Музей Станиславского - счастливое посещение во время ремонта

Sep 01, 2014 00:00

В разные моменты я работала и училась неподалеку от Леонтьевского переулка, где расположен дом-музей Станиславского. Никогда тут не была.
Наконец, дошла - в разгар огромного ремонта, когда на кассе предупреждают "только у нас всего две комнаты открыты, вы уж лучше не покупайте билет на фотосъемку". Всё равно купила - не смогла сэкономить на организации, в названии которой есть слова "музей" и "Станиславский".

И какой это подарок. Это одно из лучших посещений музеев в моей жизни.

Действительно, вокруг и внутри здания идет ремонт.
В статье на Kugado есть фотографии доремонтного состояния - комнаты выглядят более парадно.
Но дух музея, красивое здание и великолепного смотрителя спрятать не удалось )




Сейчас весь дом в лесах. Окончание реконструкции к концу 2014 года.




Видимо, разумно призывать читателей прийти в музей в январе 2015. Там и день рождения Станиславского и радость открытия обновленной экспозиции.
Но мне очень понравился музей в его нынешнем состоянии. Ведь музей это, конечно, не только сами экспонаты или здание. Это что-то ещё. И вот этого чего-то внутри столько, что я наполнилась и унесла с собой.










Думаю, в этом огромная заслуга смотрительницы Валентины Георгиевны.
Она впервые побывала в этом доме-музее, когда ей было восемь лет и она занималась в детской театральной студии.
Потом она поступала в театральный, потом в театроведческий и в итоге связала свою жизнь с музеями - МХАТа, Поленова, Немировича-Данченко, Станиславского.
Она очень нежная, очень красивая, настоящий хранитель той культуры, которую воплощают эти имена.
Я бы не сказала, что Валентина Георгиева, например, дружелюбая или приветливая.
Когда я поднялась на второй этаж, она вышла навстречу, взяла меня за руку сердечно поблагодарила за приход в музей.
Потом посадила на сундук и стала рассказывать о том, что происходило в этом доме. А потом мы вместеобошла ивсё, что было открыто и говорили обо всем.

Я могу описать это только фразой из книги Конкордии Антаровой - сотрудницы и друга Станиславского: "Прост ваш день труда. Обласкайте каждого, кто войдёт к вам. Если пришёл одинокий, отдайте ему всю любовь сердца, чтобы, уходя, он понял, что у него есть друг. Если придёт скорбный, осветите ему жизнь вашей радостью."

И у меня после этой встречи появился друг. Не в том смысле, что я теперь могу приходить по вечерам и есть варенье :) А в смысле серьезной незабываемой дружбы, которой даже варенье не нужно.




Вот служебная лестница, по которой сейчас водят посетителей.
Парадная лестница находится в другом месте. Сейчас она закрыта (а вернее, практически разобрана из-за ремонта).




Я сидела вот на этом сундуке и слушала: "А когда жизнь в доме замирала, Станиславский выходил из кабинета в коридор и они с Марией Петровной (женой) сидели тут и говорили о жизни и творчестве".




Станиславский приехал в этот дом в 1921-м году после того, как был национализирован его собственный дом. Он прожил тут 17 лет, до самой смерти. Предоставить этот дом помог Луначарский.
(ВГ: "Такие люди рождаются и уже не умирают")

Когда Станиславский впервые попал в дом, он поднялся на отведенный ему второй этаж, вошел в холл...




...а оттуда в зал. И увидел, что тут возможен театр.
В этот момент он принял дом.
Этот зал (сейчас тут, как понятно по фото, ремонт) использовался как зал для выступлений. Он назывался Онегинским.
Сцена находилась возле колонн (туда также можно было войти из другой комнаты).




И вот так смотрели на зрителей те, кто выступал на сцене:







Станиславский ушел от премьерности в театре. Он хотел, чтобы люди приходили смотреть не на конкретного артиста, а на спектакль как слияние усилий драматурга, режиссера, актера. "Нам нужно чудо в театре".
Сплетение драматического и музыкального.







Сейчас здесь циклюют паркет. И этот запах удивительно похож на запах кулис.




Мне ремонт в целом показался очень гармоничным состоянием. Музей живет, музей хранит свои ценности. Из-за ремонта музей даже как будто стал более существующим. Так солидный человек под внезапным дождем вдруг схватывает вещи, вскакивает и в этом порыве еще живее, чем был только что.







Соседняя комната - её называли Красной из-за цвета стен.
Сейчас остались красные фигуры в росписи потолка.




Здесь постоянно шла работа, репетиции, обсуждения.
"Театр - это бьющееся сердце. Ему постоянно нужна живая кровь - актеры".




Любимая мебель.
Вот кресло-трон из спктакля.




Вот сделанные на заказ шкафы с подаренными кем-то витражами.







Вот резной буфет работы Поленова. Друга, а после и родственника (Поленов женился на Наталье Якунчиковой, родственнице Станиславского).




Дом и имущество не были единственным смыслом жизни для Станиславского. Но, думается, в национализации и необходимости спасать дорогие вещи и жизненный уклад всё-таки состоит личная драма.







Кабинет Станиславского.
Настоящая фамилия Константина Сергеевича - Алексеев. Он принадлежал к семье промышленника Алексеева, состоящего в родстве с Мамонтовыми и Третьяковыми. Примерно в 1886 году для сцены взята творческая фамилия Станиславский.
С детства дома была создана творческая среда, дети много и разному учились, ставились спектакли, звучала музыка.




В нем, как и во всем доме, невероятной красоты потолки.




Дверь из спектакля "Скупой рыцарь".










Кабинет разделен на две части рядом шкафов.
За шкафами артисты переодевались, а в основной части комнаты репетировали и обсуждали.




Центральная часть кабинета:




Рабочий стол:




Место для репетиций и обсуждения, разбора ролей.




Восстановлено по фотографии:




Светильники, купленные к первому спектаклю МХАТа. Первой постановкой была трагедия Алексея Толстого "Царь Федор Иоаннович". Во время работы над спктаклем Станиславский с коллегами много ездили по старинным русским городам. И скупали всё подряд на развалах )
Говорили: "Чем подлиннее отразим эпоху на сцене, тем легче будет актеру".







Эскиз декораций работы Бенуа к спектаклю Гальдони "Хозяйка гостиницы".













Потолок спальни Станиславского.
Здесь он работал в последние годы, уже плохо себя чувствуя.
Дописывал "Работу актера над собой" и "Работу актера над ролью".
Ему помогали секретарь и медсестра.




Вид на Леонтьевский переулок




Отдельно от рабочей зоны Станиславского располагаются две комнаты, принадлежащие его супруге,
Марии Петровне Лилиной. Она была актрисой - к слову, любимой актрисой Чехова.




Вот Лилина и Станиславский вместе на сцене - в "Коварстве и любви" Шиллера.




"Мы в театре создаем из людей ожерелье. Важно соответствие людей друг другу. Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. Маленькому актеру не место в художественном театре".




Большое счастье жить в Москве заключается, в частности, в возможности так просто зайти в такой музей.

А список всех моих рассказов про Москву находится здесь

Россия, орнамент, театр, люди, Москва, рисунок, музеи

Previous post Next post
Up