Для продолжения темы мне не пришлось далеко идти от места
предыдущего обзора. Новый перекресток - пересечение Верхней Радищевской улицы (в прошлом Верхняя Болвановка) с Тетеринским и Рюминым переулками.
На этом перекрестке в первую очередь обращает на себя внимание обширный комплекс зданий, бывшая усадьба Баташева. Памятник архитектуры федерального значения.
Иван Родионович Баташев, из рода тульских оружейников и железнозаводчиков, в 1798 году купил участок на Таганском холме и решил построить здесь дом. Вернее сказать дворец. Размах блестящей разработанной композиции, богатство и одновременная уникальная самобытность отделки, тончайшая прорисовка деталей дают основания причислить дворец к числу лучших в Москве. Руководство работами осуществлялось крепостным архитектором М. П. Кисельниковым, им же были выполнены и скульптурные украшения. Строительство велось на участке площадью в три гектара, представлявшем собой одно из крупнейших домовладений в тогдашней Москве. Главное здание соединялось с двумя флигелями, расположенными по бокам парадного двора, крытыми галереями (на сегодняшний день не сохранились). Фото правого флигеля, выходящего на Тетеринский переулок.
Размах сооружения поражает. Дворец в плане представляет букву Г. Причем фасадная часть - это меньшая палочка, за которой спрятаны основные площади. Я сделал эту фотографию, обойдя фасадную часть слева. Выступающая полукруглая часть строения скрывает продолжение основного корпуса.
Примечательна монументальная чугунная ограда с парадными воротами со стороны улицы, украшенными нишами, раковинами и фигурами львов. Эту ограду, отлитую, вероятно, на выксунских заводах Баташевых ,многие сравнивают с решёткой петербургского Летнего сада. При захвате Москвы французами в 1812 г. здесь квартировался генерал Мюрат, не смотря на это во время пожара и грабежа Москвы усадьба значительно пострадала. После этого она была отремонтирована и частично перестроена.
По окончании реконструкции, обошедшейся в 300 тыс. руб. серебром и последовавшей в 1821 году смерти И. Р. Баташева, владелицей усадьбы стала его любимая внучка Дарья, супруга прославленного генерала Д. Д. Шепелева. В дальнейшем дом перешёл во владение дочери Шепелевых Анны и её супруга Л. Г. Голицына. После смерти хозяев усадьба была продана московским властям, и в 1878 году здесь после переустройства, проведённого архитектором А. А. Мейнгардом, была открыта городская больница для чернорабочих (Яузская больница). После революции 1917 года больница получила название «имени Всемедикосантруда», затем более упрощённое «больница имени Медсантруд» или просто «Медсантруд», а сейчас Городская клиническая больница № 23.
По адресу Верхняя Радищевская улица, дом 1 (напроти флигеля баташевского дворца) расположен небольшой городской дом в классическом стиле, который относят к концу XVIII века. Во всех источниках значится одинаково: " дом купца П.Ф.Дранищева". На прикрепленной табличке написано просто "жилой дом". Вход в здание расположен во дворе, где в первой половине 19 века были осуществлены пристройки к зданию.
Напротив "дома купца П.Ф.Дранищева", на другой стороне Верхней Радищевской находится бывшее здание "Товарищество И.П. Хлебников, Сыновья и Ко" , ювелирной фирмы, не менее известной в свое время, чем "Фаберже".
Хлебников Иван Петрович (1819-1881) сначала работал в Петербурге, а 1870-1871 гг. перебрался в Москву. Имел звание "Поставщик Двора Его Императорского Величества" и занимал ведущее место среди мастеров московской ювелирной школы. После его смерти дело продолжили сыновья Михаил, Алексей и Владимир, которые создали «Товарищество Хлебников И.П., сыновья и К°», работавшее до 1918 года. Прекрасно оснащенная новейшей техникой для всех видов работ, фабрика выпускала изделия во всех основных стилях второй половины XIX - начала XX века - «русском», различных «исторических» (необарокко, неорококо, неоклассицизм), в стиле модерн. Ассортимент был представлен всеми видами серебряной чайной и столовой посуды, письменными приборами, художественными изделиями по специальным заказам . Вместе с лучшими московскими фабрикантами Хлебниковы участвовали в украшении храма Христа Спасителя, освященного в 1883 г. Было изготовлено для храма почти 50 культовых предметов: дарохранительницы, потиры, водосвятные чаши, кувшины для святой воды, кадила, блюда, лампады. Достижения Хлебниковых в развитии русского ювелирного дела не остались незамеченными. Иван Петрович был пожалован бронзовой медалью на Аннинской ленте, пятью золотыми медалями для ношения на шее: двумя - на Станиславской ленте и по одной - на Аннинской, Владимирской и Александровской лентах. Старший сын - Михаил Иванович - в 1881 г. награжден орденом Станислава. В 1918 г. основное предприятие было преобразовано в Московский платиновый завод.
Новое здание фабрики Хлебниковых было построено в 1907 г. по проекту архитектора Адо́льфа Эрихсо́на (1862 - 1940) - русского архитектора со шведскими корнями. Эрихсон был крупным мастером московского модерна с узнаваемым индивидуальным творческим почерком, по проектам которого построено большое количество зданий в Москве. Наиболее известны его проекты зданиий Торгового дома И. В. Юнкера на Кузнецком Мосту, издательства Сытина на Тверской, ресторанов «Прага» и «Яр». На фотографии - ракурс, позволяющий убедиться, что здание действительно имело производственное назначение. В новейшие времена это место было известно пивным рестораном "Метро", в подвале которого стояли несколько переоборудованных для веселого отдыха метровагонов. Сейчас здесь расположился банк "Открытие".
Напротив фабрики, через Рюмин переулок находится бывшая городская усадьба Д.Ф. Беляева - это хорошо сохранившийся к нашим дням образец московского модерна. Особняк принадлежал потомственному почетному гражданину Д.Ф. Беляеву, который перестроил это здание в 1903 году из более старого дома. Все строительные работы были выполнены по проекту архитектора А.А. Галецкого, еще одного видного представителя русского модерна.
До сих пор усадьба Беляева привлекает внимание необычной оградой,которую по слухам проектировал сам Шехтель, красивым мозаичным панно с изображением маков и лепниной в виде вишневых веток. Ранее на территории усадьбы располагался большой сад, но потом был отрезан и застроен. Сейчас там стоит новодел с претензией на моднрн (на дальнем плане). Этот дом также известен тем, что в советские годы здесь якобы жил маршал Константин Рокосовский. В семье маршала эту информацию опровергли. Вот такой сегодня получился перекресток. Перекресток времен и стилей.