Дом Марины Цветаевой.

Apr 03, 2015 17:18

На этот дом я набрел совершенно случайно, блуждая в переулках между Новым Арбатом и Поварской улицей. Я долго не мог приступить. Потому что надо было писать о поэте столь большого таланта и столь трагической судьбы. Памятник, установленный напротив дома, мне кажется, передает образ этого человека с ранимой и возвышенной душой в окружении безжалостного мира и безжалостного времени.


Но сначала о самом доме. В середине 19 века здесь был фруктовый сад. В 1862 г. участок приобрела А.Д.Собко, жена отставного подполковника, с целью строительства доходного дома. В разрешении на строительство говорилось:"Построить 2-этажное строение длиною 9,5 саженей и шириной 8 сажен, с подвальным этажом и антресолями с надворной стороны..." Дом был спроектирован на 4 квартиры и был предназначен для респектабельных господ. Соседями Марины были:адвокат, детский врач, солист Большого театра. Из-за того, что  дом слева вплотную примыкал к соседнему строению. он  был лишен с этой стороны боковых окон. Соответственно две квартиры на этой половине дома должны были существенно уступать в комфортабельности другим двум и соответственно в цене.


Этот недостаток и компенсировали надворной пристройкой. Три окна на втором этаже пристройки относятся к детской квартиры Цветаевой. Рядом, через водосточную трубу к ним примыкает  маленькое окно её кабинета. Над пристройкой - окно комнаты Сергея Эфрона. Раньше крыша пристройки была плоской и можно было на неё выходить, что и делали подвыпившие гости Цветаевой. Видно также, что на тыльной стороне дома первый этаж полноценный, с большими окнами, а второй разделен по горизонтали. Это и есть пресловутые антресоли с маленькими окошками. Неизвестно когда и почему комнаты квартиры №3, выходящие на улицу, были присоеденины к квартире №4. В результате получилось, что в квартире Цветаевой все окна выходили во двор.


На первом этаже были расположены две квартиры под №1 и 2, друг напротив друга. Сейчас там устроена в одной галерея, а в другой концертный зал. Не лучшее, по-моему, решение. Дом со временем ветшал и первый ремонт его был произведен в 1962 г., т.е только через 100 лет после строительства. До середины 80-х годов прошлого века там располагались перенаселенные коммуналки. Потом начались попытки снести дом. Все жильцы съехали, кроме Надежды Ивановны Катаевой-Лыткиной, которая несмотря на отключенное отопление и воду продолжала оставаться на месте, чтобы спасти "Маринин дом". Ей на помощь пришли ещё люди. в том числе академик Д.С.Лихачев и сестра поэта Анастасия Цветаева.


В середине 1980-х годов появилась возможность реставрации дома в Борисоглебском переулке. Этим занялся институт "Спецпроектреставрация". Были изучены архивные материалы, чертежи и фотографии. Реставрация должна была совместить в себе научную достоверность и приспособленность здания под нужды музея. В квартире Марины Цветаевой сейчас воссоздана планировка 1914 года. Реставрация продолжалась два года и завершилась к столетию поэта в 1992 г., когда был открыт музей. За год до этого сестра поэта Анастасия Цветаева присутствовала при открытии мемориальной доски, которая была установлена на стене дома.


В квартире №4 на втором этаже, где раньше проживал детский врач, сейчас устроена экспозиция, посвященная семье Цветаевых. На стендах представлены старые фотографии, документы, личные вещи семьи Цветаевых. Будет уместно, если и я немного напишу здесь о родителях и других родственниках Марины Цветаевой.

Иван Алекандрович Цветаев незадолго до смерти сказал:"Семейная жизнь мне не удалась, зато удалось служение родине..." Очень точно сказал. Сын священника из Владимирской губернии благодаря своему уму и трудолюбию сначала получил кафедру истории искусств в Московском университете, а потом пост директора Румянцевской библиотеки (потом библиотека им.Ленина).
А на общественных началах долгие годы занимался созданием Музея изящных искусств, без конца выклянчивая деньги у меценатов, собирая экспонаты. И этот титанический труд увенчался успехом. 31 мая 1912 года в присутствии Императора Николая II был торжественно открыт Музей Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина). Первый раз Иван Александрович был женат на Варваре Дмитриевне Иловайской, дочери известного историка, которая умерла от туберкулеза в возрасте 32 лет, оставив на его руках двух детей: Валерию 10 лет и Андрея 2 лет отроду. Через некоторое время 44-летний Иван Алекандрович сделал предложение 22-летней девушке. Её звали Мария Александровна Мейн, которая и стала материю Марины Цветаевой и её сестры Анастасии. "Милый, дорогой папа!- потом напишет  Анастасия Цветаева - Он всю жизнь копил для детей, отказывая себе во всем, ездил во-втором классе, редко брал извозчика...Как мало он увидел от нас ласки, внимания, - как я счастлива, что - за всех за нас! - я несколько раз поцеловала ему руку!". Завещенные отцом и помещенные Мариной Цветаевой в банк деньги приносили процентов  500 рублей в месяц (простой народ тогда получал рублей 10-20). Часть этих средств, как я понимаю, ушла на аренду квартиры в Борисоглебском переулке.

