Кому из дроздовцев верить

Jan 07, 2013 00:42

О том, как белые находили коммунистов среди пленных красных.



(на иллюстрации не дроздовцы, а корниловцы, но это и не так важно)


В свое время (в школьном возрасте) меня, как и многих, сильно впечатлила книга командира Дроздовской дивизии Антона Туркула «Дроздовцы в огне». Она была насквозь пропитана «романтикой белой борьбы» (сказывалось то, что книга прошла хорошую литературную обработку).

Тогда же, в начале 90-х, популярность завоевывал журнал «Цейхгауз». В его первом номере содержалась статья Дерябина о «цветных» частях белых. Иллюстрации поражали детское (и не только детское) воображение. Раньше таких просто не было.

Вот они


(тут дроздовцы изображены с алексеевцами)

Постепенно, благодаря Туркулу и многочисленным серьезным и несерьезным исследованиям, дроздовцы стали олицетворение так называемого белого рыцарства.

Вот такого


В 1996 году книга Туркула была издана вместе с воспоминаниями другого дроздовца - Георгия Венуса (ВОЙНА И ЛЮДИ. Семнадцать месяцев с дроздовцами).. И тогда я первый раз задумался о том, насколько книгу Туркула можно воспринимать как исторический источник.

Вот рассказ Туркула о том, как белые находили среди пленных красных коммунистов:

«Среди земляков в поношенных серых шинелях, с темны¬ми или обломанными красными звездами на помятых фу¬ражках, среди лиц русского простонародья, похожих одно на другое, часто скуластых, курносых и как бы сонных, мы сра¬зу узнавали коммунистов, и всегда без ошибки. Мы узнавали их по глазам, по взгляду их белесых глаз, по какой-то непе¬редаваемой складке у рта.
Это было вроде того, как по одному черному пятнышку угадала панночка в «Майской ночи» ведьму-мачеху среди русалок. Лицо у коммунистов было как у всех, солдатское, ску¬ластое, но проступало на нем это черное пятно, нечто скры-тое и вместе отвратительное, смесь подобострастия и подлости, наглости и жадной вседозволенности, скотство. Потому мы и узнавали партийцев без ошибки, что таких погасших и скотских лиц не было раньше у русских солдат. На коммунистов к тому же указывали и сами пленные».

А вот как об этом же писал Венус:

«По другую сторону холма, за кустами, лаял бульдог генерала Туркула.
Какой-то полковник в дроздовской форме, никогда прежде не виденный мною в полку, бегал вдоль шеренги выстроенных пленных. В руках он держал деревянную колотушку - из пулеметных принадлежностей.
- Кто, твою мать?.. Кто, твою мать?.. Кто, твою мать?.. - кричал полковник, быстро по очереди ударяя колотушкой по губам пленных.
- Кто, кто, кто?..
Добежав до левофлангового, полковник обернулся.
- Не говорят, ваше превосходительство.
- Нет? - спокойно улыбаясь, спросил генерал Туркул, подходя к пленным вплотную. - А ну, посмотрим! - И, размахнувшись, он ударил кого-то наотмашь и закричал уже на все поле: - Нет?.. Выходи тогда!.. Нет, не ты, твою мать!.. Ты выходи, рыжий!.. Рас-стре-ляю!.. Ага?.. Просить теперь, хрен комиссарский!.. А ну?.. Где коммунисты?.. Где комиссары?.. Показывай! Рас-стреля-ю…
Рыжий красноармеец побежал вдоль строя. За ним, сорвавшись с места, кинулся криволапый бульдог. За бульдогом - Туркул.
<…>
- Этот!.. Этот!.. - испуганно тыкал пальцем на кого попало рыжий красноармеец. - Этот!.. И вот этот!.. Этот!.. Этот!..»
Названных красноармейцев расстреляли.

Я отлично понимаю, что Венусу, который хотел жить в Советской России, нужно было сгущать краски. Однако его описание Гражданской войны мне кажется более правдоподобным, чем красивая, благородная «агитка» Туркула.



(с)иллюстрация Мемориально-просветительского и Историко-культурного центра "Белое Дело"

дроздовцы, Гражданская война

Previous post Next post
Up