Jul 18, 2011 23:16
Разумный и логичный человек вряд ли способен к раскаянию. Он способен лишь к анализу.
Страшная ошибка современного человека: отождествление жизни с действием, мыслью и т.д. и уже почти полная неспособность жить, то есть ощущать, воспринимать, "жить" жизнь как безостановочный дар.
Христианство разрушает интеллигентская гниль, основанная на беспредельной вере в собственную важность.
Кто выдумал, что религия - это разрешение проблем? Это всегда - переход в другое измерение и, следовательно, не разрешение, а снятие проблем.
Ни один человек в мире не обогатился обсуждениями. Только встречей с реальностью, с правдой, добром, красотой.
Богословие прельстилось чечевичной похлебкой обсуждений и доказательств, захотело стать словом научным - и стало пустотой и болтовней.
Что такое молитва? Это память о Боге, это ощущение Его присутствия. Это радость от этого присутствия. Всегда, всюду, во всем.
"Будьте, как дети" - это означает "будьте открыты вечности". Вся трагедия, вся скука, все уродство жизни в том, что нужно быть "взрослым", от необходимости попирать "детство" в себе. Взрослая религия - не религия.
Чего люди хотят от религии? Все того же - утверждения себя, своего. И потому так закрыты "радости церковной".
"Трудности", "сложности" и "проблемы" - пошлейшее алиби самодовольного себялюбца.
Когда Бог трогает душу - ничего не надо, но ничего и "доказать" нельзя.
Православие сейчас - это что-то вроде супермаркета. Каждый выбирает, что хочет: эпоху, стиль. Историческая чешуя привлекает и принимается с восторгом. Иногда кажется, что само Православие заросло идолами. Любовь к прошлому всегда ведет к идолопоклонству.
Я готов думать, что в этом мире всякая власть - от дьявола. Как человечны люди, никакой власти не имеющие и ни на какую власть не претендующие.
Странное удовольствие, почти счастье от созерцания, от ощущения мира "со стороны". Именно не просто "ухода" (какое мне, мол, дело!), не равнодушия, а внутренней отстраненности.
Больше всего меня занимает - что делают люди, когда они "ничего не делают", то есть именно живут. И мне кажется, что только тогда решается их судьба, только тогда их жизнь становится важной.
Что такое подлинная культура? Причастие. Участие в том, что победило время и смерть.
Подлинная вера есть всегда преодоление "религии".
Когда суетишься и вдруг вспомнишь о смерти, она кажется невыносимым абсурдом, ужасом. Но когда в душе тишина и счастье - смерть воспринимаешь иначе. Ибо она сама на уровне высокого, "важного", и ужасает в ней несоответствие ее только мелочному, ничтожному. В счастье, подлинном счастье - всегда прикосновение вечности к душе, и потому оно открыто смерти: подобное познается подобным. В суете же нет вечности, и потому она ужасается смерти. "Во блаженном успении" - это значит: в смерти, воспринимаемой счастливым человеком.
Христианство "болтающее" - это, в сущности, новая глава в его истории. Когда люди поставили "проблемы", они перестали радоваться, благодарить и молиться.
Отречение от мира не в уходе из него ("уход" тоже может стать ролью, исканием себя и своего), а только в освобождении от занятости своим местом в нем.
Человек хочет быть любимым - и потому страдает. А разрешение в том, чтобы полюбить.
Идеология - это всегда идолопоклонство, и потому всякая идеология есть зло и родит злодеев.
Человек знает только самоутверждение и обличение чужой неправоты. Христианская мораль, в ту меру, в какую она вообще была воспринята, воспринята была только как мораль индивидуальная. Но в отношении своего народа, своей церкви и т.д. христиане первые (после евреев) живут самоутверждением, гордыней и "экспансией". Откуда же взяться "раскаянию" и "самоограничению"? "Я", может быть, и уступлю, "мы" никогда не уступим, потому что мы правы, всегда правы, не могли бы секунды прожить без своей правоты.