, мне - тоже в свое время). И на выпускной бал он приехал на осле. (Это исторический факт). После окончания, обиженный на всех, он решил поехать погреться к Черному морю. Но в железнодорожных кассах билетов, естественно, не было, и тогда тетя Рутть, работавшая в международных кассах, достала ему билет в международный вагон. С ним в купе ехала пожилая американская пара. Он по-английски никогда не говорил, но статьи читал и кое-как смог с ними объясниться.Они попросили помочь открыть банку ананасов и, естественно, угостили его. И спросили: "Ну как?" - и он честно, как пионер, ответил: "Ничего. Но против нашей Hapukapsad (кислой капусты) - полное говно!" Они спросили, что такое Hapukapsad и тщательно записали рецепт.

На черноморском пляже он грустно слонялся. Какая-то компагния бородатых мужиков пила портвейн и играла в карты. Самый бородатый спросил: -Ты чего такой бледный и такой грустный?

Эстонец на Гаваях  (рассказываю, когда меня спрашивают про климат в Эстонии):

На гавайский пляж прибыл долговязый блондин и начал раздеваться. Все столпились вокруг, пялятся, но молчат - все воспитанные и политкорректные. Наконец, самый не политкорректный спрашивает: -Что, у вас совсем нет лета? -Та неет, у нас пыыл леетаа, но я в тот теень как рас раапоотааал.

-Да вот, в alma mater не оценили, обосрали ...

-Плюнь на них! Приезжай ко мне в Сибирь!

(Тогда как раз появились академгородки - новосибирский и другие.)
ЭПИЛОГ. Хуторская эстонская мама с умилением глядела, как приехавшее в отпуск 90-килограммовое дите уминает кильку из 3-литровой банки, запивая молоком из кринки. Тут приехал на велосипеде местный почтальон Печкин и привез конверт, со всех сторон обклеенный марками. Письмо пропутешествовало по маршруту Москва - Сибирь - Таллинн - родной хутор.
В письме было:
Дорогой сэр! Я с огромной радостью обнаружил в Nature Вашу статью. Я Вас поздравляю! Статья в Nature - большой этап в жизни ученого. Я не могу согласиться с Вашим подходом - "алгеброй гармонию"- Вы сводите загадку жизни, над которой бьются многие поколения, и я в том числе, к сухой системе уравнений. Но все равно я за Вас очень рад! Я старый профессор, но еще ни разу не публиковался в Nature.
Моя жена просит передать, что она освоила приготовление вашего национального блюда
Hapukapsad - и теперь почти на все уикэнды вся йэльская профессура приходит к нам на барбекью с Hapukapsad.

 

френдолюбие, ТАНАХ, Брежнев, френды, Жванецкий, Астановский

Previous post Next post
Up