Весной я побывал и рассказал вам
как учат машинистов скоростных поездов. А позавчера я побывал в учебном центре S7 Training. Снимать много и вдумчиво не очень получалось, ведь нам предложили приобщиться к учебному процессу и даже получить кое-какие полезные навыки, которые, я надеюсь, не придётся применять на практике. Но, обо всём по порядку.
01. Этот учебный центр самый большой в России. Здесь готовят пилотов, борт-проводников и других членов экипажа. По уникальной программе выпускники лётных училищ, а так же проходящие переподготовку сотрудники осваивают наиболее распространённые на данный момент пассажирские воздушные суда Airbus A319/320/321 и Boeing 737. Недавно здесь так же появилась возможность обучать пилотов Ан-148.
02. Здесь проходят подготовку не только экипажи компании S7, но и ещё около 40 отечественных и зарубежных компаний.
Даже опытные пилоты возвращаются сюда раз в полгода, что бы всегда быть готовыми действовать в любых внештатных ситуациях. Полный курс обучения длится два месяца.
03. Я немного опоздал и пропустил несколько классов, в которых происходит начальное обучение в Центре. Но самые интересные тренажёры, на которых отрабатываются практические навыки я увидел.
Вот в этом помещении отрабатывают аварийно-спасательную подготовку.
04. Внутри таких тренажёров воссоздана часть салона тех типов самолётов, на которые обучаются экипажи в Центре. Нам предложили занять места, включили звуковой фон исправно работающих двигателей, и стали рассказывать о действиях экипажа в случае какой-нибудь неприятности на борту. Когда внештатная ситуация становится очевидной для экипажа, и принимается решение о необходимости аварийной посадки, капитан воздушного судна сообщает об этом пассажирам. После этого экипаж приступает к подготовке пассажиров. Проверяют что бы все были пристёгнуты, убрали посторонние предметы, заняли наиболее безопасные положения перед самой посадкой (ещё и сам экипаж должен успеть это сделать, заняв свои служебные или ближайшие свободные места). Всё это обычно проиллюстрировано в памятках, лежащих в задних карманах сидений, задача экипажа ещё раз всё это пояснить пассажирам и следить что бы они точно выполняли эти предписания. Ну и конечно же, предотвращать панику
05. Мерный гул двигателей внезапно изменился, послышался какой-то шум и крики особо пугливых пассажиров.
Обычно, в таких ситуациях экипаж выясняет есть ли на борту спасатели, пожарные, врачи, военные, полицейские, короче говоря, представители особых профессий которые с большей вероятностью смогут сохранить самообладание, умеют действовать в критических ситуациях и оказывать первую помощь. Если таковых на борту нет, то выбирают наиболее крепких мужчин, в идеале, летящих в одиночку, потому как, пассажиры летящие в компании в первую очередь начинают помогать своим, им не до остальных.
Специалист Центра
unis: А вот вы будете «спасателем». ))
06. И тут вдруг началось задымление. Нам сказали, что горит правый двигатель (здесь это к счастью всего лишь дым-машина). Из потолка прям как в кино вываливаются кислородные маски, борт-проводники бросают всё и в первую очередь бегут за своими собственными масками: потерять сознание вдохнув дым можно за считанные секунды, а членам экипажа этого ни в коем случае нельзя допустить. Тут я вспомнил школьные уроки ОБЖ с противогазами. Пассажирам, как и на тех уроках, следует тут же надеть маску сначала на себя, а потом помочь рядом сидящему пассажиру, если тот не может это сделать сам. На учениях обычно кто-нибудь исполняет роль ребёнка, инвалида и т.д.. Это всё так же предписано в инструкции по безопасности, и это поясняет экипаж в начале каждого полёта.
07. Ну в общем, нам повезло, наш самолёт хоть и приземлился аварийно, горит, но пока ещё цел. Теперь начинается следующая часть. Самолёт нужно как можно скорее, но стараясь сохранять спокойствие, покинуть.
08. Для этого следует найти ближайший штатный, или аварийный выход (обычно они так же отмечены в карточках безопасности). Экипаж и выбранные им помощники помогают найти эти самые выходы и открыть их. Ну, конечно же, у нас была возможность испытать это всё на скорость отложив в сторону фотоаппараты и прочие гаджеты (что для некоторых блогеров оказалось трудной задачей )) ).
09. Штатная дверь открывается туговато, а может и вовсе оказаться заблокированной. Здесь такую неприятность тоже моделируют: экипаж должен быть готов к любым ситуациям.
10. Эвакуация из самолёта производится с помощью автоматических надувных трапов. Такой трап надувается за 7-10 секунд, при аварийном приводнении может использоваться и в качестве плота. При эвакуации на трап нужно стараться выпрыгнуть подальше, прямо на пятую точку, выставив в перёд руки с зажатыми в кулаках пальцами (так их сложнее сломать).
