Это легендарный ледокол.
Он создан в 1959 году (!) и был первым мирным атомным судном. (Годом раньше появилась атомная подлодка).
Главной задачей была работа на
Северном Морском Пути. Мурманское пароходство обслуживает Западный сектор - от Мурманска до Дудински (Енисей). Как раз увеличение навигации по Енисею была одной из важных задач "Ленина". Сама собой навигация в верховьях Енисея доступна всего 3 месяца в году - примерно с мая по сентябрь. Этот период нужно было расширить с использованием ледокольной проводки судов. Кроме того, существовало узкое место - Карская перемычка. Если взломать её с помощью ледокола, навигация начнется раньше.
Также "Ленин" высаживал дрейфующие станции (до него это было возможно лишь с использованием авиации и можно было взять на борт гораздо меньше людей и оборудования), ходил к Северному полюсу. Поставлен в док в 1989 году.
История постройки судна и впечатляющая фотография проводки судов во льдах Сейчас "Ленин" стоит возле Морского вокзала и открыт для экскурсий.
Не могу не сделать отдельные заметки на память, но это лишь фрагменты. Будете рядом, обязательно побывайте на экскурсии. Весной для посещения будет открыто после ремонта машинное отделение.
Длительность автономной работы ледоколов, работающих на угле или мазуте, ограничена тем количеством топлива, которое можно было взять на борт. В этом отношении ядерное топливо очень эффективно - одной загрузки хватает на 2,5 года, то есть время автономной работы зависит уже не от топлива.
На экскурсии "Ленин" в шутку назвали атомным электропароходом. Цепочка такова: размещенный на судне ядерный реактор производит энергию, с помощью которой превращает воду в пар, а пар вращает турбины электромоторов. То есть в процессе используются и сила пара, и электричество. Но главным топливом является ядерное.
Корпус ледокола имеет особое строение - низ в форме яйца. В случае, если льды начинают сжимать корпус, они не ломают корабль, а выталкивают его вверх.
На борту было около 240 членов экипажа. Конкурс на работу был огромным. Отбирали тех, кто был мастером в своем деле и умел жить автономно - не ждать помощи с берега, а сам наладить, починить, приспособить. Люди работали на борту по 4 месяца, потом происходила смена - прямо в море, куда приходило судно с материка. Зафиксировано и внедрено очень много рацпредложений, это был дух жизни.
Вот столовая на 80 посадочных мест.
Столовая находится в самом сердце судна - над ней 6 палуб и под ней столько же.
Бортики столов выдвижные - они выдвигаются в случае качки и ловят летающую посуду.
"Ленин" уходил в рейс надолго, на много месяцев. На борту был создан целый город со столовыми, кинозалом, парикмахерскими, зонами отдыха, огромной библиотекой (10 000 томов). Проводились концерты, ученые рассказывали об исследовательской работе. Еще на судне есть два спортзала и бассейн в трюме (в нем подогретая забортная вода).
Конечно, это не главное содержание жизни, это в дополнение к напряженной работе.
Распорядок дня был таков: 4 часа вахта, 8 часов отдыха.
Киноэкран в столовой. На рейс брались 10-12 фильмов, которые со временем засматривались до крайней степени.
Над столовой расположена кают-компания, тут питался и отдыхал старший офицерский состав.
Шахматный клуб. Сюда приезжали в гости великие шахматисты - например, здесь играл Карпов.
А вот недавний экспонат - факет олимпиады,побывавший на северном полюсе.
Сейчас "Ленин" находится на балансе Росатома.
На корабле проводятся экускурсии (пользуясь случаем хочу горячо поблагодарить нашего экскурсовода за отличную экскурсию), а также создан учебный центр, где можно посмотреть фильмы про атомный флот и вопросы изучения и использования атомной энергии. Важно: в этот центр нельзя прийти внезапно, надо заранее позвонить и уточнить время работы.
Великолепное панно в кают-компании:
Сам "Ленин"
И северное сияние
Исключительной красоты парадный трап
А вот ядерный реактор. Это полноценная атомная электростанция, которую ледокол несет в себе.
(К слову, в Википедии есть отличная
статья про принцип действия атомной электространции).
Сюда загружаются урановые тепловыделяющие элементы, собранные в тепловые сборки (ТВС).
В атомном реакторе засчет реакции атомного распада ТВЭЛы выделяют огромное количество тепла. Через реактор идет теплоноситель, который переносит тепло к парогенератору. Тут происходит нагрев воды и превращение её в пар. Пар вращает турбину. Турбина вращает электромоторы (которые вращают лопасти и приводят в движение судно). Также она запускает генератор, который преобразует механическую энергию в электрическую.
(
Вот отличная понятная схема)
В теплоносителе бидистиллят, в охлаждающем контуре - забортная вода (хорошо и очень удачно, что в местах работы ледокола она холодная. подобная система в тропиках была бы менее эффективна, а то и невозможна).
Ходовая рубка
Поворот )
Схема судна.
Реактор - розовый блок в центре.
Гений инженерной мысли - дифферентная система.
По краям, в кормовой и носовой части расположены цистерны, которые можно очень быстро наполнить забортной водой. Также можно быстро перекачивать воду из цистерны в цистерну. Это позволяет наклонять судно (крен), раскачивать его, придавать ему ускорение в какую-то сторону. Это резко повышает маневренность судна, дает ему возможность ударить по льду "всем корпусом" или сползти назад, если нос стал опасно вылезать на лед, и так далее.
Фотовыставка главного механика ледокола Владимира Кондратьева.
Двое его сыновей - главные механики на других ледоколах.
Ледоколы.
Гордость и мощь севера.
"Ленин"
Дыхание истории.
Все рассказы о поисках северного сияния и зимы (Мурманск, Териберка, Кижи)