Еще о Вечном Жиде

Jun 02, 2012 11:04


Два  поста singolare  «Был Вечный жид за то наказан, что Бога прогневил отказом», и с тех пор, согласно многочисленным (хотя и не очень достоверным) свидетельствам, скитается по миру. Одни видели его ведущим ученые беседы с оксфордскими профессорами, другие - в самых злачных заведениях Праги, третьи и вовсе утверждают, что он никогда не покидал Иерусалим. Он действовал под именами Агасфера, Исаака Лакедема и, возможно, Михаила Самуэлевича Паниковского.
в мире существуют два ВЖ Один из них - Буттодеус -Малх - «прикован» к месту своего преступления, а другой - Агасфер-Картофил - странствует по миру. На этом настаивает Мартин Дрешер в брошюре «De duobus testibus vivis pasiones Christi» (1668).

Вложив в уста Остапа Бендера рассказ о том, что ВЖ был зарублен петлюровцами в 1919 году, Ильф и Петров нарочно вводили доверчивую советскую публику в заблуждение. ВЖ отнюдь не умер, ведь в той же книге восемью годами позже, в период угара НЭПА, кто, как не он, действует в СССР под именем инженера Талмудовского, кочующего из города в город, из учреждения в учреждение:

«Внезапно в переулке послышался гром копыт. В блеске пожара промчался на извозчике инженер Талмудовский. На коленях у него лежал заклеенный ярлыками чемодан. Подскакивая на сиденье, инженер наклонялся к извозчику и кричал:
- На вокзал! Ноги моей здесь не будет при таком окладе жалования! Пошел скорей!
И тотчас же его жирная, освещенная огнями и пожарными факелами спина скрылась за поворотом».

Впрочем, и этого мало. Персона ВЖ, видимо, сильно занимала Ильфа и Петрова. Многие его черты присущи старому, больному, нелюбимому девушками гусекраду (сравните с русской поговоркой: «Илья-пророк два часа уволок») и вечному страннику Паниковскому, восклицающему: «Я вас всех переживу!» Да и сам великий комбинатор не лишен сходства с Агасфером. Помните: «Вчера на улице ко мне подошла старуха и предложила купить вечную иглу для примуса. Вы знаете, Адам, я не купил. Мне не нужна вечная игла, я не хочу жить вечно. Я хочу умереть». Один не хочет умирать, но умирает, другой стремится перейти за кордон, то есть в мир иной, но вынужден «переквалифицироваться в управдомы».


И фоторепортаж Гали-Даны crivelli из иерусалимского Музея еврейского искусства имени Вольфсона, где представлены 600 объектов из коллекции Питера Эренталя, охватывающие период от Средневековья до наших дней.

Образ Вечного жида, в том виде, в котором он сложился в мировой антисемитской индустрии, имеет весьма малое касательство к древним легендам и о римском солдате или слуге прокуратора, ударившем Иисуса, и об иудейском ремесленнике из Иерусалима, который не позволил несшему свой крест на Голгофу прислониться к стене его дома, чтобы отдохнуть. Все кандидаты на эту должность, носящие имена Малхус, Картофил, Буттодеус, Агасфер (Ахашверош), Исаак Лакедемон (Лакедем), Мишоб Адер и прочая, и прочая, были осуждены на бессмертие и скитания до Второго пришествия. Существование Вечного (Странствующего) жида - Der Ewige Jude, The Wondering Jew, le Juif Errant - не нуждается в обосновании ни фактами, ни легендами, ибо он - не что иное, как проявление инстинктивной ненависти человечества ко всему чужому, выглядящему и ведущему себя иначе, и инстинктивной тяги к страшилкам и дразнилкам.

Цель каждого из представленных на выставке артефактов - вызвать две традиционные антисемитские эмоции: гадливое отвращение к гротескно уродливому еврею и ужас перед его экономическим всемогуществом.


И в качестве моих 5 коп. - «Метек» итало-греческого еврея Жоржа Мустаки
С моею мор-
дой чужака
и греческо-
го паcтуха,
а также Веч-
ного жида

френдолюбие, френды, стихуизм, Йерусалим

Previous post Next post
Up