На закате олдскула

Oct 25, 2016 18:51

И ещё одна серия вышла в этот день: 25 октября 1989 года состоялся показ первого эпизода «Проклятия Фенрика» - предпоследней истории олдскула.


(Осторожно: под катом спойлеры)

Это произведение заката классического сериала, когда его создатели, пытаясь поднять падающие рейтинги, придумывали истории, никакого отношения к научной фантастике, даже «мягкой», не имеющие. И «Фенрик», как многие эпизоды Седьмого, почти чистая мистика, замешанная на древнескандинавской мифологии и легендариуме Лавкрафта. Однако, на мой взгляд, это одна из лучших олдскульных серий. И не только из-за  впечатляющего сюжета, но и некоторых новшеств, которые не успели развиться в классике, но без которых невозможно представить ньюскул.
На фоне жуткой истории о древнем проклятии разворачивает военный боевик. Группа русского спецназа во время Второй мировой войны намерена захватить британскую шифровальную машину, спрятанную в небольшом местечке на пустынном берегу Нортумберленда. Пока «рашен коммандос», с акцентом разговаривающие по-русски (актёры читали незнакомые слова с экрана), таятся в скалах, из моря начинают лезть жуткие существа - люди, злой силой превращённые в вампиров. И в эту кашу встревает Седьмой с последней олдскульной спутницей Эйс.
В отличие от прошлых спутников, чьи личные истории были едва намечены, история Эйс разработана подробно и значительно влияет на сюжет. Собственно, из контекста понятно, что Доктор затащил её в эту глушь для того, чтобы девушка разобралась с призраками своего прошлого. И она разбирается и обретает покой: после того, как подружится со своей молодой бабушкой и подержит на руках младенца - свою мать, которую она до сих пор ненавидела.


Эйс держит на руках свою будущую мать.
Такое внимание к истории спутницы, как и сопровождающее её timey-wimey, характерны, скорее, для ньюскула. 
Но это ещё не всё: игра, которую Седьмой - маг и манипулятор - ведёт с Эйс, оказывается игрой, которую с ним ведёт его старый враг - очередное воплощение вселенского зла. Получается головоломка в головоломке, что тоже больше похоже на ньюскул. Да ещё и эта игра Доктора с антагонистом совершенно конкретна - не законченная столетия назад шахматная партия, от которой зависит судьба мира (предыстория отношений Доктора и Фенрика изложена в одном из романов расширенной вселенной ДК).


Множество нюансов осталось за кадром. Например, прототипом доктора Джадсона был выдающийся английский математик, логик и криптограф Алан Тьюринг. Сценарист Йен Бриггс хотел отобразить в образе Джадсона трагедию гея Тьюринга, осуждённого за «непристойное поведение». Однако в то время это сочли неприемлемым для подросткового сериала… Так же, как и упоминание о том, что до встречи с Доктором Эйс была любовницей авантюриста Сабалона Глитза.
Еще серия примечательна не только тем, что это один из очень немногих эпизодов ДК, в котором действуют русские, но и симпатией, с которой они показаны.
Между командиром советского спецназа и Эйс даже возникает намёк на романтические отношения, которые, увы, трагически прерываются.


Эйс и капитан Сорин.
А идея, что любая горячая вера, во что угодно, даже в идеалы мировой революции, спасает от сил зла, конечно, наивна, но в основе своей она всё-таки христианская.


Капитан Сорин отгоняет вампиров коммунистическим символом.

В общем, сложная и прекрасная серия, ярко свидетельствующая, что перед закрытием классический сериал ещё совсем не исчерпал свой потенциал. Что и было доказано позже:)

серии, Седьмой Доктор, дата, олд-скул

Previous post Next post
Up