У меня этот трюк не получился, я как ребёнок на детской площадке садился на порожек и съезжал как с горки. Мне сказали, что в реальной ситуации, для ускорения мне могли бы и пинка отвесить, чтобы как можно скорее эвакуировать следующего пассажира. Ну понятно, фотоаппарат и другие вещи пришлось бросить в самолёте: их поиск и сбор это лишние ценные секунды, толкотня, да и травмироваться об них можно во время эвакуации.
11. Внизу безопасно завершить спуск помогает один из членов экипажа, спустившийся первым, либо кто-то из заранее отобранных экипажем пассажиров.
12. Блогеры такие блогеры! Интересно, в реальной ситуации тоже стали бы делать селфи? )) В общем, так делать категорически не следует!
13. Я пока ни разу не летал на местах рядом с аварийным выходом. Через эту дверку можно выбраться на крыло самолёта. И я имел слабое представление как его на самом деле открывать. Здесь я пару раз попробовал это проделать. Не сложно: дёрнул ручку вниз, дверка и открылась вверх. Но удобней всё же открывать той рукой, которая со стороны дверки, а не так как делает это
metroelf.
14. После наших упражнений дверки приводят в исходное состояние с пульта управления.
15. Для тренировок разные дверки, разных типов самолётов имеются и в таком стендовом исполнении.
16. Пилоты могут покинуть кабину аварийного самолёта воспользовавшись специальным тросом (обычно они спрятаны в специальных ячейках над окном). Здесь есть и такой тренажер.
17. Ну и теперь переместимся к самому интересному тренажёру. В Центре имеются комплексные пилотажные тренажеры для всех типов, на которые здесь готовят. В этом здании Airbus A320 и Ан-148. В соседнем здании находится пилотажный тренажер Boeing 737. А ещё в отдельном классе есть процедурный тренажёр A320, он без обратной связи и с сенсорными мониторами, вместо реальных ручек и кнопок, на нём изучают устройство кабины и выполнение полётных процедур.
Нашу группу тут разделили, я пошёл на Airbus, так как на
тренажёре Boeing я уже когда-то летал. Кстати, тот, абсолютно настоящий лётный тренажёр
доступен всем желающим.
18. Пилотажный тренажёр способен поразить любого, особенно первый раз сюда попавшего человека. В нём работают абсолютно все органы управления, кнопочки, ручки и приборы. Он подвижный и воспроизводит любые перегрузки, инерцию и турбулентность. С непривычки пару блогеров здесь даже слегка укачало, а кое-кто даже удивился, когда вдруг услышал звонок его мобильника, ведь в полёте они обычно не ловят сеть. Пейзаж за окном реалистичен, в общем, полное погружение.
19. Стоимость одного комплексного пилотажного тренажёра 12-15 миллионов долларов. Мне так же было интересно сколько электричества потребляет такой тренажёр - оказалось примерно 20-25 кВт. Да уж, домашняя электросеть такое может и не потянуть, да и счёт за электричество наверняка будет приличный, короче говоря накладная получается «игрушка для дома». Но, здесь в Центре, всё это оправдано, тренажёр позволяет не только освоить навыки управления самолётом и взаимодействия экипажа, но и отработать любые внештатные ситуации, включая и те, в которых обычно играет роль человеческий фактор.
20. За креслами пилота находится пульт, с которого моделируют любые ситуации, погодные условия, время суток, мировые координаты. Хотите взлететь в Шереметьево - а пожалуйста. Долго лететь до Нью-Йорка, но надо отработать посадку в аэропорту Джона Кэннеди - да запросто, несколько кликов по экрану и подмосковные леса меняются на известный Нью-Йоркский скайлайн. Можно попробовать приземлиться и визуально на маленький аэродром в горах. Солнечная погода не катит, пожалуйста вам ночь с грозой и болтанкой. В общем, всё что необходимо обучающемуся пилоту.
21. В нашей кабине оказалось только два опытных виртуальных пилота, которые смогли несколько раз посадить самолёт точно на полосу, в том числе и в условиях сильного бокового ветра - это я и
tankasan (он ещё и в горах визуально разок умудрился). Опыт компьютерных симуляторов не пропьёшь, хотя здесь управление показалось несколько проще, чем на дешёвых копьютерных джойстиках, не говоря уже о клавиатуре. Пора, наверно, начинать учиться летать на настоящих )).
Мои другие репортажи (и симуляторы) на схожие темы
Как стать машинистом Сапсана Симулятор Боинга Научиться управлять АЭС ***
Благодарности выражаются:
S7 Training и
enia.
***
Подпишитесь на обновления, чтобы ничего не пропустить.
Я в других сетях
Instagram |
Facebook |
Twitter |
500px |
Pinterest |
Behance ***
- если хотите утащить к себе в блог или на страницу в соцсети, пожалуйста указывайте авторство в формате «фото: Роман Вуколов» и индексируемую ссылку на эту запись или на блог
- при использовании в коллажах и «фотожабах» ссылка и указание авторства так же обязательны
- использование фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях без согласования со мной ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
- по поводу оригиналов фотографий в высоком разрешении обращайтесь