Мария Александровна, мать Марины Цветаевой, была прекрасно образована, свободно говорила на нескольких иностранных языках. Но главной её страстью была музыка, она прекрасно играла на фортепиано. Отец Марии Мейн был немцем, а мать полькой. К моменту сватовства В.А.Цветаева  сердце Марии было занято другим человеком. И этот человек был женат.
Однако, руководствуясь отчасти состраданием, отчасти доводами рассудка, Мария Александровна приняла предложение. Через год после венчания  в 1892 г. родилась Марина, еще через два года Анастасия. Марие Александровне удавалось распределять свою заботу между родными дочерьми и детьми мужа от первого брака. Она стала самой преданной помошницей мужа в деле создания Музея, ведя всю иностранную переписку.  Семейная жизнь принесла и разочарования. Материнские заботы заставили забыть об артистической карьере, закрыли путь к фортепьяно. Чтобы утешиться, она с малых лет стала приобщать дочерей к музыке, лично проводя уроки. Семья жила в небольшом доме в Трехпрудном переулке, а на лето перезжала в городок Тарусу, Калужской губернии. Неожиданно в 1902 г. у Марии Александровны обнаружили туберкулез. Для укрепления здоровья жены И.А.Цветаев отправляет её с дочерьми в Италию, потом в Крым. Однако все было бесполезно - болезнь Марии Александровны прогрессировала и в 1906 году её не стало.

Здесь наверное надо немного рассказать о семье Сергея Эфрона. Его родители были самыми настоящими революционерами-народовольцами. Его мать, Елизавета Петровна Дурново (1854-1910) происходила из старинного дворянского рода.
Её отец был адъютантом, а дядя московским генерал-губернатором. Елизавета Петровна рано сблизилась с революционерами-народовольцами. Одним из них был Яков Константинович Эфрон (1854 -1909), выходец из крещеной еврейской семьи из Виленской губерни. В результате революционной деятельности Елизавета Петровна в 1880 г. угодила в Петропавловскую крепость, откуда была освобождена на поруки отца и, не дожидаясь суда, скрылась за границей. За ней последовал и Яков Константинович. В 1883 г. они обвенчались в Марселе. За время жизни за границей у них родилось трое детей - Петр, Анна и Елизавета. В 1886 г. Елизавета Петровна и Яков Николаевич вернулись в Россию и несмотря на рождение еще трех детей, Веры, Сергея и Константина, продолжили революционную борьбу. В 1906 г. Елизавету Петровну вновь арестовывают, но ей удаестся освободится под большой денежный залог и снова укрыться за границей. За ней следует Яков Константинович, который вскоре умирает в 1909 г. В 1910 г. заканчивает жизнь самоубийством младший их сын - 14 летний Константин. Вскоре покончила с собой и Елизавета Петровна. Сергею Эфрону в это время было 17 лет.

История знакомства Марины Цветаевой и Сергея Эфрона такова. В конце 1910 г. в Москве вышел первый сборник стихов Марины Цветаевой , удостоенный рецензиями И.Эренбурга, В.Брюсова, Н.Гумилева, М.Волошина. Последний даже соизволил явиться собственной персоной однажды зимним вечером в дом в Трехпрудном переулке. Так зародилась их дружба. Волошин ввел Марину в круг московских литераторов и вскоре она объявила, что бросает гимназию. Чтобы закрепить чувство независимости весной 1911 г. она уехала в Крым.
Там она познакомилась с матерью М.Волошина, которая развивала курортное место под названием Коктебель, где Марина и поселилась. Однажды на пляже она познакомилась с юношей с огромными голубыми глазами - Сергеем Эфроном, который еще не закончил гимназии, а в  Крым приехал лечить начинающийся туберкулез. Это была судьбоносная встреча. Их свадьба была отпразднована в узком кругу 27 января 1912 г. В свадебное путешествие отправились во Францию и Италию. Из путешествия Марина возвратилась уже беременной и 5 сентября 1912 г. родила дочь, которую назвала Ариадной. "Назвала, напишет Марина позже, - от романтизма и высокомерия, которые руководят моей жизнью".  Весной 1913 г. молодая семья отправилась в Коктебель и пробыла до августа, когда умер В.А.Цветаев.  В июле 1914 г. началась Первая мировая война, но она для молодых казалось далекой. Вернувшись в Москву из Крыма, Марина и Сергей сначала снимали квартиру на Полянке, а потом перебрались в Борисоглебский переулок.

Чтобы попасть в квартиру №3, где жили Марина Цветаева и Сергей Эфрон надо было подняться на второй этаж по лестнице, которая поражала посетителя своей необычностью. А дальше было ещё интереснее.



