«Но-во-черкасск, казачья столица! Чувствуете разницу?»*
Новочеркасск подобен древнегреческому Милету. Или восточнославянскому Санкт-Петербургу. Его отличают история появления (политическое решение), стройная, регулярная застройка и отличная литература, рожденная в тихих кабинетах.
Новочеркасск придумал Александр Первый: дабы казаки от рук не отбивались. Все-превсе совпало, и главное из этого всего - крепкая власть и организаторский талант Матвея Платова. Город был задуман на загляденье, а возводить его поручили талантливым питерцам под предводительством обрусевшего француза де Воллана.
И пусть многие привлекательные дома Новочеркасска построены по проектам из пяти типовых каталогов 1809-1812 годов, и пусть его кафедральный собор дважды необратимо падал ниц (из-за безалаберности строителей), и пусть проблемы с водоснабжением были задуманы изначально (город расположен на горе'),
город на горе
и пусть казаков сюда пришлось заселять то хитростью, то обманом, а то угрозами, столица Земли Донской состоялась на славу. И удалью она вышла, и значением, и статью. С момента основания Новочеркасск носил особый статус войскового города, поэтому внимание центральных властей, некоторые преференции, а также имперские войны и гражданское побоище имели для него самое непосредственное значение. Он то цвел и наливался торжественным блеском, то сникал и превращался в «столицу вдов и беспризорных собак». Существенное влияние на развитие центра донских казаков оказывала близость к такому разудалому купеческому клондайку, как Ростов. И пусть Ростов получил статус города на год позже Новочеркасска, зато в дальнейшем казачья столица зачастую была в роли догоняющей: городское освещение, электрификация, телефонизация, трамвай… И, тем не менее, в плане изящности градостроительской мысли, продуманности классической, барочной и модерновой архитектуры Новочеркасск значительно интереснее своего энергичного соседа.
Вознесенский собор (снаружи),
третий по размеру собор в России
Московская улица, Платовский проспект и центральные скверы красивы даже сейчас, особенно после недавнего 200-летия города. И это несмотря на наличие очагов «типового минимализма», на хрущевскую «борьбу с архитектурными излишествами» и на истинно провинциальное финансирование в советские времена.
Одно из следствий особой столичности и вольного генотипа казаков - нынешнее миропонимание новочеркассцев. Вот где гордость, всепобеждающие взгляды на жизнь, шлагбаумы во взорах и пламень в голосах.
Например, нигде и никогда на нас не обрушивалось столько запретов на фотографирование.
- Давайте я куплю у вас дополнительный билет или перечислю денюшку в какой-нибудь важный фонд, давайте я вам лично финансово посодействую, - увещевал я суровых администраторов Атаманского дворца и Музея истории донского казачества.
- Нет, низзя! - отвечали мне администраторы.
- Да почему же низзя? Я рассказу о ваших коллекциях многим неравнодушным людям, ведь как можно о таком молчать?
- Низзя же, я вам русским языков говорю, - отвечали, все как один, непоколебимые администраторы.
- Да почему же нет, - продолжал не униматься я в музее истории казачества. - Юный Шолохов у вас не один месяц документы перечитывал. А мне всего лишь золотую саблю Александра Первого сфотографировать не дают. И все на вас кивают, говорят, администратор запрещает.
- То Шолохов, а то вы. Сравнили тоже. И вообще. Некоторые фото экспонатов есть в нашем каталоге. Купите и любуйтесь.
- Да купил же. Прямо в здешнем киоске. Купил вообще все, что продается. Но мне хочется живых фото, настоящих (перевожу: фото в каталоге - полная дрянь).
- Купили и радуйтесь, а фотографировать низзя!
- Да почему же низзя?!!
И тут администратора выручил вахтер, судя по выправке, не меньше чем генерал-полковник в отставке.
- А потому, - прогремел бравый дед, - что на стене написано. Глаза раскройте. Видите вон там, рядом с рогами древнего оленя, надпись: ФОТОГРАФИРОВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО!
- Вот оно как, - смирился я. - Если даже на стене написано, то дальше некуда. Сдаюсь, я проиграл…
музей
в музее, механизм курантов, зачем-то экспроприированный казаками в наполеоновской Франции
Вы думаете, перечень новочеркасских запретов предсказуем и невелик? Да вы не знаете истинного казачьего духа.
портрет носителя казачьего духа Ермака, фото из Атаманского дворца
Поэтому расскажу вам о походе в такую южнорусскую достопримечательность, как арт-салон «Бегемот».
Не каждый город размером с Новочеркасск может похвалиться наличием арт-салона, а потому не познакомиться с «Бегемотом» мы никак не могли. Тем более что во втором номере нового журнала «Новочеркасск» было указано, что хозяйка салона, Светлана Медведева, всячески заботится о привлечении заинтересованных клиентов, например, предполагает устраивать гостинно-художественные чайные вечера: под музыку камина и Вивальди.
Почему салон называется «Бегемот», мы начали догадываться еще в коридорчике, где, собственно, экспозиция уже и началась. Центральное место там занимала широко известная панорама города… Нью-Йорка. Притом, панорама не мене чем 6-ти летней давности, ибо башни-близнецы на ней стояли целые и невредимые. «Неужели «Бегемот», потому что хозяйке всё по фигу?», - переглянулись мы и зашли в основной зал, где, кроме двух привлекательных казачек и продукции из Хохломы и Златоуста, наличествовали действительно связанные с Донской и казачьей историей изделия любительского творчества.
