Первые впечатления от работы преподавателем

Oct 10, 2006 18:19


Благодатный это труд - лекции читать, студентов учить. Устаёшь после этого, но это приятная усталость: чувство удовлетворения!

Сегодня завкафедрой мне сказал, чтобы к концу семестра у меня была какая-то электронная версия моих лекций: для порядка так надо, чтобы другие преподаватели могли знать, что я читаю, сравнить с аналогичными курсами других преподавателей, чтоб могли сориентироваться, что знают студенты. Всё это правильно, конечно, но не очень охотно мне это делать. Ведь эта электронная версия лекций неизбежно попадёт студентам. Электронная версия лекций - это хорошо, если ими правильно пользоваться: если посещать лекции, а в электронный вид смотреть потом, если, например, в печатном тексте разбираться удобнее. А то ведь многие, заполучив электронные версии лекций, на сами лекции не станут ходить. А моторная память от самого процесса написания (пусть даже потом читать будешь не свои лекции, а чужие или печатные) важна ведь. Вот я чего боюсь.

Хотя, может, есть и положительный момент. Я ведь курс читаю, компилируя материал из разных книг, кое-где упрощая. Сомневаюсь, чтобы злостные забойщики (ну за исключением забойщиков-гениев, коих мало) сами перелопатят и переварят все эти книги, всё-таки  непростая (для нашей кафедры) там математика. А электронные лекции, может, и освоят, так что будут что-то знать.

Ладно, вроде, больше хорошего от этих электронных лекций получится, чем плохого. В конце концов, человек сознательный, стремящийся к знаниям, на лекции ходить всё равно будет. А с несознательным... Философский вопрос: стоит ли придумывать разные ухищрения, чтобы заманить его на лекцию, чтобы он хоть что-то узнал, в надежде, что позже он поймёт пользу от этого. Или оставить всё на его усмотрение (взрослый же человек): пусть позже и жалеет.

Разные у меня впечатления от студентов. С одной стороны, они умные, внимательно следят за доской, поправляют ошибки по невнимательности, задают вопросы по содержанию. После второй лекции просто в восторге пребывал!! С другой... иногда пытаются выпятить, что то, что было даже в прошлом семестре (не говоря уж о более раннем), они уже не помнят, конспекты выкинуты (как они сказали, "остался один, ну максимум два конспекта на группу" - это по курсу, сданному в том семестре). Сегодня почему-то пришло на лекцию существенно меньше народа. Может, из-за того, что лекции недостаточно хорошо читаю, а может, из-за общей закономерности: от начала к концу семестра среднее число студентов на лекциях убывает: первая пара, мол, вставать рано, а кроме моих двух пар никого больше в этот день нет. Хотя в целом положительное впечатление!:)

Вообще, мне кажется, сейчас в российском образовании накладываются друг на друга ряд процессов: как отрицательных, так и положительных. С одной стороны, закручиваются гайки, расхлябанность в образовательных программах уменьшается, что положительно сказывается на качестве. Например, сейчас на нашей кафедре ("Системный анализ", факультет кибернетики) существенно серьёзнее, чем когда мы учились, читаются как математические дисциплины, так и дисциплины, связанные с информационными технологиями. Отрадно, что и я руку к этому приложил, начав читать вариационное исчисление и оптимальное управление. А читать я стал, потому что сказала кафедра, потому что этот курс есть в образовательном стандарте, за исполнением которого стали лучше следить.

С другой стороны, министерство обрезания науки образования и науки делает усилия, чтобы разрушить нашу систему образования, заменив её бакалаврами-магистрами и прочей всячиной.

Но самый главный процесс - какая тенденция сознательности студентов и преподавателей. Оценить пока не могу: тут несколько лет наблюдений надо. Говорят, волны.

российское образование, жизнь, МИФИ, преподавание

Previous post Next post
Up