Сюрпризы начинались с Прихожей. ".. вся из углов, потому что одна дверь впереди, одна как-то наискось, стеклянная", - рассказывала Марина  сестре. Застекленные двери вели в гостиную-столовую, в которой сразу обращало на себя внимание большое потолочное окно. Только потом приходило понимание, что обычных окон нет. Сейчас обстановка в комнате не вполне повторяет прежнюю. Когда-то гостиная была обставлена ампирной мебелью красного дерева. Комната была украшена старинными гравюрами и чучелами лис. На каминной полке стоял бюст Пушкина, подаренный И.А.Цветаевым.В гостиной представлены подлинные предметы, как например блюдо и тарелки, принадлежавшие семье Сергея Эфрона, так и предметы воссоздающие атмосферу эпохи.


Из гостиной дверь вела в проходную комнату тоже без окон.  Эта комната была украшена портретами и гравюрами, стены были оклеены винно-красными с золотом обоями. Раньше здесь стоял небольшой кабинетный рояль, принадлежавший Марии Александровне. Он был привезен из Тарусы. В 1920 г., с наступлением голодных времен Марине Цветаевой пришлось обменять инструмент на пуд ржаной муки. Интересно играла на нем Марина Цветаева? Ведь она умела. "После смерти матери я перестала играть, - напишет Марина. - ...Молчаливо и упорно сводила свою музыку на нет". Из  музыкальной комнаты одна дверь вела в Кабинет Марины Цветаевой, а другая в детскую. Если называть вещи своими именами, то музыкальная комната была коридором.


Самая большая и светлая комната в квартире (40 кв.метров, три окна) была отдана детям. Вскоре после того, как Сергей и Марина въехали в квартиру у них родилась еще одна дочь - Ирина. Она родилась слабой и болезненной. С течением времени Ирина становилась все более недоразвитой, что делало ребенка почти чужим в семье. В 1920 г., в самые голодные времена Марина поместила девочек в приют в Кунцеве. Там Ариадна заболела малярией и мать забрала её домой, а ирину оставила. "Умерла в приюте Ирина - 3-го февраля. И в этом виновата я. Я так была занята Алиной болезнью - и так боялась ехать в приют, что понадеялась на судьбу" - писала Цветаева в одном из писем.


Кабинет Цветаевой поражает своей несуразной конфигурацией с своими 11 углами и низким потолком. Но она сама выбрала себе эту комнату, интерьер которой воссоздан с наибольшей точностью. У окна стоял письменный стол, подаренный Марине отцом на 16-летие. На нем распологалась коробочка с самопишущими перьями (самопищущими ручками Цветаева не пользовалась) и пресс-папье, принадлежавшее матери, Марии Александровне. Над столом висел пейзаж, нарисованный ею же. На стенах комнаты, как и раньше портреты героев Марининой юности. Как писала Ариадна. я не помню, чтобы после этого кабинета у мамы был своя комната. Писала приткнувшись где-то на углу стола, подоконнике.


Из прихожей лестница вела на антресоли. Лестница предмет отдельного разговора. На неё выходит овальное окно, которое смотрит во внутреннюю часть дома. Стилистически эта лестница продолжае ту, что вела от подъезда дома на второй этаж, что позволяла Цветаевой говорить: дом двухэтажный, а квартира трехэтажная (из кухни небольшая лестница вела ещё выще - в небольшое подчердачное помещение). На верхнюю лестничную площадку когда-то выходили двери кухни, ванной, чулана и уборной. Дополнительный коридор вел налево мимо маленькой комнаты в комнату Сергея Эфрона.


Наверное так и должна была выглядеть комната студента филологического факультета Московского университета, куда Сергей поступил осенью 1914 г. Но прожил он там недолго. В феврале 1915 г., глубоко оскорбленной связью жены с Софьей Парнок и воодушевленный примером друзей по институту, он поступает братом милосердия в санитарный поезд. Потом заканчивает ускоренные курсы юнкеров, бьется в 1917 г. с большевиками в Москве, уезжает с Мариной в Крым, а оттуда на Дон в добровольческую армию. От него не было вестей 5 лет. Марина думала, что он мертв. В 1922 г. Б. Пастернак приносит ей письмо от И.Эренбурга, который пишет, что Сергей жив и находится в Праге.


На антресолях находилось ещё одно важное помещение - кухня. В 1919-20 гг. Цветаева с двумя дочерями ютилась именно здесь - в самой теплой части дома. Кухня была большой и светлой. Здесь находилась огромная плита с вытяжным навесом. В левом углу был выгорожен закуток с окном, где стояла кровать кухарки. В этой комнате провели последние часы перед тем, как уехать в 1922 г. за границу Марина Цветаева с Ариадной. Сейчас это помщение отведено под экспозицию, посвященной семье Эфрона. Об этом я рассказывал выше. Кстати,
видна лестница, ведущая на "третий этаж".



За границей Марина Цветаева прожила, сначала в Праге потом в Париже, 17 лет.Там родился долгожданный сын Георгий, которого она всегда называла Мур. К концу 30-х годов все засобирались на Родину. Сначала уехала Ариадна, потом, при таинственных обстоятельствах, Сергей Эфрон, а в 1939 г. к ним присоединились Марина с сыном. Потом был арест дочери и мужа, начало Отечественной войны, эвакуация и последний путь в Елабугу.

музеи москвы

Previous post Next post
Up