Я подошел к приглянувшейся стеклянной витрине, нашел оптимальную фотокомпозицию и поднял свою зеркалку на уровень глаз.
- Фотографировать запрещено! - жестко сказала молоденькая продавщица.
У меня аж дыхание перехватило от неожиданности.
- Как? - выдохнул-таки я. - Почему?
- Потому что это указание хозяйки, - отчеканила девушка.
- Девушка, дорогая, - забормотал я. - Я бывал в немалом количестве стран и городов, приходилось посещать и многие арт-салоны. И я скажу вам, что, например, в Париже, Венеции или Праге фотографировать можно не только в художественных салонах, это поощряется даже в храмах. А в некоторых храмах - даже во время служб. Потому что в результате это привлечет новых гостей, туристов, почитателей, покупателей и тому подобное.
- Так то в каких-то там венециях и парижах, - будто нагайкой секанула девушка. - А у нас здесь Но-во-черкасск, казачья столица! Чувствуете разницу?
- Ну конечно, как не почувствовать?..
В Новочеркасске закаляют характер розовощекие суворовцы,
возвращение отпускного сына
черноглазые казачьи кадеты,
у кадета выходной - пуговицы в ряд
многочисленные курсанты училища связи
цыплят по осени считают
и еще более многочисленные студенты Южно-Российского технического университета (в 1907 году фактически переведен из Варшавы).
политехнический разум крепнет здесь
Непростой характер был и у работников градообразующего электровозостроительного завода, но, когда нашла коса на камень, камень оказался грозной скалой и косу ту сломал. И случилось это ровно сорок пять лет назад, в 1962 году. Светлая память погибшим.
А еще в Новочеркасске смогли сохранить такой акцент, что хоть из одного него песни слагай. Правда, шуточные. Потому что он не только протяжный и певучий, но и по-доброму забавный.
А еще здесь есть две триумфальные арки, одна из которых отреставрирована,
Макдональдс,
театр,
нынешнее здание театра
в котором начинала В. Комиссаржевская и пел Ф. Шаляпин, огромная тюрьма и такой асфальт, что, пожалуй, по своей разбитости и неровности он может соперничать даже со знаменитым на весь мир саратовским.
Здешние облака цепляются за макушки тополей, до здешних звезд (небесных, не земных) - пожарной лестницей подать (при нас не подавали, хоть и пылали они отчаянно-нещадно). В здешних женщинах по-новому играет турецкая и черкесская кровь (потому и Новочеркасск). В здешних мужчинах играет либо пиво, либо здравый смысл, например, желание искать работу в куда более богатом Ростове, до которого езды - нет ничего.
А еще здесь имеет резиденцию атаман Всевеликого войска донского господин Водолацкий. Войско у данного атамана, нужно признать, хоть и нарядное, но небольшое, перспективы его преимущественно патриотически-воспитательные, наверное, поэтому и риторика у казачьего головы мальчишецкая, задорная и плоская, как первомайский транспарант. И фамилию свою этот господин вставляет в витиеватый текст табличек любого из новых памятников, «мол, памятник установлен во времена войскового атамана Водолацкого и иже с ним») что служит поводом для местных анекдотов. Например, такого: когда Екатерина устанавливала подобного же Медного Всадника, то надпись себе позволила куда более короткую. «Петру Первому от Екатерины Второй» написала императрица. Никакой заботы о просвещении потомков у этой Екатерины.
медный наездник
А еще здесь можно найти настоящий советский магазин,
«Ну чё, товарищ, скока вешать?»
учреждение с названием НКВД,
Новочеркасский кожно-венерологический диспансер
деревянный домик постройки 1843 года,
в котором никогда не было ни «бывшей почтово-ямской станции», ни нижеперечисленных господ,
и такое вот указание на страшный кулачный бой
А еще здесь есть лиричная бело-лилово-голубая подсветка Атаманского дворца (музей, не резиденция Водолацкого)
и некоторых центральных зданий. Которая, увы, совсем недолгая: она научена гаснуть вместе с сумерками.
А еще здесь по праздникам свершается другое, даже более поэтическое световое зрелище: на одну из стен Вознесенского кафедрального собора проецируются сцены из Евангелий. Происходит это нечасто, как правило - по праздникам. И так как наше пребывание совпало с днем независимости России от тех, кого мы приручили, нам удалось посмотреть продемонстрированную добрую половину всемирно известной хронологии: от оповестительного сияния Вифлеемской звезды,
до, почему-то, покаяния Марии Магдалины
(все остальные фотослайды сцен - на жестком диске).
И после данного лазерного действа пришло противодействие - понимание того, что пора уезжать.
Пока-пока, странная столица! В этом текучем мире, где звезды могут лишь отражаться, а покаяние напоминает попутный ветер, есть ты, город -камушек, от которого расходятся следы. Нараспашку, по-казачьи, по-новочеркасски.
Любо, Новочеркасск!
* текст сопровождают фотографии, сделанные в ноябре 2006 и июне 2007 гг.
Продолжение следует.